Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
спецвыпуск: энергосбережение №4
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ – КАТЕГОРИЯ НЕ ТОЛЬКО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Цель – конкретный результат

Программа «Энергосбережение в ЖКХ Ленинградской области на период до 2008 года» активно разрабатывается. Обсуждаются Законы, на которых будет базироваться документ. Он станет частью большой региональной Программы реформирования ЖКХ.

Какой опыт будет непременно учтен при выработке курса на энергосбережение в ЖКХ, какие нормативные акты необходимы, чтобы достичь результата?
Об этом наш разговор с председателем Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Валерием Гончаровым.

– Валерий Захарович, насколько необходима сегодня в регионе Программа энергосбережения? Ведь мероприятия, направленные на экономию ресурсов, рачительное их использование в Ленинградской области, проводятся и сейчас.
– Безусловно, большой комплекс энергосберегающих мероприятий предусмотрен, и все они целенаправленно выполняются. Они запланированы в адресной Программе капитальных вложений совершенствования топливно-энергетического комплекса, в Программе «Ресурсосбережение», «Северная инициатива», ряде других целевых и адресных программ, которые финансируются областным бюджетом.
Энергосбережение – категория не только экономическая, но и социальная, даже нравственная, и сосредоточить все мероприятия в рамках одной программы, вероятно, невозможно. Это многогранная деятельность.
И наша Программа энергосбережения станет частью региональной целевой Программы «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области на 2004 – 2008 гг.», которая будет иметь статус закона. Законодательному собранию предстоит обсудить и принять этот важный документ, в котором не просто сосредоточится ряд жизненно необходимых мероприятий. Скорее, это будет стратегия, курс, политика, где мы учтем новые нормативные акты, результаты обследования объектов ЖКХ, опыт по привлечению инвестиций в ЖКХ, опыт по внедрению ресурсосберегающих проектов в ЖКХ.

– Как, по вашему представлению, можно улучшить условия для привлечения инвестиций?
– Сегодня работа по привлечению частных инвестиций в ЖКХ Ленинградской области уже идет и достаточно активно. Компания «Леноблгаз», например, направила собственные средства в проекты по переводу на газовое топливо семи котельных в Подпорожье, работавших ранее на мазуте. Сейчас проводится модернизация теплоисточников в Рощине Выборгского района.
На средства частного инвестора сегодня ведется строительство котельной на биотопливе в Лужском районе. Это, безусловно, для нас удачный опыт взаимоотношений с бизнесом. Значительно в результате сократились затраты на топливо, повысилась эффективность, КПД котельных. И значит, жители получают более качественные услуги.

Но, чтобы каждый такой проект воплотился в жизнь, пришлось приложить массу усилий, привлекать специалистов различного профиля, ведь надо было учесть все аспекты при составлении инвестиционного договора. Чтобы эта работа шла активнее, были четкие правила, гарантирующие инвестору возврат капитала и получение прибыли, нужна нормативная база.
Сегодня мы создали специальную комиссию, в которую вошли представители нашего комитета, ЛенРЭК, ТЭК, юристы. Комиссия работает над созданием закона Ленинградской области, в котором будут учтены интересы сторон, созданы условия для привлечения инвестиционных ресурсов. И, безусловно, в этом нормативном акте будет прописан порядок формирования тарифов на услуги предприятий в условиях реализации инвестиционных проектов.
Этот Закон важен и в связи с необходимостью акционирования и приватизации предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Сегодня этот вопрос также широко обсуждается. Мы собирали в правительстве руководителей предприятий ЖКХ, интересовались их мнением, вышла очень серьезная дискуссия. А акционирование, думаю, не за горами. Известно, что в новой редакции Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях» уже не предусматривается создание новых организаций жилищно-коммунального сектора в форме муниципальных унитарных предприятий. Все положения новых нормативных актов при создании Программы реформирования ЖКХ в части энергосбережения должны учитываться.

