Торги на дорожных и транспортных объектах
Достоинства и недостатки
Поддержание дорожно-транспортных объектов в рабочем состоянии – одно из важнейших направлений деятельности органов власти.
Но несовершенный 94-ФЗ, регламентирующий закупки для государственных нужд, провоцирует ошибки и нарушения как общего, так и специфического дорожно-транспортного характера.
К числу дорожных и транспортных объектов относится целый ряд элементов цельной инфраструктуры, напрямую связанный с логистической деятельностью предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности. Инфраструктурой пользуются практически все физические и юридические лица. Но большая часть ее объектов находится в распоряжении органов государственного (или муниципального) управления. Поэтому поддержание их в рабочем состоянии – одно из важнейших направлений деятельности федеральных, субъектов РФ и муниципальных органов власти.
Сотрудничество государственного (муниципального) и частного секторов экономики сегодня жестко регулируется российским законодательством. В частности Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 94-ФЗ от 08.07.2005 г. со всеми последующими изменениями и дополнениями). Он требует на значительные суммы (более 1 млн рублей) проводить торги в форме конкурса или аукциона со всей необходимой для данного случая атрибутикой: размещением и публикацией информации, открытой для участников публичной процедурой, жестким соблюдением сроков и пр.
Что касается российского законодательства по закупкам, то Госдума продолжает его «совершенствовать». Исправляет одни ошибки и создает другие, зачастую игнорируя уже накопленный опыт.
Органы управления и заказчик в их лице «читают» законы по-своему. Пытаясь с минимальными усилиями решить собственные проблемы и одновременно стремясь снизить риск возможных нарушений закона.
Специфика отрасли
Для дорожно-транспортной инфраструктуры, исходя, в первую очередь, из практики ее функционирования в Северо-Западном регионе, можно отметить следующие особенности.
· Постоянное и неуклонное повышение потребности в физическом увеличении числа дорожных и транспортных объектов (строительство новых дорог, мостов, терминалов, складов; строительство дублирующих объектов), а также в повышении эффективности их функционирования (пропускной способности, емкости, скоростных параметров).
· Комплексная взаимосвязь с хозяйственно-экономической системой как региона, так и страны в целом, а также сотрудничество с зарубежными партнерами.
· Возрастание потребностей самой отрасли в разработке и поставке новых товаров (строительных, энергетических и ресурсных), в разработке и внедрении новых технологий, привлечении дополнительной рабочей силы.
· Интенсивное воздействие природно-климатических факторов на возможности функционирования объектов и поддержания последних в работчем состоянии и, прежде всего, свойственная для Северо-Западного региона контрастная сезонность, уменьшающая реальные сроки для проведения работ по ремонту и обслуживанию дорог, мостов, тоннелей и др. объектов.
Трудности в закупочных мероприятиях вызывает то, что отдельные дорожные и транспортные объекты находятся не целиком в государственной или муниципальной собственности, а являются акционерными обществами с преобладанием государственного (муниципального) капитала (Октябрьская железная дорога и ее объекты). Поэтому не все средства, поступаемые на такое предприятие (в организацию, учреждение), относятся к бюджетным, а зарабатываются либо собираются в результате собственной хозяйственной деятельности. К этой же категории относятся и всякого рода ГУПы и МУПы – государственные (муниципальные) унитарные предприятия (Водоканал, Морской порт и т. д.), имеющие собственные источники доходов.
И хотя Бюджетный кодекс Российской Федерации однозначно относит все доходы таких предприятий к бюджетным, есть соблазн использовать их по собственному усмотрению своими методами. Тем более что в 94-ФЗ (ч. 1 ст. 3) под государственными и муниципальными нуждами подразумевается использование соответствующих бюджетных средств для обеспечения расходных обязательств. Определения последнему не дается, поэтому собственные нужды можно отнести к особой категории потребностей и не проводить предусмотренные 94-ФЗ процедуры (об этом есть даже постановление Арбитражного суда РФ).
