Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

Перпективы. Дороги, мосты, тоннели
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Расчет на активность инвесторов
Бюджет и транспортная инфраструктура

Однажды министр транспорта РФ И. Е. Левитин посетовал на недофинансирование транспортного комплекса страны. Оказалось, что из федерального и регионального бюджетов для его развития поступает лишь половина необходимых средств. А их недостаток, по его мнению, следует покрывать из внебюджетных источников за счет государственно-частного партнерства.

МИНИСТР ВОЗГЛАВИЛ СОВЕТ

Слова у чиновника не разошлись с делом. И 3 марта 2006 г. своим приказом № 28 он образует постоянно действующий Экспертный совет по государствен-но-частному партнерству Минтранса РФ, который сам и возглавил. Перед этой структурой поставлена цель – взаимодействие с деловыми кругами и общественностью, максимальное их вовлечение в развитие транспортной инфраструктуры. В том числе за счет привлечения частных инвестиций.

Разработка эффективных решений в этом направлении обеспечит высокое качество и доступность услуг транспортного комплекса как населению, так и хозяйствующим субъектам.
Сферой применения схемы ГЧП в России является строительство платных автодорог, развитие городского пассажирского транспорта, строительство морских терминальных комплексов.
В этом же перечне реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений, создание сложных информационных систем по управлению движением грузов и т. д.

Пока наибольшее применение ГЧП у нас нашло в строительстве автомагистра-лей. Они является для инвестора весьма привлекательными – здесь гарантирован сравнительно быстрый возврат вложенных средств. Его источником будет плата за проезд по дороге. У железнодорожного транспорта этого преимущества пока нет.

Правовая база концессионных соглашений представлена соответствующим федеральным законом. Он принят в 2005 г. В его развитие Минтранс подготовил типовые договора о создании концессии по всем видам транспорта. А в Санкт-Петербурге пошли еще даль-
ше – здесь уже действует региональный закон об участии города в ГЧП. Кроме того, внесен на рассмотрение правительства РФ проект закона «О платных автодорогах». Словом, юридические основания для ГЧП формируются успешно.

ПРОСЯТ ИНВЕСТОРЫ СЛОВА

В России объем инвестиций в транспортную отрасль увеличился и составляет сегодня 2 процента от ВВП. А высокоразвитые страны тратят на эти цели до 4 процентов. Еще больше бюджетных средств от ВВП направляют на транспорт-ную инфраструктуру развивающиеся страны: до 8 процентов. Это – и о нас.

Трудно представить, что на такое способна сейчас экономика РФ. Но разрабо-тать перспективную транспортную программу давно пора. При этом следует помнить, что наиболее гибкой и эффективной формой ГЧП в мировой практике считаются концессии. В их рамках частный партнер (концессионер) и участвует в создании или модернизации инфраструктурного объекта. Затем он получает его на длительный срок в управление и возвращает вложенные им средства.
Но ему нужны твердые гарантии со стороны государства. И для этого необходимо создать фонд возврата инвестиций.

Пример Запада убеждает в том, что фонд размером в 1 млрд долл. может привлечь инвестиций в 10 раз больше.
Бизнес хорошо разобрался в этой схеме. И уже изучает предложенные ему проекты. Среди них республика Саха. Она заинтересована в реализации финского проекта, связанного с большими запасами качественного угля стоимостью в $3 млрд. Из них за 2 млрд руб. надо потратить, чтобы проложить от Байкало-Амурской магистрали железную дорогу до месторождения. А раз государство не может решить эту задачу самостоятельно, потребуются вложения со стороны бизнеса.

Большей популярностью пользуется проект создания новой скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург от МКАД до КАД СПб. Отече-ственный и западный бизнес стремится «застолбить» себе местечко и в реализа-ции таких проектов, как Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в Северной столице и т. д. Кстати, последние два проекта по показателям финан-совой, бюджетной и экономической эффективности будут финансироваться
в том числе и за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

Очевидно, что ГЧП уже является признанной формой цивилизованного взаимодействия между властью
и бизнесом.
И нет сомнений, что она способна придать заметный импульс развитию экономики города и Северо-Западного региона в целом.
Что же касается использования сходного механизма при строительстве объектов железнодорожного транспорта, здесь еще слышна разноголосица. Скептики считают, что раз тут нет частных трасс – нет источников получения концессионером прибыли. Но жизнь и тут демонстрирует определенные возможности. При разговоре о якутской дороге к БАМу следует напомнить, что в нескольких километрах от железнодорожного полотна Беркакит – Томмот имеется крупное месторождение железных руд. А на Урале запас этого природного материала истощается. И на таком дефиците участие бизнеса в строительстве «железки» уже не кажется гадательным.

А вот пример из Ленобласти. Сегодня ОЖД еще справляется с заявленными объемами грузов в Усть-Лугу, хотя концу года их перевезут 4 млн. тонн. Но через 2–3 года и тут найдется дело для ГЧП – порт будет выходить на свою проектную мощность в 35 млн тонн.
Что знает о такой перспективе отечественный и зарубежный бизнес? И всем ли известно, что транспортная составляющая в себестоимости продукта за последние годы выросла в 3–4 раза. Как говорится: за морем телушка – в полушку, да рубль перевоз.

БУДЕМ РАБОТАТЬ… А. С. ПО ПУШКИНУ

Названные и разрабатываемые сейчас проекты осуществляются в рамках транс-портной стратегии России до 2020 г. В реализации основных целей развития транспортной системы свое место завоюет и ГЧП. Но внедрять его следует, создав прозрачные и понятные правила, что в значительной мере осуществляется. Далее нужно ужесточить контроль их исполнения.
Этого требуют масштабы предполагаемых проектов. Ведь счет ассигнований на 20–30 лет вперед идет уже не на миллиарды, а на триллионы рублей.

Важно и то, что, используя ГЧП, государство сможет привлекать передовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса. И обеспечить тем самым высокое качество работ, как инженерных, так и управленческих.

Можно надеяться на взаимодействие государства и бизнеса в развитии логисти-ческих процессов. Эти процессы пока приходится относить к нерешенным проблемам. Очевидна и недостаточная информированность государственного сектора о роли логистики и логистических центров в экономике того или иного региона.

Соглашаясь с этим, М. Е Фрадков посетовал, что в России отсутствует опыт ис-пользования ГЧП. Поэтому он предлагает государству и бизнес-сообществу тщательно изучить зарубежный опыт его использования, чтобы не допустить в дальнейшем ошибок. Важно, по мнению премьера, обеспечить баланс интересов государства и частных партнеров, создать стимулы для инвесторов. Тогда механизмы ГЧП смогут обеспечить повышение эффективности работы транспортной инфраструктуры, доступность услуг для пользователей.
А если наш бизнес преуспеет в этом направлении, мы сможем с удовольствием лицезреть в России картину, предсказанную еще А. С. Пушкиным (7-я гл. «Евгения Онегина»):
«…дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут,
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир…».

Любопытно, что поэт почти двести лет назад предусмотрел вдоль магистралей будущего инфраструктуру и сервис. А это важнейший стимул для ускоренного развития ГЧП.

Валентин Воронов

к содержанию спецвыпуска

Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна