Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

Перпективы. Дороги, мосты, тоннели
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Ремонт дорог – движение по кругу
Уйти, чтобы вернуться

Почему строители возвращаются на отремонтированные дороги? Чтобы устранить недостатки своей работы.
Такая ситуация повторяется из года в год, от объекта к объекту.
Кажется, эту тенденцию вообще невозможно переломить. И все-таки выход есть.

зав. кафедрой «Автомобильные дороги» ГАСУ, профессор, д.т.н. Б. Н. КАРПОВОб этом мы беседуем с заведующим кафедрой «Автомобильные дороги» Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (ГАСУ) профессором, доктором технических наук Б. Н. КАРПОВЫМ.

– Борис Николаевич, почему, на ваш взгляд, едва отзвучат торжественные речи по поводу сдачи в эксплуатацию новой или восстановленной дороги, на ней через короткое время снова появляется дорожно-ремонтная техника?
– Все дело в том, что ситуация на дорогах за последние 15 лет кардинально изменилась: в несколько раз выросла интенсивность движения по ним. При этом рост количества большегрузных автомобилей опережает количественный рост автотранспорта в целом. Следовательно, увеличивается и нагрузка на дороги. А они в массе своей строились или реконструировались по старым технологиям. Это значительно ускоряет появление трещин, разломов, выбоин, глубоко вдавленных колей.

Если раньше дороги проектировались из расчетных нагрузок на ось максимум в 100 кН (10 тс), то сейчас для городских магистралей необходимо учитывать нагрузки на ось не менее чем в 115 кН (11,5 тс). И так по всем показателям, характеризующим те или иные виды воздействия на дорожное покрытие.

Дорожная одежда – это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.

При этом для качественного дорожного строительства инженерно-геологические условия нашего региона весьма неблагоприятны.
Тем не менее наши строители по-прежнему, как и 30, и 40 лет назад, укладывают асфальтобетонные покрытия на щебеночные основания. Такая технология была уместна и экономически оправдана на первых этапах автомобилестроения. Но не сегодня.

– Неужели за это время наука не смогла предложить строителям новых материалов и технологий?
– Почему же. Наука и в этой отрасли не стоит на месте.
Дорожные одежды – это как многослойный бутерброд. Каждая часть его выполняет определенные функции. А в сумме они должны обеспечивать однородность по различным показателям всей дорожной конструкции. Задача проектировщиков и строителей и заключается в том, чтобы добиться максимальной однородности дороги применительно к условиям ее эксплуатации. Этому же служат и различные технологические решения.

Например, еще в советское время для повышения устойчивости щебеночного основания было предложено покрытие его верхней части различными структурообразующими материалами, в том числе цементно-песчаным раствором. Однако и эта технология из-за недостаточной проработки не выдержала испытания возрастающими нагрузками.

С конца 70-х годов в транспортном строительстве используются различные геосинтетические материалы, получаемые из различных полимеров.
Применение геосинтетических материалов позволяет повысить долговечность дорожных конструкций, снизить трудо- и энергозатраты, упростить технологию, повысить качество и культуру производства, а также сократить сроки строительства.
Геосинтетические материалы в дорожных сооружениях выполняют одну или сразу несколько функций: усиление (армирование) асфальтобетонных покрытий и оснований, повышение устойчивости земляного полотна на слабых грунтах и откосах высоких насыпей и так далее. По этой технологии нашей кафедрой был разработан проект устройства легкой насыпи на слабых грунтах при строительстве КАД.

Обеспечение обязательной нормативной ровности асфальтобетонных покрытий может достигаться также за счет обустройства верхнего слоя основания на основе битумоминеральной смеси. Однако при высоких летних температурах эти материалы резко снижают прочность и модуль упругости, что также ведет к ускоренному образованию колейности и трещин.

Одной из самых обоснованных для нашей природной зоны технологий является разделение швами жесткого слоя основания на условно-отдельные конструктивные элементы, связанные друг с другом разными способами. Эти элементы могут быть разных форм и размеров – их сочетание обусловит рост положительных свойств дороги, в том числе в отношении однородности и равнопрочности.
Фрагментирование жесткого основания под асфальтобетонное покрытие, технологию которого предлагает наша кафедра, обеспечит срок службы дорожных одежд без капитального ремонта не менее 12 лет.

– Почему проектировщики и строители часто работают по старинке?
– На объектах, к которым приковано общественное внимание и внимание власти, применяются именно современные технологии и материалы. На остальных же, увы, работают по-прежнему. И этому есть свое объяснение.
Посудите сами. Для повышения безопасности дорожного движения наши законодатели довольно часто меняют систему наказаний за нарушение ПДД. Более жесткие требования предъявляются и к эксплуатационным качествам транспорта.
А вот нормы и регламенты в дорожном строительстве до сих пор остаются без изменений.
Зачем же усложнять задачи и потом ломать себе головы над тем, как их выполнить, если можно работать так же, как и тридцать лет назад?

Наша кафедра предложила Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга разработать новый альбом типовых решений в дорожном строительстве, учитывающих состав и интенсивность движения, новые материалы и технологии, опыт и научно-технические разработки для нашего города.
Этот альбом станет для проектировщиков и строителей действенным инструментом, позволяющим принимать правильные решения и использовать весь набор предусмотренных средств и методов для каждого конкретного объекта. Кроме того, этот документ, являясь нормативным, обязательным для исполнения, позволит заказчику не только утверждать наиболее приемлемые проекты, но и четко контролировать их исполнение. В итоге – повышение сроков службы дорожных одежд, уровня безопасности движения и эффективности – в том числе экономической – работы всего дорожно-транспортного комплекса нашего города.
Работа над альбомом, учитывающим также перспективы развития дорожной инфраструктуры, при поддержке и заинтересованности Правительства Санкт-Петербурга может быть завершена в течение года.

Беседовал Тофик Аскеров

Тел. (812) 575-0189

к содержанию спецвыпуска

Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна