ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
Методы расчета тарифов на услуги по сбору и вывозу ТБО в городе
Вопросы организации сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (ТБО) и, как следствие, неудовлетворительное состояние городских территорий обостряется год от года.
Специалисты из Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета М. А. ЛЮБАРСКАЯ и В. С. ЧЕКАЛИН предлагают решать проблему с помощью экономических рычагов.
– Проблема сбора и транспортировки ТБО должна рассматриваться как комплексная управленческая задача, – считают они. – Включать она должна финансово-экономические аспекты обеспечения специализированных транспортных предприятий необходимым объемом средств не только для нормального функционирования, но и для дальнейшего развития.
Для этого необходимо обеспечить реальную оплату услуг, предоставляемых специализированными транспортными предприятиями по сбору и вывозу ТБО на основе экономически обоснованных тарифов.
Количество отходов в городе будет только увеличиваться – это обусловлено в первую очередь увеличением числа импортных товаров. Большая часть их изготавливается из новых материалов, требующих внедрения сложных технологий для переработки отходов из этих материалов.
Также к ухудшению экологической обстановки в стране, росту отходов ведет увеличение несанкционированных свалок. В том числе с токсичными и вредными для здоровья человека отходами. Этому способствуют слабая законодательная база и слабый контроль со стороны государства.
Инфраструктура сбора и транспортировки твердых бытовых отходов требует постоянной модернизации, как в техническом, так и в организационном плане. А на это специализированным транспортным предприятиям нужны средства. Обращение с отходами требует также внедрения новых технологий переработки из-за появления новых материалов, которые при разложении способны выделять в окружающую среду вредные вещества.
В общем, можно прийти к выводу, что приоритетным направлением в области обращения с ТБО является создание комплексной системы управления ими. Система должна базироваться на долгосрочном стратегическом планировании, обеспечивая гибкость, необходимую для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО.
Совершенствование обращения с твердыми бытовыми отходами требует четкого согласования технических, организационных и финансово-экономических мероприятий.
Необходимо также налаживать систему оперативного контроля за вывозом твердых бытовых отходов, осуществлять мониторинг деятельности специализированных транспортных организаций, занятых сбором и вывозом ТБО. Возникает необходимость в создании благоприятных условий для сокращения объемов отходов, повышения уровня их использования и предотвращения на этой основе загрязнения окружающей среды. А для этого нужно совершенствовать правовые, экономические, организационно-управленческие и нормативно-методические аспекты деятельности. Не забывая при этом об имеющемся территориальном потенциале для переработки отходов, участии в финансировании программ, направленных на снижение образования отходов.
Затраты и тарифы
– Основополагающими параметрами при расчете необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу ТБО, является общий объем ТБО, который должен быть вывезен на объекты утилизации за определенный период, – рассказывают М. А. Любарская и В. С. Чекалин. – Для этого норма накопляемости ТБО перемножается на численность населения, проживающего в жилищном фонде города.
Так, в Санкт-Петербурге с 1 января 2004 года норма образования ТБО населением установлена на 1 человека в год в размере 1,45 куб. м (290 кг) при плотности 200 кг/куб. м.
Сейчас применяются две основные технологические схемы сбора и вывоза ТБО.
· В местах сбора ТБО устанавливаются контейнеры объемом 6 куб. м, которые грузятся на шасси ЗИЛ МСК-6А или ГАЗ МСК-6А.
· В местах сбора ТБО устанавливаются контейнеры объемом 0,75 куб. м, мусор из которых перегружается в мусоровозы, аналогичные КО-413 (на шасси ЗИЛ или ГАЗ) или КО-415 (на шасси КАМАЗ или МАЗ). При данной технологической схеме необходимо включать в экипаж мусоровоза кроме водителя еще и грузчика.
Для повышения эффективности использования транспорта внедрена схема перегруза, когда «мелкие» мусоровозы на шасси автомобилей ЗИЛ или ГАЗ перегружают ТБО в крупные контейнеры емкостью 27 куб. м, которые затем перевозятся мусоровозами МСК-10 на шасси КАМАЗ или МАЗ. В этом случае используется коэффициент уплотнения 0,95.
С учетом применяемых технологических схем сбора и вывоза ТБО в расчет необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, включены несколько статей. В их числе затраты на оплату труда производственного персонала, на приобретение топлива с учетом зимней надбавки, на смазочные и обтирочные материалы. Предусмотрено финансирование затрат на приобретение резины, амортизационные отчисления, текущий ремонт и техническое обслуживание, замену контейнеров и цеховые и общепарковые затраты.
Проводя расчет необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, особое внимание обращается на ряд моментов.
При расчете расхода топлива и смазочных материалов используются нормы расхода топлива специализированными транспортными средствами в соответствии с утвержденными Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 26 августа 1993 года. Так же применяются «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03)» от 29 апреля 2003 года.
В расчете учитываются следующие повышающие надбавки:
· работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек – до 25%;
· на каждую тонну увеличения собственной массы автомобиля – увеличением до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км – с дизельными двигателями.
Заработная плата водителей и грузчиков специализированных автотранспортных предприятий начисляется на основании фактического уровня оплаты данных категорий работников в Санкт-Петербурге. При этом учитываются тяжелые условия труда, а также квалификация и ответственность водителей.
В расчет также включаются затраты на приобретение новых специализированных транспортных средств (мусоровозов МСК-6А, КО-413, МСК-10 и КО-415, используемых в настоящее время). Потребность в них рассчитывается исходя из ежегодной нормы амортизации 12,5% и необходимого количества машин для вывоза нормативного объема образующихся твердых отходов при численности обслуживаемого населения 3 581 тыс. чел. и норме накопляемости ТБО 1,45 м3 на 1 чел. в год.
В расчеты входят и затраты на приобретение новых коммунальных контейнеров для сбора ТБО (контейнеры К-12, К-6 и КК-0,75, используемые в настоящее время). Потребность в них рассчитывается исходя из общего количества контейнеров, размещенных на территории города и предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, образуемых населением города, и среднего срока службы контейнера – 3 года.
Также учитывается существующий уровень цен на приобретение мусоровозов, стоимость техники и расходных материалов очищается от НДС.
В расчет затрат на оказание услуг по вывозу мусора не включаются лизинговые платежи, возникающие у специализированных транспортных предприятий в результате нехватки средств на приобретение в собственность новой техники в предыдущие периоды, в связи с чем техника была взята в лизинг.
При расчете учитываются следующие коэффициенты:
· выхода из парка (0,74 – соответствует среднему уровню для автотранспортных предприятий, связан с необходимостью проведения планово-предупредительных и непредвиденных ремонтов специализированных транспортных средств);
· использования пробега (0,42 – связан с наличием наряду с «полезным» пробегом затрат времени на пробег «из парка» и «в парк» и движением собирающих мусоровозов от контейнера к контейнеру).
Подчеркнем, что себестоимость оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов может быть существенно снижена за счет оптимизации маршрутной сети, учета прессования твердых бытовых отходов на станциях перегруза, уточнения технологических карт в части времени погрузки-разгрузки мусоровозов различных марок.
Кроме того, уменьшению затрат на вывоз ТБО способствуют увеличение времени работы каждого автомобиля в день с учетом соответствующего увеличения коэффициента сменности водителей, использования для перевозки твердых отходов более экономичных и современных моделей специализированных транспортных средств.
Коррективы жизни
– Приведенный выше механизм расчета и установления экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору и вывозу ТБО отражает существующую процедуру. Однако, как показывает практика, жизнь вносит свои коррективы и тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов нуждается в периодическом пересмотре, – продолжают М. А. Любарская и В. С. Чекалин. – Например, в указанном тарифе за вывоз ТБО не был предусмотрен вывоз крупногабаритных отходов (КГО). А именно: холодильников, стиральных машин, телевизоров, а также устаревшей мебели и тому подобных отходов, крупных остатков строительного мусора, старых рам, дверей, обоев.
Следует учесть, что в последние два года произошел всплеск потребительского кредитования, вследствие которого население купило сотни тысяч предметов длительного обихода, доставленных до квартиры в таре и упаковке, включая крупногабаритные предметы. И в относительно короткое время выбросило эту тару, упаковку и отслужившие свой срок крупногабаритные отходы (КГО) на контейнерную площадку.
Причем объем и количество крупногабаритных отходов в настоящее время не учитывается.
Маркетинговые исследования показывают, что объем продаж бытовой техники увеличился на 20%, и, как следствие, на столько же увеличился объем крупногабаритных отходов.
В экспертном заключении Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова установлено, что объем образованных населением КГО составляет не менее 0,3 куб. м на человека в год.
При осуществлении 100%-го вывоза отходов, из расчета 1,45 куб. м на жителя в год, значительное количество отходов остается на контейнерных площадках, сжигается и сбрасывается на несанкционированные свалки. Жилищным службам просто не хватает талонов на их обезвреживание.
В результате при существующем коэффициенте накопляемости 1,45 куб. м в год специализированные автопредприятия не могут своевременно вывезти фактически накопленные от населения отходы.
Так что можно утверждать, что если не будет пересмотрена норма накопляемости ТБО, то разрыв между накопившимися и цивилизованно вывезенными отходами будет возрастать.
Таким образом, уже в 2007 году по факту работы специализированных транспортных организаций средняя норма накопления отходов от населения должна составлять 1,62–1,65. Такая норма позволит городским службам обеспечить бесперебойную работу по удалению ТБО, чистоту на площадках сбора, приблизившись к европейским стандартам.
Методика расчета
– Предложения по установлению экономически обоснованного тарифа, – считают М. А. Любарская и В. С. Чекалин, – формируются на основании предложений по обоснованности и расчету величины затрат на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Основываются они на соблюдении следующих условий:
· использовании нормативных данных об объемах оказания услуг по вывозу мусора;
· использовании нормативных данных о трудозатратах на выполнение технологических операций;
· применении действующих цен на приобретение техники и расходных материалов;
· нормативном подходе к определению норм расхода топлива и использования расходных материалов;
· очищении стоимости техники и расходных материалов от НДС.
В рамках расчета составляется калькуляция основных статей затрат, которые возникают при использовании сложившихся в настоящее время технологий вывоза твердых бытовых отходов. При определении суммы каждой статьи расходов используются нормативы, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами, а также реальные цены на топливо, автотранспорт и расходные материалы и заработная плата работников основных категорий.
Проводимая один раз в два года экспертиза определяет экономическую обоснованность необходимости повышения тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Это делается в связи с тем, что применяемый тариф на сбор и вывоз ТБО не позволяет поставщикам соответствующих услуг оказывать их по действующим технологическим схемам с нормативным уровнем качества. В частности, специализированными транспортными предприятиями осуществляются затраты только на поддержание текущей деятельности (приобретение топлива, расходных материалов, выплату заработной платы), средств на приобретение новой техники и оборудования (мусоровозов, контейнеров) не остается.
А это снижает эффективность деятельности предприятий и увеличивает коэффициенты производственных потерь.
Экономически обоснованный тариф определяется на основании затратного метода. То есть на основании всех видов произведенных специализированными транспортными предприятиями и официально подтвержденных расходов.
Общий объем собираемых в зоне обслуживания специализированного автотранспортного предприятия ТБО является исходной величиной для расчета всех необходимых затрат на их вывоз.
Подготовил Сергей Велень
Тел. (812) 767-0101