Петербург – мультимодальный транспортный комплекс
РЖД и транспортные потоки региона
Санкт-Петербург, затеянный Петром первым как столица и как «окно в Европу», уже изначально был обречен на то, что в нем со временем сфокусируются все виды транспортных перевозок.
Выход к морю, близость к границе, развитая инфраструктура, дороги, трубопроводы, современное производство – эти и многие другие факторы делают Санкт-Петербург своего рода перевалочным пунктом. И основу всего транспортного комплекса региона составляет железная дорога, в частности филиал ОАО «РЖД» – Октябрьская магистраль – одна из крупнейших железных дорог страны.
ДОРОГА В… 10 СУБЪЕКТАХ
Ее эксплуатационная длина составляет 10 334 км. Дорога охватывает территорию площадью более 520 тыс. кв. км с населением 25 млн человек. Зона действия Октябрьской магистрали включает 10 субъектов федерации: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Псковскую, Ленинградскую, Вологодскую, Мурманскую области и Республику Карелию.
В Северо-Западном федеральном округе РФ ОЖД осуществляет 75% всего объема грузовых и 40% пассажирских перевозок. По своей сути дорога является погрузочной, припортовой и приграничной. 100-тысячный коллектив филиала на деле реализует миссию компании «Российские железные дороги»: эффективное удовлетворение спроса на транспортные услуги, повышение универсальной конкурентоспособности, достижение финансовой устойчивости и обеспечение социальной ответственности бизнеса.
Если для обычных людей год заканчивается в декабре, то железнодорожники подводят итоги в августе, в свой профессиональный праздник.
– Этот год для нас знаменателен, – говорит начальник Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – кандидат экономических наук Виктор Степов. –
В ноябре исполняется 170 лет российским железным дорогам. Они зарождались здесь, в Петербурге. И мы гордимся тем, что трудимся на Октябрьской магистрали – старейшей из всех железных дорог страны. 100-тысячный коллектив дороги работает для вас, наших клиентов: пассажиров, грузоотправителей.
Октябрьская магистраль является лидером среди железных дорог России по грузовым и пассажирским перевозкам.
«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛИ РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер чешской национальности, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. За четыре месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала и по возвращении в Петербург подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог.
И уже 15 апреля 1836 г. был обнародован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Согласно проекту она начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки, в 370 м от Обуховского моста. Для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной 6 футов (1829 мм). Начавшееся 1 мая 1836 г. строительство планировалось завершить к 1 октября того же года.
Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили 5-километровый участок железнодорожного полотна. Но к сроку закончить работы не удавалось, поэтому Франц фон Герстнер принял решение начать движение на наиболее готовом участке между Кузьмином и Павловском, где 3 ноября 1836 г. совершил первый рейс поезд на паровой тяге.
30 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. С этого момента ведет свою историю отечественный железнодорожный транспорт.
Русское название «паровоз» придумали журналисты петербуржской газеты «Северная пчела», рассказавшей в октябре 1836 года о прибытии из Англии паровых машин для строившейся железной дороги. До этого новая техника называлась «пароходкой» и даже в отчетах о строительстве именовалась «пароходом», «грозным исполином», «диким зверем», «могучей машиной».
СОВМЕСТНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ОАО «РЖД» и САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Более 17 млрд рублей составят инвестиции ОАО «РЖД» в 2007 году в проекты Октябрьской железной дороги, реализуемые в Санкт-Петербурге.
Строительство путепровода в створе проспекта Александровской Фермы.
Проектируемый путепровод расположен в центральной части проспекта Александровской Фермы и предназначен для автотранспортного сообщения между Фрунзенским и Невским административными районами. Длина путепровода составит 475,3 м.
1,3 млрд рублей – общая стоимость проекта.
Реконструкция железнодорожных мостов через Обводный канал (Американские мосты).
Реконструкция мостов вызвана необходимостью расширения проезжей части по набережным канала: по южной набережной до шести полос движения автотранспорта, по северной набережной – до четырех полос движения.
4,8 млрд рублей – общая стоимость реконструкции мостов.
Реконструкция и строительство пригородных вокзальных комплексов на станциях Обухово, Пискаревка, Ульянка, Сестрорецк, Новый Петергоф.
В создаваемых комплексах планируется размещение культурно-досуговых и оздоровительных центров.
975 млн руб. – общий объем инвестиций в реконструкцию и строительство комплексов.
Строительство новой Малой Октябрьской железной дороги
На протяжении 59 лет Малая Октябрьская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии среди детей и подростков. Кроме изучения профессий железнодорожного профиля большое внимание уделяется культурно-воспитательной и спортивной работе с юными железнодорожниками. В настоящее время остро встал вопрос о переносе магистральных путей Малой Октябрьской железной дороги.
1,3 млрд рублей – ориентировочная стоимость строительства детской железной дороги по трассе бывшей Царскосельской дороги.
Развитие подходов к морским портам.
Чтобы соответствовать современным требованиям, магистраль активно развивается. В скором времени будут реализованы проекты скоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки и Санкт-Петербург – Москва. В Ленинградской области появится новое железнодорожное направление Лосево – Каменногорск. Активно развиваются подходы к морским портам Финского залива. В первую очередь, к новому, современному порту Усть-Луга.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Организация высокоскоростного движения на участке Санкт-Петербург – Москва.
В июле на заводе «Сименс» в Крефельд-Юрдингене был дан старт серийному производству высокоскоростных электропоездов для Российской Федерации Velaro RUS. Планируется, что в конце 2009 года эти поезда начнут курсировать по маршруту Москва – Санкт-Петербург со скоростью 250 километров в час.
Конструкцией поезда предусмотрено увеличение максимальной скорости до 330 км/ч после незначительной модернизации. Каждый электропоезд длиной 250 метров будет состоять из 10 вагонов и обеспечит местами более 600 пассажиров. Подвижной состав рассчитан на российскую широкую колею (1520 мм) и будет на 33 см шире используемых в Германии ICE 3.
Организация скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская – Хельсинки.
Комиссия Министерства экономического развития и торговли РФ окончательно признала целесообразность реализации проекта организации скоростного движения на участке Санкт-Петербург – Хельсинки и одобрила его финансирование из Инвестиционного фонда. Было принято решение, в соответствии с которым государство берет на себя 35% расходов, а остальные 65% ложатся на компанию, это 21 и 40 миллиардов рублей соответственно. Победителем тендера на поставку скоростных поездов для маршрута Санкт-Петербург – Хельсинки стала компания ALSTOM. Движение скоростных электропоездов между Санкт-Петербургом и Хельсинки планируется открыть в IV квартале 2008 года. Время в пути сократится до 3–3,5 часа (сегодня – 5,5 часа).
Юрий Малёкин
к содержанию спецвыпуска