Как идут торги
Анализ результатов проведения торгов по дорожным и транспортным объектам на Северо-Западе в соответствии с требованиями 94-ФЗ констатирует наличие следующих проблем и ошибок (нарушений) как общего, так и специфического характера.
· При разработке технического задания и проекта контракта учитываются не все параметры закупки либо они носят неконкретный (нечеткий) характер, что не дает возможности поставщикам (подрядчикам, исполнителям) учесть все требования заказчика в конкурсной (аукционной, котировочной) заявке и в дальнейшем приводит к удорожанию проекта, увеличению сроков поставки, снижению качества и т. д.
· Срываются установленные Законом сроки проведения закупочных мероприятий, в том числе информирования заинтересованных лиц о ходе этих мероприятий.
· Информация, размещаемая на официальных сайтах и публикуемая в официальных изданиях, является не полной, не соответствующей требованиям Закона, что приводит к ошибкам в действиях участников размещения заказа, снижает эффективность закупок.
· Заказчик необоснованно разделяет заказ на отдельные части – лоты, используя затем упрощенные процедуры, чем делает государственный (муниципальный) заказ менее привлекательным для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), и тем самым ограничивается число эффективных участников.
· Обратная ситуация – когда заказ необоснованно укрупняется и ориентируется на монополиста в регионе, возможно, не самого эффективного и более затратного;
· Часто встречаются так называемые «срежиссированные торги», на которых все роли заранее расписаны, результат заведомо известен, и создается лишь видимость конкуренции. «Лишние» участники под любым предлогом (чаще – по формальным признакам, как это было, например, недавно в Самаре, когда ОАО «Метрогипротранс» не было допущено к конкурсу на основании того, что не подготовило в составе своей заявки сметного расчета) выводятся из игры.
· Заказчик устанавливает квалификационные требования в случаях, когда это запрещено законом, объясняя необходимостью работы с опытным контрагентом и исключением случайностей и рисков недопоставки, некачественного выполнения работ и т. д., вместо того, чтобы грамотно подготовить техническое задание и контракт.
· Критерии выбора победителя в конкурсных торгах установлены нечеткие, трудно понимаемые участниками, что, с другой стороны, дает возможность конкурсной комиссии мотивировать практически любой свой выбор, порой явно волюнтаристский.
· Отсутствует эффективная система контроля исполнения государственного (муниципального) контракта, что при недостатках самого контракта приводит к негативным последствиям для потребителя, связанным с удорожанием, снижением качества, срывом сроков и пр.
· Проявляется личная заинтересованность заказчика в размещении заказа у конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), связанная с получением незаконных выгод в форме денежного и натурального вознаграждения и др.
Для дорожных и транспортных объектов эти проблемы проявляются с особой силой.
Большие объемы финансирования в условиях длительного освоения денежных средств делают контракты привлекательными для производителей, что не может не стимулировать коррупционного давления.
Каким образом можно минимизировать отмеченные недостатки?
Во-первых, созданием эффективной системы планирования и контроля процесса формирования, размещения и исполнения государственного (муниципального) контракта.
Во-вторых, разработкой эффективной нормативно-правовой системы государственного (муниципального) заказа.
В-третьих, формированием эффективного менеджмента государственных (муниципальных) закупок, включающего, в первую очередь, качественную работу с персоналом, задействованным в этом ответственном деле.
Еще раз про аукционы
Как известно, с 1 января 2008 г. строительные подряды должны будут размещаться исключительно на аукционах, что, по мнению разработчиков изменений
94-ФЗ, с учетом определенных защитных мер (оценка квалификации участников аукциона при объемах заказа более 50 млн рублей) создаст надежную преграду негативным тенденциям.
Но в отличие от конкурса здесь не предусмотрена оценка предложений по критерию «наилучшие условия», которые должны быть заранее сформулированы самим заказчиком.
Речь на аукционе будет идти лишь о цене вопроса.
Поэтому вопросы остаются.
Павел Талеров
Тел. (812) 495-0391
к содержанию спецвыпуска