ГОРОДСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ ТРЕБУЕТСЯ ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА
Город всерьез пытается ее разбудить
Городскому хозяйству не хватает эффективных методов управления и частной
инициативы, – считает заместитель председателя Комитета по энергетике
и инженерному обеспечению О. Б. Тришкин.
О том, как Правительство города пытается решить эту проблему, беседуем
с Олегом Борисовичем.
– Задача Комитета по энергетике и инженерному обеспечению – обеспечивать надежность
и беперебойное потребление энергоресурсов и адекватное развитие инженерной
инфраструктуры городских территорий.
За последние 10–15 лет имевшийся у города задел свободных инженернообеспеченных
территорий полностью исчерпан, и сейчас уже без существенных вложений
обеспечить городу требуемый темп развития жилищного строительства, введения
серьезных промышленных мощностей – невозможно.
Наглядный пример – Приморский район. Для его дальнейшего развития (в
ближайшее время здесь планируется ввести до 3 млн кв.м жилья) необходимо
построить новую подстанцию и ввести в строй очередной котел на Приморской
котельной, причем это должны быть бюджетные деньги, так как отдельные
инвесторы столь значимые проекты не потянут.
Да и, с другой стороны, если бы введение в строй нового котла было бы
возложено на плечи инвесторов, цены на жилье поднялись бы еще выше,
спрос на него упал бы и соответственно упали бы темпы возведения, а
строительство потеряло бы экономическую целесообразность. Только мощная
стройиндустрия и промышленность может обеспечить поступления в городскую
казну, и у города появится возможность финансировать введение новых
энергетических мощностей.
– Замкнутый круг: без сильной энергетики промышленность
не развивается, без развития промышленности энергетика не получает средств
на развитие?
– А выход один – сделать наше направление – инженерное обеспечение –приоритетным
с соответствующим вниманием и финансированием со стороны города.
Уже принято решение о том, что 2005 год пройдет под знаком реконструкции
и строительства городской инженерной инфраструктуры, для чего в данный
момент разрабатываются четыре городских программы: Программа развития
электросетевого хозяйства (совместно с ОАО «Ленэнерго» и РАО «ЕЭС России»),
Программа развития теплоэнергетики (совместно с «Ленэнерго» и ГУП «ТЭК
СПб»), Программа по водопроводу и канализованию (с участием ГУП «Водоканал»),
Программа развития газового хозяйства. Кроме того, каждое из предприятий-участников
для реализации этих программ предусмотрит средства из собственных источников,
также обязательно будем привлекать средства инвесторов.
– То есть платить будут все?
– Да, и город, и федеральный бюджет, и предприятия, и инвесторы – каждый
инвестор, осуществляющий строительство на территории города, будет привлекаться
к софинансированию этих программ.
– С развитием новых районов – Юго-Запада, Северо-Запада, Ржевки – понятно.
А центр города, где новое строительство ограничено и очень серьезная
ситуация с электро- и теплоснабжением?
– Реализация интересного проекта уже в этом году начнется в Петроградском
районе. Там планируется комплексная реконструкция всей системы теплоснабжения
района, состоящей из большого количества локальных котельных. Мы их
будем укрупнять, закрывать подвальные и неэффективно работающие и в
итоге создадим качественно иную систему оснащенных современным оборудованием
котельных.
Сейчас по инициативе Комитета по энергетике готовится ТЭО, и во втором
полугодии за счет внебюджетных средств будет проведена реконструкция
трех «пилотных» зон, результаты обобщены и учтены при подготовке дальнейших
этапов проекта.
– За счет внебюджетных средств – то есть за счет средств
инвесторов?
– Это действительно один из способов привлечения денег в бюджетную сферу.
Уже есть инвестор на «пилотную» часть – одна из структур Газпрома; более
того, в проекте выразили желание участвовать еще несколько российских
и зарубежных компаний. В данный момент идет подготовка документации
по проекту, после чего претенденты будут решать, насколько выгодно для
них вложение средств в теплоснабжение города. И наша задача – сделать
так, чтобы это им было выгодно! В перспективе такую же участь ждет и
Центральный район. В идеале мы должны все децентрализованные источники
привести в надлежащее состояние.
– Существует ли программа реконструкции и модернизации
котельных?
– Уточню: правительством Петербурга принята и реализуется Программа
реконструкции и модернизации угольных котельных, она вплотную связана
с газификацией пригородов.
Мероприятия по ремонту тепловых сетей составляют одну из подпрограмм
упомянутой Программы развития теплоснабжения. Надеемся, что уже в этом
году в поправках к бюджету мы получим средства и приступим к ее реализации;
на эти цели ГУП «ТЭК СПб» направит и часть собственных средств, заложенных
в тариф.
