Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

Перпективы. Дороги, мосты, тоннели
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Финансирование федеральных дорожных объектов
Когда опоздание хуже воровства

Нерегулярное финансирование дорожных объектов приводит не только к срыву сроков сдачи, но и к изменению проектных решений в сторону упрощения, что не позволяет в полной мере выполнять возложенные на них функции.

Петербургские проекты, иллюстрирующие сказанное, у всех на слуху:

· в результате постоянных перебоев в финансировании никак не могут достроить южный участок Западного скоростного диаметра,
· с опозданием и в урезанном виде сдано в эксплуатацию восточное полукольцо КАД,
· серьезно затянулось начало достройки дамбы (при том что договора о софинансировании с международными банковскими структурами подписаны).

Дорожно-строительная отрасль всегда играла важную роль в экономическом и социальном развитии любого государства, ее отставание напрямую сказывается на росте всех экономических показателей. Россия не исключение: аналитики оценивают общую сумму потерь в нашей стране из-за недостаточного развития дорожной сети и ее плохого технического состояния в 450–500 млн рублей в год (3% от ВВП!).
Если при помощи нового плана
ГОЭЛРО-2 Чубайс сумеет вытянуть российскую энергетику, а Левитину и газо-нефтяным магнатам удастся серьезно преумножить портовые мощности на Балтике, то при сохранении существующих тенденций в дорожной отрасли к 2010 году именно автодороги могут стать главным ограничителем экономического роста страны.

Дорогое опоздание

Выход очевиден и неоспорим: финансирование транспортных проектов должно быть на несколько порядков большим, регулярным, при обязательном эффективном использовании выделяемых средств.
Причем, по мнению подавляющего большинства представителей дорожно-строительного сообщества, именно последние две причины не только резко снижают эффект от реализуемых мероприятий, но и дискредитирует всю систему федерального финансирования.

Кстати, именно история с дамбой показала, насколько отличается система государственного финансирования в России и на Западе, где она является символом стабильности и незыблемости сроков: европейские партнеры упорно отказывались финансировать «свою» часть, ибо несоблюдение условий договора о софинансировании сочли основанием для расторжения последнего и серьезных сомнений в надежности экономики страны. Но если в итоге с КЗС все успешно разрешилось, то по поводу западной части КАД, трасса которой пройдет по гребню дамбы, федеральное правительство высказывается весьма осторожно.

Российская специфика

Неспешность работ на первых этапах – верный признак того, что данный проект финансируется из федерального бюджета.
Сезонность дорожных работ – серьезный ограничитель терпения и понимания «тонкостей» федерального финансирования. Что вкупе с невысокой рентабельностью объектов, строящихся по госзаказу, и проблемой ценообразования в дорожной отрасли (см. материал в данном номере) приводит к тому, что участие в строительстве важнейших транспортных объектов становится для предприятий
серьезным испытанием на прочность, нередко оборачивается убытками.
Не помогает ни престижность проекта, ни большие объемы работ, ни гарантии долговременной занятости. Беда лишь в том, что уйти из сектора государственного регулирования дорожники и мостостроители не могут.

Несколько смягчить ситуацию иногда позволяет более стабильное финансирование городских заказов, хотя в случаях совместного финансирования (а все значимые проекты финансируются бюджетами двух уровней) это не слишком помогает. Ибо, как уже отмечалось на страницах нашего журнала год назад (СГХ № 89), город не имеет действенных рычагов влияния ни на финансирование, ни на внесение изменений в проекты в сторону упрощения (уменьшение полосности магистрали, приостановку строительства вантового моста и т. д.). Хотя последствия такого вмешательства напрямую касаются возможности «упрощенного» объекта решать поставленные задачи, в первую очередь, обеспечивать дальнейшее развитие Санкт-Петербурга.

Частный капитал наведет порядок?

Ради справедливости стоит заметить, что все обозначенные проблемы были перечислены и объяснены в отчете руководителя Федерального дорожного агентства по итогам 2006 года.
Например, «задержки открытия финансирования» стали следствиями «постоянно меняющейся внешней правовой среды». Помочь в ее разрешении призваны соответствующие решения Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы.
Кардинально же изменить ситуацию должны рост выделяемых расходов на дорожное хозяйство в 2007 году (на 28% по сравнению с 2006 годом, тогда как в прошлом году рост не превысил 5%), переход к трехлетнему бюджетному планированию и финансированию текущих расходов на основе нормативов денежных затрат на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог, а также вступившие в силу Закон о концессиях и Положение об Инвестиционном фонде РФ.
Впрочем, оптимизм по поводу новых законов петербуржцы могут разделить в полной мере: из четырех объектов, признанных первоочередными, три касаются Северной столицы – это головной участок платной дороги Москва – Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель. На них уже утверждены паспорта и графики финансирования, сформированы заявки и даже зарезервированы средства Инвестиционного фонда для софинансирования.

По мнению специалистов, схема ГЧП с привлечением частного капитала поможет исключить проволочки, подобные истории с дамбой.
– Данная схема рассчитана на быструю реализацию проекта, – говорит заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга И. А. Мартышко. – Государство заинтересовано, чтобы появился значимый объект, бизнес тоже не заинтересован в долгострое, поскольку ему нужно получать прибыль, а увеличение сроков строительства ведет к удорожанию объекта. Именно частный капитал настроен реализовать проект быстро и эффективно.

Кстати, в части эффективности расходования бюджетных средств «Росавтодор» большие надежды возлагает на созданную в прошлом году Контрольную комиссию. На регулярных заседаниях новой структуры предполагается строго отслеживать темпы строительства территориальных дорог, выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий, вопросы организации конкурсов на право заключения государственных контрактов и т. п. Хочется надеяться, что не только отслеживать, но и принимать меры?

Подготовила Светлана Соснова

Мнение специалиста

Директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса «Дормост» К. В. Иванов:
– Отсутствие финансирования в начале года – специфика работы с госбюджетом; все о ней знают и понимают, что второе полугодие будет «золотым», когда осваивается подавляющая часть средств. Связано это с российской системой сбора налогов, которые собираются в первом квартале, подсчитываются и затем распределяются. В принципе все к такому ходу вещей привыкли и подстраивают к этой системе свои планы. Хотя, если на нее накладываются дополнительные обстоятельства в виде принятых новых законов, не подкрепленных подзаконными актами, справиться бывает сложнее. Так, например, получилось в этом году, когда из-за отсутствия конкретных механизмов реализации вновь принятых законодательных актов полсезона прошло, а торги так и не были объявлены, потому что непонятно, какая стартовая цена должна быть заложена, при каких индексах и коэффициентах, под какие деньги.

к содержанию спецвыпуска

Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна