Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
спецвыпуск: энергосбережение №4
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ТЭЦ ОТДАСТ ТЕПЛО В ХОРОШИЕ РУКИ
Строительство теплотрассы планируется завершить к 2005 году

Ситуация, сложившаяся вокруг Северо-Западной ТЭЦ, парадоксальна: построенная для обеспечения теплоснабжения Приморского района, она до сих пор не имеет выхода к своим потенциальным потребителям; ее называют самой экономичной и эффективной – и при этом ее теплом щедро обогревают атмосферу…

О том, что в будущем ждет главного «экспортера» российской электроэнергии – в беседе с директором СЗТЭЦ Р. И. Костюком.

– Ростислав Иванович, Северо-Западную ТЭЦ называют уникальной, не имеющей аналогов в нашей стране. Что имеется в виду?
– В первую очередь, конечно, уникальность ее технологии: парогазовый цикл обеспечивает КПД 50–52% (на паросиловых станциях он не превышает 40%) и позволяет на 25% снизить расход топлива на киловатт выработанной электроэнергии. Кроме того, на станции практически отсутствуют вредные выбросы.
Но есть у нее одна особенность, о которой сегодня стали забывать: Северо-Западная ТЭЦ изначально строилась для отработки технических аспектов парогазового цикла. То есть перед нами была поставлена задача не просто пустить станцию для генерации тепло- и электроэнергии – не менее важно было создать с учетом последних достижений отечественной и мировой науки и техники, а затем отработать технологию эксплуатации этих установок. И Санкт-Петербург в качестве места расположения был выбран не случайно: именно здесь находились основные производители энергитического оборудования, высококвалифицированный коллектив ученых и специалистов проектных институтов, конструкторских бюро и эксплуатационного персонала тепловых электростанций.
Непростая задача была выполнена: практически все оборудование, спроектированно и изготовлено российскими производителями, причем большинству из них ТЭЦ профинансировала и его разработку («Электросила» освоила производство генераторов с воздушным охлаждением мощностью 160 МВт, ЛМЗ – паровых турбин типа Т-150-77, Подольский машиностроительный завод – котлов-утилизаторов, Пролетарский – насосного оборудования, «Электропульт» – средств управления и автоматизации). Это позволило отечественным заводам наладить производство необходимого для современных парогазовых установок энергетического оборудования, дало возможность отработать технологию их эксплуатации, чтобы в дальнейшем тиражировать такие ПГУ как в России, так и за рубежом.
Причем если газовая турбина для 1-го блока была собрана на СП «Интертурбо» в Петербурге из комплектующих немецкой фирмы «Сименс», то сейчас ЛМЗ купил лицензию и даже комплектующие производит своими силами. Таким образом, нам удалось дать толчок к созданию конкурентоспособного российского энергетического оборудования.

– Но станция до сих пор не подключена к городским теплосетям и вырабатывает только один вид продукции – электроэнергию...
– Решение вопроса о строительстве теплотрассы начало осуществляться только с приходом нового руководства города, т. е. было потеряно более трех лет, хотя строительство теплотрассы – это вопрос теплоснабжения всего Приморского района, который активно застраивается и которому катастрофически не хватает тепла.
По первоначальному проекту на ТЭЦ должны быть переброшены базовые нагрузки по теплу, а пиковую и полупиковую части нагрузки должны были покрывать Приморская и Коломяжская котельные. На данный момент все разногласия устранены, проект строительства теплотрассы и его ТЭО – дело решенное.

– Кто является заказчиком проекта?
– Город будет принимать самое активное участие. Не исключен и такой сценарий развития, что город создаcт отдельную компанию по проектированию и строительству теплотрассы, в которую могут войти все заинтерисованные стороны. Заказчиком является СЗТЭЦ, а основным инвестором – РАО «ЕЭС России». Кроме того, РАО выступит в качестве гаранта для привлеченных под строительство теплотрассы кредитов.

– Город будет принимать в нем участие?
– Для нас главное, чтобы город занялся внутренними сетями – они должны быть готовы к приему тепла от СЗТЭЦ. Сегодня с ГУП «ТЭК» согласован договор по теплоснабжению. Ввод теплотрассы намечен к отопительному сезону 2005–2006 года, но все будет зависеть от того, как скоро решится вопрос с кредитом.
Есть надежда, что все споры вокруг нашей станции остались в прошлом и город и РАО заинтересованы в скорейшем вводе ТЭЦ по полной схеме и на полную мощность. Выгода для всех очевидна – в городе возрастет надежность теплоснабжения, снизится нагрузка на котельные, улучшится экологическая обстановка в Приморском районе, поскольку наш технологический процесс более совершенен и безопасен с экологической точки зрения.
Могу добавить, что вопросы строительства теплотрассы и строительства 2-го блока включены в тендер на управление, и значит, они в любом случае будут решаться.