– Сегодня самая технологичная и экономичная ТЭЦ работает
в половину своих возможностей из-за отсутствия магистрального теплопровода
и недопоставок газа! Как город может участвовать в решении важнейших
для станции вопросов с обеспечением ее топливом и строительством теплотрассы?
– Хочу сказать, что станция не брошена на произвол судьбы, город находит
возможность содействовать со своей стороны решению возникающих проблем,
например, с Газпромом и РАО «ЕЭС».
Я бы по Северо-Западной ТЭЦ выделил три основные проблемы. Первая –
строительство второго блока, которое уже ведется. Вторая проблема –
тепло, которое на данный момент просто выбрасывается. Что нужно делать,
понятно: строить теплотрассу. Город, со своей стороны, делает все, что
требуется на данном этапе: территория под трассу выделена, ТЗ на проектирование
получено, согласования в соответствующих инстанциях пройдены, ВНИПИ
Энергопром ведет работу над проектом. Иное дело, что не все решено с
финансированием строительства, но руководство станции и РАО «ЕЭС» уверяют,
что эта задача находится в числе первоочередных и строительство начнется
уже в этом году.
Третья проблема – необходимость принять и распределить отдаваемое тепло.
Между правительством Санкт-Петербурга и руководством станции подписано
соглашение о том, что город согласен принять тепло и готов в обеспечение
этого провести комплекс подготовительных работ. На мой взгляд, новым
составом правительства принято верное решение: не стоит заниматься переводом
всей городской системы теплоснабжения на закрытую схему, пока город
к этому не готов, стоит «закрыть» систему Приморского района, тепло
которого будет как минимум в
два раза дешевле нынешнего!
– В случае присоединения СЗТЭЦ к потребителям котельные
ГУП «ТЭК СПб» вынуждены будут производить тепла меньше, покупать – больше.
Город будет нести убытки? Или планируется вывод каких-то котельных?
– Мы постарались свести к минимуму возможные потери, связанные с уменьшением
выработки нашими котельными. Выводиться они не будут, лишь несколько
изменят режим работы. Северо-Западная ТЭЦ после присоединения к ней
потребителей будет включена в общую схему теплоснабжения, начнет работать
в максимально выгодном, экономичном режиме и станет наконец самой экономичной
и эффективной в России станцией. А за счет получаемого экономического
эффекта она компенсирует нам потери за недогрузку наших котельных. Но
– только на первоначальном этапе.
Как я уже говорил, в этом районе планируется развернуть жилищное строительство
(примерно 3 млн кв.м), и тогда все имеющиеся в районе теплоисточники
будут востребованы.
– Но, Олег Борисович, для того чтобы станция могла работать
в экономичном режиме даже одним блоком, не говоря уже о двух, поставки
газа должны быть стабильными и соблюдаться в полном объеме. Сейчас газа
недостаточно для эффективной работы одного блока...
– Действительно, лимиты по газу должны быть пересмотрены. В настоящее
время ведутся переговоры с руководством «Газпрома», уже подписано Соглашение
между губернатором Санкт-Петербурга и генеральным директором «Газпрома»
об увеличении и упорядочиении поставок газа. То есть все это решается
и решаемо.
– Как вы относитесь к реформированию «Ленэнерго»?
– До сих пор таких примеров нет, поэтому с оценками спешить не стоит.
Сегодня «Ленэнерго» как энергоснабжающая организация не может обеспечить
городу должного развития, ибо сначала нужно вложить деньги, а окупаемость
таких вложений 37 лет. Поэтому на сегодняшний день это, видимо, выход.
При этом задача администрации при проведении реформирования – отстоять
интересы и города, и потребителя, чем комитет и занимается.
Сейчас мы готовим соглашение с РАО «ЕЭС», в котором будет определена
взаимная ответственность. Это неправильно, что у нас сегодня нет рычагов
влияния на организацию-монополиста, от которого зависит жизнеобеспечение
города! Есть надежда, что после реформироования нам удастся оказывать
на него больше влияния. И первый шаг в этом направлении уже сделан –
губернатор будет входить в Совет директоров «Ленэнерго».
– Нынешнее время – время повсеместных реформ: ЖКХ, электроэнергетики,
теплоэнергетики, газового хозяйства. Как бы вы обозначили суть происходящего?
– Я считаю, что городскому хозяйству не хватает эффективного управления.
Но в то же время это заблуждение, что имуществом наиболее эффективно
управляют частные владельцы. Город должен научиться быть настоящим собственником,
и наша задача – разработать и внедрить эффективные методы управления
городским имуществом, превратить городское хозяйство в эффективно работающий
механизм. И ключ к решению этой задачи лежит в плоскости объединения
государственной собственности с частной инициативой.
Беседовала Светлана Соснова
Тел. (812) 312-5411