Давление стратегических строек
Выдержит ли природа Петербурга?
«Морской фасад» на намывных территориях Васильевского острова, Охта-центр на берегу Невы, комплекс защитных сооружений, КАД и другие стратегические объекты не могут не повлиять на природный баланс нашего города.
Об этом говорили на пресс-конференции, состоявшейся 10 октября в ИА «Росбалт» представители строительного комплекса, науки и власти.
Геологическая опасность
По словам д. г.-м. н. зав. отделом региональной геоэкологии и морской геологии ВСЕГЕИ Михаила СПИРИДОНОВА, экологическая опасность для Санкт-Петербурга связана с активным разрушением береговой зоны, постоянными оползнями и подвижками грунтов. Санкт-Петербург на 30% является береговой зоной. В последние годы бронирующая роль ледяного покрова большую часть зимы отсутствует, а зимние шторма беспрепятственно размывают берега.
Если ситуация сохранится, то через 30 лет пляжи Карельского перешейка исчезнут.
Одновременно с разрушением берегов идет активный процесс донной заносимости. Например, в зоне строительства пассажирского терминала растут в разные стороны два кумулятивных клина – Невские бары. Дальнейшее их развитие чревато тем, что в районе строительства придется постоянно вести дноуглубительные работы.
Несмотря на то, что геологическое изучение Санкт-Петербурга продолжается, береговая зона вокруг города исследована меньше всего, а подводная часть не изучается вовсе. «Необходимо принять закон «О берегах» и на его основе создать систему берегозащиты и берегоукрепления. Тогда мы получим гарантии, что геологическая опасность не перейдет черту катастрофы».
Животный мир
Окрестности Санкт-Петербурга – Невская губа, о. Котлин, южное побережье Финского залива находятся на путях миграции перелетных птиц из Северной Европы. В весенний период в районе Невской губы останавливается порядка 80 видов перелетных птиц. По данным к.б.н. сотрудника Биологического НИИ СПбГУ Натальи ИОВЧЕНКО, за последние годы в результате намывных работ площадь Невской губы значительно сократилась, кормовая база ухудшилась.
«Как субъект Федерации мы имеем обязательство по сохранению стоянок птиц. В ходе создания современных строительных объектов необходимо учитывать это обстоятельство. Город должен развиваться с учетом бережного отношения к природе. Пока у нас есть что сохранять, мы должны это сохранять. Восстановление обойдется, и уже обходится некоторым странам Европы, гораздо дороже».
В районе Санкт-Петербурга действует несколько рыбоводных заводов, пополняющих Балтийское море лососем и другими ценными видами рыб. Нева, по которой рыба мигрирует в Финский залив – Балтийское море, является рыбохозяйственным водоемом высшей категории. По словам сотрудника Физиологического института им. академика Ухтомского (СПбГУ) к.б.н. Олега ХРИСТОФОРОВА, во время проведения гидротехнических работ в Невской губе и на Неве необходимо принимать во внимание научную работу СПбГУ и ФГУ Севзапрыбвод, согласовывать и регламентировать работы, учитывая сроки нереста рыбы (середина мая).
Строительство
Говоря о проектировании и строительстве крупных объектов, профессор Владимир УЛИЦКИЙ сообщил, что построить можно все и везде, в том числе небоскреб на водной хляби. Но при этом стоимость подземной части небоскреба может составить половину стоимости надземной части. На Васильевском острове в 2006 году был построен дом без учета 90-сантиметрового слоя ила в грунте. За год дом осел на 1 метр, и процесс осадки продолжается.
Участники пресс-конференции ответили на острые вопросы.
– Будет ли построен Охта-центр?
Владимир Улицкий:
– Работы ведутся, геологически это возможно, но окончательных данных нет.
Сергей Малков, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
– Здесь парадокс: технико-экономического обоснования нет, а стоимость в бюджете мы утвердили…
– Презентация проекта «Морской фасад» в Лиссабоне произвела фурор. Сколько экологических организаций дали заключение по строительству на намывных территориях?
Игорь Меркулов, главный эколог ООО «ЦК «Морской фасад»:
– Проект прошел экспертизу в Россельхознадзоре, Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре…
– Санкт-Петербург активно застраивается, возникает проблема утилизации или вторичного использования строительного мусора. Возможно ли его использование на намывных территориях?
Игорь Меркулов:
– Согласно закону это грозит приостановлением работ на срок до 90 суток. Мы используем песок с подводного месторождения о-ва Сискар. Оно имеет все необходимые сертификаты.
Татьяна Крайнева