Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
спецвыпуск: энергосбережение №4
новости фирм
информация об издании
инвестиции
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
лидеры строительного рынка
полезные ссылки
подписка на журнал
Энергосбережение
Морской бизнес


ГОРОДСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ТРЕБУЕТСЯ ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА
Город всерьез пытается ее разбудить

Городскому хозяйству не хватает эффективных методов управления и частной инициативы, – считает заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению О. Б. Тришкин.
О том, как Правительство города пытается решить эту проблему, беседуем с Олегом Борисовичем.

– Задача Комитета по энергетике и инженерному обеспечению – обеспечивать надежность и беперебойное потребление энергоресурсов и адекватное развитие инженерной инфраструктуры городских территорий.
За последние 10–15 лет имевшийся у города задел свободных инженернообеспеченных территорий полностью исчерпан, и сейчас уже без существенных вложений обеспечить городу требуемый темп развития жилищного строительства, введения серьезных промышленных мощностей – невозможно.
Наглядный пример – Приморский район. Для его дальнейшего развития (в ближайшее время здесь планируется ввести до 3 млн кв.м жилья) необходимо построить новую подстанцию и ввести в строй очередной котел на Приморской котельной, причем это должны быть бюджетные деньги, так как отдельные инвесторы столь значимые проекты не потянут.
Да и, с другой стороны, если бы введение в строй нового котла было бы возложено на плечи инвесторов, цены на жилье поднялись бы еще выше, спрос на него упал бы и соответственно упали бы темпы возведения, а строительство потеряло бы экономическую целесообразность. Только мощная стройиндустрия и промышленность может обеспечить поступления в городскую казну, и у города появится возможность финансировать введение новых энергетических мощностей.

– Замкнутый круг: без сильной энергетики промышленность не развивается, без развития промышленности энергетика не получает средств на развитие?
– А выход один – сделать наше направление – инженерное обеспечение –приоритетным с соответствующим вниманием и финансированием со стороны города.
Уже принято решение о том, что 2005 год пройдет под знаком реконструкции
и строительства городской инженерной инфраструктуры, для чего в данный момент разрабатываются четыре городских программы: Программа развития электросетевого хозяйства (совместно с ОАО «Ленэнерго» и РАО «ЕЭС России»), Программа развития теплоэнергетики (совместно с «Ленэнерго» и ГУП «ТЭК СПб»), Программа по водопроводу и канализованию (с участием ГУП «Водоканал»), Программа развития газового хозяйства. Кроме того, каждое из предприятий-участников для реализации этих программ предусмотрит средства из собственных источников, также обязательно будем привлекать средства инвесторов.

– То есть платить будут все?
– Да, и город, и федеральный бюджет, и предприятия, и инвесторы – каждый инвестор, осуществляющий строительство на территории города, будет привлекаться к софинансированию этих программ.
– С развитием новых районов – Юго-Запада, Северо-Запада, Ржевки – понятно. А центр города, где новое строительство ограничено и очень серьезная ситуация с электро- и теплоснабжением?
– Реализация интересного проекта уже в этом году начнется в Петроградском районе. Там планируется комплексная реконструкция всей системы теплоснабжения района, состоящей из большого количества локальных котельных. Мы их будем укрупнять, закрывать подвальные и неэффективно работающие и в итоге создадим качественно иную систему оснащенных современным оборудованием котельных.
Сейчас по инициативе Комитета по энергетике готовится ТЭО, и во втором полугодии за счет внебюджетных средств будет проведена реконструкция трех «пилотных» зон, результаты обобщены и учтены при подготовке дальнейших этапов проекта.

– За счет внебюджетных средств – то есть за счет средств инвесторов?
– Это действительно один из способов привлечения денег в бюджетную сферу. Уже есть инвестор на «пилотную» часть – одна из структур Газпрома; более того, в проекте выразили желание участвовать еще несколько российских и зарубежных компаний. В данный момент идет подготовка документации по проекту, после чего претенденты будут решать, насколько выгодно для них вложение средств в теплоснабжение города. И наша задача – сделать так, чтобы это им было выгодно! В перспективе такую же участь ждет и Центральный район. В идеале мы должны все децентрализованные источники привести в надлежащее состояние.

– Существует ли программа реконструкции и модернизации котельных?
– Уточню: правительством Петербурга принята и реализуется Программа реконструкции и модернизации угольных котельных, она вплотную связана с газификацией пригородов.
Мероприятия по ремонту тепловых сетей составляют одну из подпрограмм упомянутой Программы развития теплоснабжения. Надеемся, что уже в этом году в поправках к бюджету мы получим средства и приступим к ее реализации; на эти цели ГУП «ТЭК СПб» направит и часть собственных средств, заложенных в тариф.

– Сегодня самая технологичная и экономичная ТЭЦ работает в половину своих возможностей из-за отсутствия магистрального теплопровода и недопоставок газа! Как город может участвовать в решении важнейших для станции вопросов с обеспечением ее топливом и строительством теплотрассы?
– Хочу сказать, что станция не брошена на произвол судьбы, город находит возможность содействовать со своей стороны решению возникающих проблем, например, с Газпромом и РАО «ЕЭС».
Я бы по Северо-Западной ТЭЦ выделил три основные проблемы. Первая – строительство второго блока, которое уже ведется. Вторая проблема – тепло, которое на данный момент просто выбрасывается. Что нужно делать, понятно: строить теплотрассу. Город, со своей стороны, делает все, что требуется на данном этапе: территория под трассу выделена, ТЗ на проектирование получено, согласования в соответствующих инстанциях пройдены, ВНИПИ Энергопром ведет работу над проектом. Иное дело, что не все решено с финансированием строительства, но руководство станции и РАО «ЕЭС» уверяют, что эта задача находится в числе первоочередных и строительство начнется уже в этом году.
Третья проблема – необходимость принять и распределить отдаваемое тепло. Между правительством Санкт-Петербурга и руководством станции подписано соглашение о том, что город согласен принять тепло и готов в обеспечение этого провести комплекс подготовительных работ. На мой взгляд, новым составом правительства принято верное решение: не стоит заниматься переводом всей городской системы теплоснабжения на закрытую схему, пока город к этому не готов, стоит «закрыть» систему Приморского района, тепло которого будет как минимум в
два раза дешевле нынешнего!

– В случае присоединения СЗТЭЦ к потребителям котельные ГУП «ТЭК СПб» вынуждены будут производить тепла меньше, покупать – больше. Город будет нести убытки? Или планируется вывод каких-то котельных?
– Мы постарались свести к минимуму возможные потери, связанные с уменьшением выработки нашими котельными. Выводиться они не будут, лишь несколько изменят режим работы. Северо-Западная ТЭЦ после присоединения к ней потребителей будет включена в общую схему теплоснабжения, начнет работать в максимально выгодном, экономичном режиме и станет наконец самой экономичной и эффективной в России станцией. А за счет получаемого экономического эффекта она компенсирует нам потери за недогрузку наших котельных. Но – только на первоначальном этапе.
Как я уже говорил, в этом районе планируется развернуть жилищное строительство (примерно 3 млн кв.м), и тогда все имеющиеся в районе теплоисточники будут востребованы.

– Но, Олег Борисович, для того чтобы станция могла работать в экономичном режиме даже одним блоком, не говоря уже о двух, поставки газа должны быть стабильными и соблюдаться в полном объеме. Сейчас газа недостаточно для эффективной работы одного блока...
– Действительно, лимиты по газу должны быть пересмотрены. В настоящее время ведутся переговоры с руководством «Газпрома», уже подписано Соглашение между губернатором Санкт-Петербурга и генеральным директором «Газпрома» об увеличении и упорядочиении поставок газа. То есть все это решается и решаемо.

– Как вы относитесь к реформированию «Ленэнерго»?
– До сих пор таких примеров нет, поэтому с оценками спешить не стоит. Сегодня «Ленэнерго» как энергоснабжающая организация не может обеспечить городу должного развития, ибо сначала нужно вложить деньги, а окупаемость таких вложений 37 лет. Поэтому на сегодняшний день это, видимо, выход. При этом задача администрации при проведении реформирования – отстоять интересы и города, и потребителя, чем комитет и занимается.
Сейчас мы готовим соглашение с РАО «ЕЭС», в котором будет определена взаимная ответственность. Это неправильно, что у нас сегодня нет рычагов влияния на организацию-монополиста, от которого зависит жизнеобеспечение города! Есть надежда, что после реформироования нам удастся оказывать на него больше влияния. И первый шаг в этом направлении уже сделан – губернатор будет входить в Совет директоров «Ленэнерго».

– Нынешнее время – время повсеместных реформ: ЖКХ, электроэнергетики, теплоэнергетики, газового хозяйства. Как бы вы обозначили суть происходящего?
– Я считаю, что городскому хозяйству не хватает эффективного управления. Но в то же время это заблуждение, что имуществом наиболее эффективно управляют частные владельцы. Город должен научиться быть настоящим собственником, и наша задача – разработать и внедрить эффективные методы управления городским имуществом, превратить городское хозяйство в эффективно работающий механизм. И ключ к решению этой задачи лежит в плоскости объединения государственной собственности с частной инициативой.

Беседовала Светлана Соснова

Тел. (812) 312-5411


Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 











© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна

e-mail: тел. 331-14-54