– Валерий Захарович, что вы имели в виду, утверждая: энергосбережение – категория социальная и нравственная?
– Убежден, что это именно так. Не только власти, но и все общество должно быть готово беречь ресурсы – воду, тепло, электроэнергию, рачительно относиться к общедомовому имуществу. Сегодня, например, многие граждане не готовы делить ответственность с коммунальными службами в этом плане. Не все аккуратно вносят платежи за коммунальные услуги. А оборудовать квартиры приборами учета воды и тепла сегодня изъявили желание лишь 16% квартиросъемщиков и собственников. То есть только 85 тысяч из 530 тысяч квартир оборудованы счетчиками.
Низок уровень оснащенности приборами учета и объектов муниципальной собственности. Он составляет 25 % от потребности. А учет при растущих тарифах – дело весьма необходимое.
Трудно проходит и организация ТСЖ. Их число в этом году увеличилось на 16 единиц. Этого, конечно, мало. Всего в ведении ТСЖ, ЖСК и ЖК находится чуть больше 3% жилищного фонда. Самоорганизация предполагает ответственность. А решиться на управление коммунальным хозяйством дома, в котором живешь, сложно.

– Руководить ТСЖ, вероятно, должны специалисты.
– Конечно, лучше, если это будут специалисты. Но среди жильцов есть много активных, неравнодушных людей. И наша задача – организовать их подготовку. Сейчас рассматривается возможность финансирования на первом этапе курса обучения наиболее активных граждан из муниципальных образований Ленинградской области.
Приобщение граждан к решению вопросов жилищно-коммунального хозяйства, к участию в реформе ЖКХ – дело очень нужное. Мы большое внимание уделяем информационно-просветительской поддержке реформы. На это в программе предусмотрено финансирование. При долевом участии с областным бюджетом издается региональная газета «Мир ЖКХ». На страницах ее рассматриваются правовые, экономические аспекты, обсуждаются проблемы акционирования предприятий ЖКХ, обобщается опыт муниципальных образований в области ресурсосбережения. То, что издание необходимо и жителям, и профессионалам, говорит тот факт, что во Всероссийском конкурсе на организацию информационного обеспечения реформы редакция заняла почетное 5-е место.
Кроме того, мы будем приветствовать все инициативы муниципалитетов по пропаганде знаний о реформе ЖКХ – создание плакатов, информационных листков, видеофильмов, в которых рассказывается о проблемах сбережения ресурсов, бережном отношении к жилому фонду, участии в создании ТСЖ. На этот счет также в бюджете предусмотрены статьи расходов. Например, в одном из районов всю информацию о выгоде, которую приносит установка приборов учета, публикуют на обратной стороне платежных квитанций. Считаю, что пользу такая акция принесет.

– Валерий Захарович, как вы считаете, предприятия ЖКХ готовы работать в условиях конкуренции?
– К этому нужно серьезно готовиться. Мы провели предварительный анализ состояния основных фондов жилищно-коммунального комплекса. Понятно, что фонд изношен, ведь за последние 10 лет мы принимали на баланс ведомственное жилье, котельные, тепловые сети, водопроводы. Тратили огромные деньги, чтобы привести все это в порядок. И пока эта работа не завершена. До сих пор в собственности ведомств находится 1,75 млн кв. м жилья, в котором проживают более 71 тысячи человек. И здесь проблем по-прежнему много.

Так, по нашим данным, на сегодня износ источников теплоснабжения составляет около 67%, тепловых сетей – 70%, объектов водоснабжения и водоотведения – 60–65%, водопроводно-канализационных сетей 65%. Жилье в целом изношено на треть. Владея информацией, можно четко планировать дальнейшую работу, в том числе и по переводу отрасли на рыночные рельсы.
Понятно, что без государственной поддержки, без правовой базы ни одно предприятие ЖКХ, пройдя процедуру акционирования, не выживет. Нужна продуманная, грамотная политика в этом направлении. Сегодня подготовлен проект документов о финансовом оздоровлении МП ЖКХ. Они внесены на рассмотрение весенней сессии Госдумы РФ. Без должных изменений в налоговом и бюджетном Кодексах, ни о каком дальнейшем развитии, внедрении в отрасль рыночных отношений говорить нельзя.

Записала Роза Михайлова

Тел. 276-4812


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 











© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: тел. 331-14-54