Чем мы дышим,
Или… чистый воздух Лондона
Из-за несовершенства дорожно-транспортной сети Санкт-Петербурга, постоянных дорожных ремонтов автомобили с работающими двигателями часами простаивают в пробках.
Стоит ли в этой ситуации удивляться нашим бронхиальным астмам и другим заболеваниям органов дыхания?
Но ведь есть города, где эта экологическая проблема практически решена.
Основные причины экологического кризиса, кроме отставания развития дорожно-транспортной инфраструктуры от роста автопарка, – существенный износ техники (почти 70% автомашин в России устарели и не выдерживают никакой экологической критики) и качество производимого в России бензина.
На качество воздуха в Лондоне, как и в Санкт-Петербурге, влияет в основном автомобильный транспорт.
Промышленные предприятия, загрязняющие воздушную среду, давно вынесены за пределы городской черты.
Не пора ли в историческую часть Санкт-Петербурга въезжать за деньги?
Около 60 процентов населения России живет в городах с высоким уровнем загрязнения. В крупных городах на долю автомобильного транспорта приходится до 90 процентов всех вредных выбросов.
По данным Министерства транспорта Российской Федерации, доля влияния транспорта на загрязнение окружающей среды в среднем достигает 33 процентов, но это – в среднем. Для Санкт-Петербурга эта цифра больше 50 процентов. В городе зарегистрировано почти 2 миллиона транспортных средств. В течение последних пятнадцати лет произошел колоссальный рост числа автомобилей, и Санкт-Петербург к этому оказался не готов.
Для борьбы с нарастающей экологической опасностью Санкт-Петербургу не обойтись без мирового опыта. К примеру, опыта Лондона.
Серьезность отношения англичан к экологическим проблемам, и в частности к качеству воздуха, хорошо иллюстрирует существующая в Лондоне система контроля за состоянием воздушной среды.
Мониторингом качества воздуха в столице Англии занимается организация под названием «Лондонская сеть качества воздуха». У нее есть свой Web-сайт и бесплатная телефонная линия, с помошью которых каждый лондонец может узнать о состоянии воздуха в своем районе.
Есть и организация «Информационная служба качества воздуха», которая занимается этим же, но в масштабе всей страны. У нее также есть свой Web-сайт и бесплатный телефон. Кроме того, по электронной почте можно получать ее ежедневные бюллетени, в которых сообщается обо всех случаях загрязнения воздуха и о качестве воздуха во всех городах.
При правительстве существует экспертная группа, которая консультирует кабинет по всем проблемам, связанным с качеством воздуха. Несколько общественных организаций – вроде Национального общества «За чистый воздух» – зорко следят за деятельностью государственных экологических служб.
После введения три года назад обязательного ежедневного сбора за въезд в центр города (он сейчас составляет 8 фунтов, или 14 долларов), который ликвидировал пробки и уменьшил на 35 процентов транспортные потоки в центральной части города, проблема загазованности переместилась на окраины Лондона – туда, где проходят окружные дороги и автострады.
Вдоль этих транспортных магистралей размещены измерительные приборы, регистрирующие качество воздуха. Именно в этих районах (особенно летом) возникает превышение нормы двуокиси азота в воздухе.
По информации «Лондонской сети качества воздуха», летом в некоторых районах Лондона загрязнение воздуха достигает среднего уровня – в сумме это составляет около 25–30 дней в году. Зимой такой уровень загрязнения наблюдается не более шести дней. Однако за последние годы загрязнение воздуха в Лондоне ни разу не достигало высокого уровня по классификации Министерства экологии. Хотя в летнее время, в часы пик, в местах, где проходят главные городские транспортные магистрали, дышать, честно говоря, все же трудновато.
Опыт Лондона крайне интересен для Санкт-Петербурга, но стоит заметить, что платный въезд в Лондон введен не просто так и не единовременно. Там была принята целая программа, несколько лет этот вопрос готовился технически. И население готовилось, и готовились соответствующие законы, в том числе по приоритету пассажирского транспорта в центральной зоне.
Поэтому сегодня сказать, что Санкт-Петербург готов ввести ограничения такого же характера, было бы преждевременно.
Питерские автомобилисты могут не пугаться, они будут продолжать стоять в пробках в центре города, дышать вредными выхлопными газами. Вместе с ними поглощать смертоносные выбросы будут и пешеходы, гуляющие по «самому красивому городу мира, стремящемуся достичь европейских стандартов жизни».
Остается верить в то, что через какое-то время, – видимо, это займет еще несколько лет, – ситуация все-таки улучшится.
Владимир Хохлев
к содержанию спецвыпуска