Из недостатка – в достоинство
Необычное решение транспортной проблемы
Стремительное развитие Санкт-Петербурга в последнее время спровоцировало рост старых и возникновение новых городских «болячек». Многие из них можно «разрулить» только нестандартными способами.
В персональной мастерской Марка Ицкова разработано несколько предварительных проектов, носящих очевидные черты уникальности. Журнал «Строительство и городское хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области» обязательно познакомит читателей с некоторыми из них.
По проектам персональной мастерской Марка Ицкова построено немало жилых и общественных зданий в Петербурге.
Например, спортивно-культурный центр на углу Обводного канала и Рузовской улицы.
К числу таких узких мест, несомненно, относится и транспортная составляющая. Городские и федеральные власти делают многое, чтобы облегчить «уличную» жизнь пешеходов и водителей. В числе принимаемых мер и возрастающие объемы ремонта дорог, и создание пешеходных зон, и строительство КАД, и обустройство стоянок, и так далее, и так далее.
Но, увы, ситуация на улицах города, особенно центральных, с каждым годом все усугубляется, переходя, кажется, в разряд неразрешимой.
Вопрос настолько сложен и многогранен, что обычными методами его, похоже, действительно не решить.
– Наш город, без преувеличения, является уникальным. И с архитектурно-исторической точки зрения, и с градостроительной, и даже... с географической, – говорит руководитель персональной архитектурной мастерской М. Я. ИЦКОВ. – Поэтому и решение стандартных для большинства городов проблем иногда может быть только уникальным.
Еще в 1911 году, дальновидно прогнозируя неизбежный рост транспортной нагрузки, петербургские архитекторы поставили перед верховной властью вопрос о создании дублера Невского проспекта.
Политические и экономические причины помешали реализации задуманного.
В том числе и в более поздние времена.
Сегодня центр Санкт-Петербурга перегружен, а в перспективе – еще большая перегрузка. Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать это. Например, неизбежное строительство в том или ином виде делового центра Газпром-сити вызовет значительное увеличение транспортной нагрузки на центральные улицы, и особенно на набережные.
Гордость и краса Петербурга – река Нева, это еще одна преграда на пути решения транспортного вопроса. Но нельзя ли этот с точки зрения инфраструктуры недостаток превратить в достоинство?
– Наш проект, разработку которого мы начали более 10 лет назад, предлагает часть русла Невы превратить… в автомобильную трассу, – продолжает Марк Яковлевич. – Для этого мы хотим вдоль набережных по дну левого берега реки проложить автомобильный тоннель от Литейного моста до Ново-Адмиралтейского канала. И далее под Невой к Васильевскому острову.
Этот автомобильный тоннель создаст не только возможность для беспрепятственного проезда из одной части города в другую, но и позволит превратить центральные набережные в полноценные пешеходные зоны, где сейчас петербуржцы и гости города могут находиться в относительной безопасности только глубокой ночью.
Три развязки, предусмотренные проектом, также вынесены в акваторию Невы. Они позволят автомобилям выезжать на поверхность в ключевых точках транспортной сети города. И въезжать обратно в тоннель. А архитектура этих сооружений, выполненная в традиционном для Петербурга стиле, придаст набережным дополнительную элегантность и пластичность. Расположенные на развязках пешеходные площадки дадут возможность людям, в том числе и туристам, любоваться знаменитыми архитектурными ансамблями в необычных ракурсах.
Автомобильный тоннель под Невой отнюдь не фантастический проект, как может показаться на первый взгляд.
– С нами сотрудничает ЗАО «Институт «Стройпроект», который выполнил все необходимые предварительные расчеты.
С нами готова работать немецкая фирма Baum COWI, которая имеет богатый опыт строительства подобных объектов, – утверждает Марк Ицков. – Более того, этот уникальный подводный дорожный комплекс не помешает движению большегрузных судов по фарватеру, а малотоннажные корабли смогут, как и прежде, причаливать к набережным. Все предварительные расчеты и согласования подтверждают реалистичность нашей идеи. Ну а плюсы очевидны.
Многие специалисты закономерно могут предположить, что строительство автомобильного тоннеля пагубно отразится на состоянии великолепных дворцовых ансамблей, украшающих не менее великолепные набережные.
Уникальность решения, предложенного М. Я. Ицковым и его коллегами, как раз и заключается в том, что тоннель ни коим образом не вторгается в тело набережных. Он, образно говоря, деликатно, не нарушая сложившуюся структуру, «пристегивается» к ним в местах обустройства развязок.
Кстати, шведские и немецкие инженеры, признанные мастера в строительстве сложных гидротехнических сооружений, с одобрением восприняли эти проработки. Как бы не получилось, что придумали наши, а воплотят снова другие.
Конечно, проект нуждается во всестороннем и беспристрастном изучении.
О нем знают в профильных комитетах правительства Санкт-Петербурга. Знают, но от этого пока ничего не меняется.
В заключение хочется напомнить: если бы наш город в своем коротком историческом развитии избегал нестандартных, а иногда и революционных решений, он никогда не стал бы тем Петербургом, который известен всему миру.
Тофик Аскеров
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Директор проектного института НП «Дормост» К. В. ИВАНОВ:
– При сегодняшних тенденциях развития транспортной системы эффективное использование существующих территорий – это вопрос развития всей городской инфраструктуры. Будущее за освоением подземных пространств. Проект, предложенный М. Я. Ицковым, предлагает освоение и подводной части города.
Это очень интересная и перспективная идея.
Но надо отчетливо понимать, что ее реализация требует глубочайшей научной
и технологической проработки, а также сложных геолого-подводных изысканий.
к содержанию спецвыпуска