СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ТЭЦ ОТДАСТ ТЕПЛО В ХОРОШИЕ РУКИ
Строительство теплотрассы планируется завершить к 2005 году
Ситуация, сложившаяся вокруг Северо-Западной ТЭЦ, парадоксальна: построенная
для обеспечения теплоснабжения Приморского района, она до сих пор не
имеет выхода к своим потенциальным потребителям; ее называют самой экономичной
и эффективной – и при этом ее теплом щедро обогревают атмосферу…
О том, что в будущем ждет главного «экспортера» российской электроэнергии
– в беседе с директором СЗТЭЦ Р. И. Костюком.
– Ростислав Иванович, Северо-Западную ТЭЦ называют уникальной,
не имеющей аналогов в нашей стране. Что имеется в виду?
– В первую очередь, конечно, уникальность ее технологии: парогазовый
цикл обеспечивает КПД 50–52% (на паросиловых станциях он не превышает
40%) и позволяет на 25% снизить расход топлива на киловатт выработанной
электроэнергии. Кроме того, на станции практически отсутствуют вредные
выбросы.
Но есть у нее одна особенность, о которой сегодня стали забывать: Северо-Западная
ТЭЦ изначально строилась для отработки технических аспектов парогазового
цикла. То есть перед нами была поставлена задача не просто пустить станцию
для генерации тепло- и электроэнергии – не менее важно было создать
с учетом последних достижений отечественной и мировой науки и техники,
а затем отработать технологию эксплуатации этих установок. И Санкт-Петербург
в качестве места расположения был выбран не случайно: именно здесь находились
основные производители энергитического оборудования, высококвалифицированный
коллектив ученых и специалистов проектных институтов, конструкторских
бюро и эксплуатационного персонала тепловых электростанций.
Непростая задача была выполнена: практически все оборудование, спроектированно
и изготовлено российскими производителями, причем большинству из них
ТЭЦ профинансировала и его разработку («Электросила» освоила производство
генераторов с воздушным охлаждением мощностью 160 МВт, ЛМЗ – паровых
турбин типа Т-150-77, Подольский машиностроительный завод – котлов-утилизаторов,
Пролетарский – насосного оборудования, «Электропульт» – средств управления
и автоматизации). Это позволило отечественным заводам наладить производство
необходимого для современных парогазовых установок энергетического оборудования,
дало возможность отработать технологию их эксплуатации, чтобы в дальнейшем
тиражировать такие ПГУ как в России, так и за рубежом.
Причем если газовая турбина для 1-го блока была собрана на СП «Интертурбо»
в Петербурге из комплектующих немецкой фирмы «Сименс», то сейчас ЛМЗ
купил лицензию и даже комплектующие производит своими силами. Таким
образом, нам удалось дать толчок к созданию конкурентоспособного российского
энергетического оборудования.
–
Но станция до сих пор не подключена к городским теплосетям и вырабатывает
только один вид продукции – электроэнергию...
– Решение вопроса о строительстве теплотрассы начало осуществляться
только с приходом нового руководства города, т. е. было потеряно более
трех лет, хотя строительство теплотрассы – это вопрос теплоснабжения
всего Приморского района, который активно застраивается и которому катастрофически
не хватает тепла.
По первоначальному проекту на ТЭЦ должны быть переброшены базовые нагрузки
по теплу, а пиковую и полупиковую части нагрузки должны были покрывать
Приморская и Коломяжская котельные. На данный момент все разногласия
устранены, проект строительства теплотрассы и его ТЭО – дело решенное.
– Кто является заказчиком проекта?
– Город будет принимать самое активное участие. Не исключен и такой
сценарий развития, что город создаcт отдельную компанию по проектированию
и строительству теплотрассы, в которую могут войти все заинтерисованные
стороны. Заказчиком является СЗТЭЦ, а основным инвестором – РАО «ЕЭС
России». Кроме того, РАО выступит в качестве гаранта для привлеченных
под строительство теплотрассы кредитов.
– Город будет принимать в нем участие?
– Для нас главное, чтобы город занялся внутренними сетями – они должны
быть готовы к приему тепла от СЗТЭЦ. Сегодня с ГУП «ТЭК» согласован
договор по теплоснабжению. Ввод теплотрассы намечен к отопительному
сезону 2005–2006 года, но все будет зависеть от того, как скоро решится
вопрос с кредитом.
Есть надежда, что все споры вокруг нашей станции остались в прошлом
и город и РАО заинтересованы в скорейшем вводе ТЭЦ по полной схеме и
на полную мощность. Выгода для всех очевидна – в городе возрастет надежность
теплоснабжения, снизится нагрузка на котельные, улучшится экологическая
обстановка в Приморском районе, поскольку наш технологический процесс
более совершенен и безопасен с экологической точки зрения.
Могу добавить, что вопросы строительства теплотрассы и строительства
2-го блока включены в тендер на управление, и значит, они в любом случае
будут решаться.
– Значит ли это, что какие-то существующие котельные будут
закрываться?
– Я могу четко сказать, что ни Приморская, ни Коломяжская, ни Молодежная
закрываться не будут, могут закрыться небольшие котельные на предприятиях,
которые и сейчас экономически невыгодны. Но даже эти котельные будут
выводиться не на первых этапах.
