Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

Перпективы. Дороги, мосты, тоннели
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Торги на дорожных и транспортных объектах
Достоинства и недостатки

Поддержание дорожно-транспортных объектов в рабочем состоянии – одно из важнейших направлений деятельности органов власти.
Но несовершенный 94-ФЗ, регламентирующий закупки для государственных нужд, провоцирует ошибки и нарушения как общего, так и специфического дорожно-транспортного характера.

К числу дорожных и транспортных объектов относится целый ряд элементов цельной инфраструктуры, напрямую связанный с логистической деятельностью предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности. Инфраструктурой пользуются практически все физические и юридические лица. Но большая часть ее объектов находится в распоряжении органов государственного (или муниципального) управления. Поэтому поддержание их в рабочем состоянии – одно из важнейших направлений деятельности федеральных, субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Сотрудничество государственного (муниципального) и частного секторов экономики сегодня жестко регулируется российским законодательством. В частности Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 94-ФЗ от 08.07.2005 г. со всеми последующими изменениями и дополнениями). Он требует на значительные суммы (более 1 млн рублей) проводить торги в форме конкурса или аукциона со всей необходимой для данного случая атрибутикой: размещением и публикацией информации, открытой для участников публичной процедурой, жестким соблюдением сроков и пр.
Что касается российского законодательства по закупкам, то Госдума продолжает его «совершенствовать». Исправляет одни ошибки и создает другие, зачастую игнорируя уже накопленный опыт.
Органы управления и заказчик в их лице «читают» законы по-своему. Пытаясь с минимальными усилиями решить собственные проблемы и одновременно стремясь снизить риск возможных нарушений закона.

Специфика отрасли

Для дорожно-транспортной инфраструктуры, исходя, в первую очередь, из практики ее функционирования в Северо-Западном регионе, можно отметить следующие особенности.
· Постоянное и неуклонное повышение потребности в физическом увеличении числа дорожных и транспортных объектов (строительство новых дорог, мостов, терминалов, складов; строительство дублирующих объектов), а также в повышении эффективности их функционирования (пропускной способности, емкости, скоростных параметров).

· Комплексная взаимосвязь с хозяйственно-экономической системой как региона, так и страны в целом, а также сотрудничество с зарубежными партнерами.
· Возрастание потребностей самой отрасли в разработке и поставке новых товаров (строительных, энергетических и ресурсных), в разработке и внедрении новых технологий, привлечении дополнительной рабочей силы.
· Интенсивное воздействие природно-климатических факторов на возможности функционирования объектов и поддержания последних в работчем состоянии и, прежде всего, свойственная для Северо-Западного региона контрастная сезонность, уменьшающая реальные сроки для проведения работ по ремонту и обслуживанию дорог, мостов, тоннелей и др. объектов.

Трудности в закупочных мероприятиях вызывает то, что отдельные дорожные и транспортные объекты находятся не целиком в государственной или муниципальной собственности, а являются акционерными обществами с преобладанием государственного (муниципального) капитала (Октябрьская железная дорога и ее объекты). Поэтому не все средства, поступаемые на такое предприятие (в организацию, учреждение), относятся к бюджетным, а зарабатываются либо собираются в результате собственной хозяйственной деятельности. К этой же категории относятся и всякого рода ГУПы и МУПы – государственные (муниципальные) унитарные предприятия (Водоканал, Морской порт и т. д.), имеющие собственные источники доходов.
И хотя Бюджетный кодекс Российской Федерации однозначно относит все доходы таких предприятий к бюджетным, есть соблазн использовать их по собственному усмотрению своими методами. Тем более что в 94-ФЗ (ч. 1 ст. 3) под государственными и муниципальными нуждами подразумевается использование соответствующих бюджетных средств для обеспечения расходных обязательств. Определения последнему не дается, поэтому собственные нужды можно отнести к особой категории потребностей и не проводить предусмотренные 94-ФЗ процедуры (об этом есть даже постановление Арбитражного суда РФ).

