Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
спецвыпуск: энергосбережение №4
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ ОПТОВОГО РЫНКА
До настоящей конкуренции пока далеко

Энергосистемы продают и покупают электроэнергию на ФОРЭМ уже давно, сегодня на рынок электроэнергии устремились и промышленные предприятия

Если два года назад на оптовый рынок выходили всего три предприятия, сейчас там работает не менее 15 крупных компаний, еще около 20 выйдут на ФОРЭМ в ближайшее время. Это позволяет говорить о качественном росте рынка. Впрочем, граничные условия (100 млн кВтч годового потребления электроэнергии и 20 МВт присоединенной мощности), которые установлены сейчас ФЭК России, позволяют «допустить» на рынок не менее 2,5 тыс. потребителей.
Основное, что останавливает промышленные предприятия, – необходимость организовать автоматизированные системы учета и контроля электроэнергии (АСКУЭ), которые обеспечат точные измерения объема поставок электроэнергии в режиме реального масштаба времени и несанкционированный доступ на рынок.
Документами, регулирующими внедрение АСКУЭ, являются «Регламент создания АСКУЭ потребителей – субъектов ФОРЭМ» (информационное письмо РАО «ЕЭС России» от 04.06.2001 г.) и «Положение об организации учета на оптовом рынке». Работу по созданию АСКУЭ в субъектах ФОРЭМ организует ЗАО «ЦДР ФОРЭМ».

С чего начать

Если потребитель принял решение о выходе на оптовый рынок, он обязан следовать жесткому регламенту. Во-первых, в течение 6 месяцев необходимо успеть провести все организационно-технические мероприятия не только по АСКУЭ, но и по заключению договоров. В противном случае решение о выходе на ФОРЭМ аннулируется.
После приемки АСКУЭ в промышленную эксплуатацию оператор рынка дает согласие на заключение договора между покупателем и продавцом электроэнергии. ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» готовит договор и передает его потребителю. Потребитель приступает к процедуре согласования договора поставки энергии с оптового рынка электроэнергии и мощности. Затем проводится контроль системы, в том числе и на предмет наличия субабонентов, поскольку по существующим правилам субабоненты исключаются из контура учета, а поставка электроэнергии осуществляется только конкретному потребителю. Субабоненты же получают электроэнергию от АО-энерго, а потребитель, который вышел на оптовый рынок, предоставляет услуги по передаче электроэнергии от границ АО-энерго непосредственно субабонентам.

Система тарифов на ФОРЭМ

Тарифы формируются из трех составляющих: плата за услуги по передаче электроэнергии по сетям РАО «ЕЭС России», плата за поставленную электроэнергию на оптовом рынке, плата за передачу электроэнергии через сети АО-энерго.
Так как все крупные потребители участвуют в перекрестном субсидировании, то при выходе на ФОРЭМ они могут контролировать и согласовывать его с ФЭК регионов (РЭК). В договоре с АО-энерго на услуги по передаче электроэнергии уровень перекрестного субсидирования проявляется сразу и в явной форме, потому что плата за услуги по передаче формируется исходя из затрат АО-энерго на транспортировку электроэнергии. До вывода потребителей на ФОРЭМ эта составляющая может в несколько раз, с учетом перекрестного субсидирования, превышать услуги по передаче по сетям АО-энерго.
Поэтому АО-энерго и регионы ограничивают выход потребителя на ФОРЭМ, ведь для того, чтобы АО-энерго и РЭК уравновесили финансовый баланс у себя в регионе, им придется повышать тарифы другим потребителям. Возникает сложная схема переговоров между потребителем, регионом, АО-энерго, РАО «ЕЭС России», ФЭК России.
Основная процедура согласования вывода промышленного потребителя на оптовый рынок заключается именно в обсуждении участия предприятия в перекрестном субсидировании после ввода его на оптовый рынок.
Правительство поставило задачу постепенного ухода от перекрестного субсидирования, и процедура выхода на ФОРЭМ потребителей стимулирует этот процесс.

Потребителю дается право выбора: он переходит на работу или по зонным тарифам поставки электроэнергии, или по двуставочным. Двуставочный тариф состоит из фиксированной части тарифа на 1 МВт установленной мощности (независимо от выработки электроэнергии) и тарифа на выработанную энергию. С появлением у него приборов учета, позволяющих автоматически фиксировать электропотребление в почасовом режиме, появляется возможность использовать зонный тариф. Зонные тарифы утверждаются для потребителя ФЭК РФ при выводе его на оптовый рынок. Для зонных тарифов сутки разделены на 3 зоны – пиковая, полупиковая и ночная, и в каждой зоне утверждается свой тариф. Наиболее низкий – в ночной зоне, поэтому потребителю выгодно выбирать большую часть электроэнергии в ночной зоне и разгружаться в пиковые и полупиковые зоны, в которых тариф в несколько раз выше.

ФОРЭМ – переходный период

Сегодня ФОРЭМ в большей степени система расчетов, а не конкурентный рынок. Данный период для него переходный этап, когда отрабатывается модель конкурентного рынка электроэнергии,
утвержденная комиссией по реформированию РАО «ЕЭС России». В соответствии с ней Правительство России приняло решение о передаче лишь части электроэнергии (от 5 до 15%) для реализации по свободным ценам и отработки механизмов конкурентного рынка.
Большую роль в формировании рынка сыграл административный ресурс РАО «ЕЭС России». Не секрет, что достигнутая за последние годы ликвидность платежей осуществлена в основном за счет этого ресурса, благодаря чему система перешла практически на 100-процентные платежи деньгами. Этот шаг был одним из необходимых условий для перехода к конкурентному рынку, на котором торговля зачетами или другими неликвидными средствами не допускается.
При отсутствии этого ресурса по взаимодействию как с АТС, так и с системным оператором ликвидность платежей может понизиться в несколько раз. Поэтому влияние РАО «ЕЭС России» как организатора оптового рынка является очень важным моментом.

Рынок все расставит по местам

Электроэнергия отличается от другого вида товара тем, что ее нельзя складировать, она требует управления поставками в каждый момент времени. Конкурентный рынок предполагается разделить на несколько секторов: первый – сектор прямых договоров, прямых поставок между покупателем и продавцом, второй – это торговля на сутки вперед, который должен организовывать системный оператор совместно с АТС, третий – это балансирующий рынок, который будет вести системный оператор.
Основным направлением, безусловно, будет рынок прямых договоров, торговля долгосрочными контрактами между покупателем и поставщиком. Назначение балансирующего рынка и рынка «на сутки вперед» – сбалансировать те изменения, которые не учитываются в долгосрочных договорах. В конечном счете все направлено на более эффективное использование электроэнергии, оптимизацию режимов поставок и покупок. При работе на рынке эффективные производители будут иметь преимущества, ибо оператор рынка напрямую заинтересован в выборе для покупателя более дешевого поставщика.

Обзор подготовлен по материалам пресс-службы РАО «ЕЭС»


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: тел. 331-14-54