Впрочем, если город будет развиваться нынешними темпами (практически
так, как мы предполагали изначально, когда принимали решение о строительстве
станции), лишних мощностей не будет. А вот рассмотрение вопроса о второй
очереди отложено до 2010 года, и зависеть все будет от объемов потребляемого
тепла – если роста потребления не будет, не будет и второй очереди.
– Как вы относитесь к реформам, проходящим в электроэнергетике?
– СЗТЭЦ к реформе была готова изначально, она уже строилась с расчетом
на рыночное ведение дел – у нас практически нет непрофильных видов деятельности.
СЗТЭЦ – полноправный субъект рынка ФОРЭМ, причем у нас одна из самих
низких цен среди тепловых станций, сопоставимая с ценами атомных станций,
считающихся самыми экономичными. В принципе для нас нет разницы, где
работать – на Финляндию или Россию, с другой стороны, не секрет, что
существует проблема совместимости российских систем с европейской (по
режиму работы, техническим параметрам) – и наша станция стала первым
шагом в этом направлении.
– Ростислав Иванович, за счет чего происходит ежегодное
снижение удельного расхода топлива?
– В первые годы работы – за счет специальных мероприятий по доведению
оборудования до режима промышленной эксплуатации, в дальнейшем улучшение
технико-экономических показателей идет за счет совершенствования оборудования
и технологической схемы.
Но есть еще одна особенность: во многом удельный расход топлива зависит
от нагрузки, то есть для экономически выгодного удельного расхода станция
должна выйти на свою полную нагрузку. Поэтому, когда из-за недостаточной
обеспеченности топливом в этом году мы не смогли дать полную нагрузку,
удельный расход оказался несколько выше.
На самом деле ограничения по топливу – очень серьезная проблема для
станции! Ведь она не имеет т. н. альтернативного топлива, и мы просто
вынуждены переходить на иной, менее экономичный режим! Имея возможность
нести почасовую нагрузку как минимум 460Мвт, станция из-за необеспеченности
топливом снижает ее до 350, при этом теряется до 8 граммов топлива на
каждый киловатт выработанной энергии, что в итоге исчисляется тоннами
перерасхода топлива и миллионами выброшенных в топку рублей! Переговоры
с Газпромом пока позволили лишь частично решить эту проблему, но все
же в январе – феврале Северо-Западная ТЭЦ недополучила около 26,1 млн
кубометров газа.
Не давать топлива станции, которая и так каждый пятый кВт вырабатывает
на сэкономленном топливе, сводить на нет передовую технологию и дискриминировать
перед всеми (иностранцами в том числе!) парогазовый цикл, на разработку
которого были брошены немалые силы и средства. Это нанесение вреда государству
в целом!
В голосе директора – горечь и недоумение. Действительно: осуществив
прорыв на более качественный технический уровень и открыв тем самым
новые возможности развития отечественной электроэнергетики, Россия в
очередной раз оказывается не в состоянии обеспечить стабильную работу
станции, созданной таким трудом. Страна в который раз демонстрирует
разобщенность властных структур и научно-промышленного комплекса, отсутствие
внятной экономической и энергетической политики и просто здравого смысла!
Скорее всего, все эти вопросы будут решены с приходом иностранных управляющих
– в конкурсе на управление победителем стала итальянская энергокомпания
Enel ESN Energo.
Кроме строительства второго энергоблока управляющая компания должна
будет найти средства и для строительства теплотрассы в Приморский район.
И ведь найдет! А российские заинтересованные лица (точнее, абсолютно
не заинтересованные!) за четыре года так и не смогли договориться, кто
будет оплачивать ее строительство. Не удивлюсь, если после подсчетов
окажется, что выброшенное за три года эксплуатации в атмосферу тепло
и неоправданный ежедневный перерасход топлива из-за недопоставок газа
в общей сложности «потянут» на половину теплотрассы! И ведь никто не
ответит за упущенную выгоду!
А что иностранцы? Они нас будут учить управлять самой современной, эффективной
и экономичной теплоэлектростанцией, сделав ее главным экспортером российской
электроэнергии, и все искренне забудут, что создана она была россиянами
и для россиян.
На строительство второго блока Северо-Западной ТЭЦ требуется
около $230 млн, в том числе $27 млн - на прокладку трассы для подключения
Приморского района к теплу. Для привлечения инвесторов РАО «ЕЭС России»
объявил международный конкурс на управление станцией. Менеджеры РАО
полагают, что передача Северо-Западной ТЭЦ в управление привлечет иностранные
инвестиции, оптимизирует экспорт электроэнергии в Западную Европу и
заставит наконец европейскую и российскую энергосистемы работать синхронно.
По проекту Северо-Западная ТЭЦ состоит из 4 энергоблоков каждый
мощностью 450 МВт. Общая проектная мощность станции 1800 МВт. Один блок
потребляет около 650 млн кубометров газа ежегодно, вся станция – около
2 млрд 600 млн кубометров. Себестоимость киловатт-часа электроэнергии
при нормальном режиме работы не превышает 17-18 коп. Годовой отпуск
электроэнергии - 9410 млн кВтч. Электроэнергия идет на экспорт в Финляндию.
Беседовала Светлана Соснова
Контактный телефон 315-0609