– Значит ли это, что какие-то существующие котельные будут закрываться?
– Я могу четко сказать, что ни Приморская, ни Коломяжская, ни Молодежная закрываться не будут, могут закрыться небольшие котельные на предприятиях, которые и сейчас экономически невыгодны. Но даже эти котельные будут выводиться не на первых этапах.
Впрочем, если город будет развиваться нынешними темпами (практически так, как мы предполагали изначально, когда принимали решение о строительстве станции), лишних мощностей не будет. А вот рассмотрение вопроса о второй очереди отложено до 2010 года, и зависеть все будет от объемов потребляемого тепла – если роста потребления не будет, не будет и второй очереди.

– Как вы относитесь к реформам, проходящим в электроэнергетике?
– СЗТЭЦ к реформе была готова изначально, она уже строилась с расчетом на рыночное ведение дел – у нас практически нет непрофильных видов деятельности. СЗТЭЦ – полноправный субъект рынка ФОРЭМ, причем у нас одна из самих низких цен среди тепловых станций, сопоставимая с ценами атомных станций, считающихся самыми экономичными. В принципе для нас нет разницы, где работать – на Финляндию или Россию, с другой стороны, не секрет, что существует проблема совместимости российских систем с европейской (по режиму работы, техническим параметрам) – и наша станция стала первым шагом в этом направлении.

– Ростислав Иванович, за счет чего происходит ежегодное снижение удельного расхода топлива?
– В первые годы работы – за счет специальных мероприятий по доведению оборудования до режима промышленной эксплуатации, в дальнейшем улучшение технико-экономических показателей идет за счет совершенствования оборудования и технологической схемы.
Но есть еще одна особенность: во многом удельный расход топлива зависит от нагрузки, то есть для экономически выгодного удельного расхода станция должна выйти на свою полную нагрузку. Поэтому, когда из-за недостаточной обеспеченности топливом в этом году мы не смогли дать полную нагрузку, удельный расход оказался несколько выше.
На самом деле ограничения по топливу – очень серьезная проблема для станции! Ведь она не имеет т. н. альтернативного топлива, и мы просто вынуждены переходить на иной, менее экономичный режим! Имея возможность нести почасовую нагрузку как минимум 460Мвт, станция из-за необеспеченности топливом снижает ее до 350, при этом теряется до 8 граммов топлива на каждый киловатт выработанной энергии, что в итоге исчисляется тоннами перерасхода топлива и миллионами выброшенных в топку рублей! Переговоры с Газпромом пока позволили лишь частично решить эту проблему, но все же в январе – феврале Северо-Западная ТЭЦ недополучила около 26,1 млн кубометров газа.
Не давать топлива станции, которая и так каждый пятый кВт вырабатывает на сэкономленном топливе, сводить на нет передовую технологию и дискриминировать перед всеми (иностранцами в том числе!) парогазовый цикл, на разработку которого были брошены немалые силы и средства. Это нанесение вреда государству в целом!
В голосе директора – горечь и недоумение. Действительно: осуществив прорыв на более качественный технический уровень и открыв тем самым новые возможности развития отечественной электроэнергетики, Россия в очередной раз оказывается не в состоянии обеспечить стабильную работу станции, созданной таким трудом. Страна в который раз демонстрирует разобщенность властных структур и научно-промышленного комплекса, отсутствие внятной экономической и энергетической политики и просто здравого смысла!
Скорее всего, все эти вопросы будут решены с приходом иностранных управляющих – в конкурсе на управление победителем стала итальянская энергокомпания Enel ESN Energo.
Кроме строительства второго энергоблока управляющая компания должна будет найти средства и для строительства теплотрассы в Приморский район. И ведь найдет! А российские заинтересованные лица (точнее, абсолютно не заинтересованные!) за четыре года так и не смогли договориться, кто будет оплачивать ее строительство. Не удивлюсь, если после подсчетов окажется, что выброшенное за три года эксплуатации в атмосферу тепло и неоправданный ежедневный перерасход топлива из-за недопоставок газа в общей сложности «потянут» на половину теплотрассы! И ведь никто не ответит за упущенную выгоду!
А что иностранцы? Они нас будут учить управлять самой современной, эффективной и экономичной теплоэлектростанцией, сделав ее главным экспортером российской электроэнергии, и все искренне забудут, что создана она была россиянами и для россиян.

 

На строительство второго блока Северо-Западной ТЭЦ требуется около $230 млн, в том числе $27 млн - на прокладку трассы для подключения Приморского района к теплу. Для привлечения инвесторов РАО «ЕЭС России» объявил международный конкурс на управление станцией. Менеджеры РАО полагают, что передача Северо-Западной ТЭЦ в управление привлечет иностранные инвестиции, оптимизирует экспорт электроэнергии в Западную Европу и заставит наконец европейскую и российскую энергосистемы работать синхронно.

По проекту Северо-Западная ТЭЦ состоит из 4 энергоблоков каждый мощностью 450 МВт. Общая проектная мощность станции 1800 МВт. Один блок потребляет около 650 млн кубометров газа ежегодно, вся станция – около 2 млрд 600 млн кубометров. Себестоимость киловатт-часа электроэнергии при нормальном режиме работы не превышает 17-18 коп. Годовой отпуск электроэнергии - 9410 млн кВтч. Электроэнергия идет на экспорт в Финляндию.

Беседовала Светлана Соснова

Контактный телефон 315-0609


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 











© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: тел. 331-14-54