Как идут торги

Анализ результатов проведения торгов по дорожным и транспортным объектам на Северо-Западе в соответствии с требованиями 94-ФЗ констатирует наличие следующих проблем и ошибок (нарушений) как общего, так и специфического характера.
· При разработке технического задания и проекта контракта учитываются не все параметры закупки либо они носят неконкретный (нечеткий) характер, что не дает возможности поставщикам (подрядчикам, исполнителям) учесть все требования заказчика в конкурсной (аукционной, котировочной) заявке и в дальнейшем приводит к удорожанию проекта, увеличению сроков поставки, снижению качества и т. д.
· Срываются установленные Законом сроки проведения закупочных мероприятий, в том числе информирования заинтересованных лиц о ходе этих мероприятий.
· Информация, размещаемая на официальных сайтах и публикуемая в официальных изданиях, является не полной, не соответствующей требованиям Закона, что приводит к ошибкам в действиях участников размещения заказа, снижает эффективность закупок.
· Заказчик необоснованно разделяет заказ на отдельные части – лоты, используя затем упрощенные процедуры, чем делает государственный (муниципальный) заказ менее привлекательным для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и тем самым ограничивается число эффективных участников.
· Обратная ситуация – когда заказ необоснованно укрупняется и ориентируется на монополиста в регионе, возможно, не самого эффективного и более затратного;
· Часто встречаются так называемые «срежиссированные торги», на которых все роли заранее расписаны, результат заведомо известен, и создается лишь видимость конкуренции. «Лишние» участники под любым предлогом (чаще – по формальным признакам, как это было, например, недавно в Самаре, когда ОАО «Метрогипротранс» не было допущено к конкурсу на основании того, что не подготовило в составе своей заявки сметного расчета) выводятся из игры.
· Заказчик устанавливает квалификационные требования в случаях, когда это запрещено законом, объясняя необходимостью работы с опытным контрагентом и исключением случайностей и рисков недопоставки, некачественного выполнения работ и т. д., вместо того, чтобы грамотно подготовить техническое задание и контракт.
· Критерии выбора победителя в конкурсных торгах установлены нечеткие, трудно понимаемые участниками, что, с другой стороны, дает возможность конкурсной комиссии мотивировать практически любой свой выбор, порой явно волюнтаристский.
· Отсутствует эффективная система контроля исполнения государственного (муниципального) контракта, что при недостатках самого контракта приводит к негативным последствиям для потребителя, связанным с удорожанием, снижением качества, срывом сроков и пр.
· Проявляется личная заинтересованность заказчика в размещении заказа у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), связанная с получением незаконных выгод в форме денежного и натурального вознаграждения и др.

Для дорожных и транспортных объектов эти проблемы проявляются с особой силой.
Большие объемы финансирования в условиях длительного освоения денежных средств делают контракты привлекательными для производителей, что не может не стимулировать коррупционного давления.

Каким образом можно минимизировать отмеченные недостатки?
Во-первых, созданием эффективной системы планирования и контроля процесса формирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) контракта.
Во-вторых, разработкой эффективной нормативно-правовой системы государственного (муниципального) заказа.
В-третьих, формированием эффективного менеджмента государственных (муниципальных) закупок, включающего, в первую очередь, качественную работу с персоналом, задействованным в этом ответственном деле.

Еще раз про аукционы

Как известно, с 1 января 2008 г. строительные подряды должны будут размещаться исключительно на аукционах, что, по мнению разработчиков изменений
94-ФЗ, с учетом определенных защитных мер (оценка квалификации участников аукциона при объемах заказа более 50 млн рублей) создаст надежную преграду негативным тенденциям.
Но в отличие от конкурса здесь не предусмотрена оценка предложений по критерию «наилучшие условия», которые должны быть заранее сформулированы самим заказчиком.
Речь на аукционе будет идти лишь о цене вопроса.
Поэтому вопросы остаются.

Павел Талеров

Тел. (812) 495-0391

к содержанию спецвыпуска

Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна