Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области //тут баннер или объявление
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 97 октябрь 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Техническая политика, сроки, кадры
Современные проблемы проектирования

Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России разворачивается активное дорожное строительство. Специалисты говорят о насущной необходимости принятия ряда мер для усиления как строительного, так и проектного комплекса.

Генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Александрович ЖурбинПрокомментировать ситуацию мы попросили генерального директора ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексея Журбина.

– Реализация федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» предполагает качественное изменение транспортной ситуации в нашей стране. На эти цели выделяются серьезные бюджетные ассигнования. Однако для того, чтобы успешно реализовать все намеченные планы, одного увеличения финансирования недостаточно. Необходимы меры системного характера для усиления как строительного, так и проектного комплекса. У меня, как у проектировщика, вызывают тревогу некоторые проблемы проектирования в России.

Например, отсутствие четкой государственной технической политики в области строительства вообще, и дорожного строительства в частности. Отсутствие скоординированной позиции между Росстроем и Росавтодором.
В Советском Союзе существовала единая техническая политика, которая в области строительства была реализована в виде базы нормативных документов (СНиПов, ГОСТов, типовых проектов и т. п.). Сегодня эта нормативная база, обновленная в 80-е и начале 90-х годов прошлого века, безнадежно устарела.

Требуются срочные усилия по разработке современной технической политики и созданию новой нормативной базы.
В России эта работа «планомерно» не ведется уже около 15 лет.

– А о чем свидетельствует зарубежный опыт?
– За рубежом происходит постоянное обновление и совершенствование нормативной базы в области дорожного строительства. Мировыми лидерами в этом отношении являются Германия, Франция (они обслуживают страны Евросоюза) и США. В этих странах существуют специальные центры, которые занимаются разработкой и обновлением норм, разработкой и распространением альбомов рекомендуемых типовых решений различных элементов и узлов дорожных сооружений. Эти альбомы распространяются в качестве официального документа дорожной администрации в печатном и электронном виде.

Представляется целесообразным создание такого центра при Росавтодоре. Создать его возможно, например, на базе ГУ «Росдортехнологии».

– Но ведь быстро обновить нормативную базу не получится, на это нужны годы. А проектировать, и проектировать качественно, нужно сейчас...
– В качестве первоочередной, временной меры нам представляется необходимым начать срочную работу по переводу и адаптации зарубежных норм для России, поскольку некоторые аспекты проектирования в наших нормах просто отсутствуют.
Проектным институтам приходится, в счет стоимости проектирования, самостоятельно разрабатывать специальные технические условия, заполняющие пробелы в наших нормах.

Еще одним из способов повышения качества проектирования является выпуск новых типовых решений, рекомендованных Росавтодором. Старые типовые проекты, в основном, устарели, а новых нет.
Весь мир работает на основании типовых решений, рекомендованных государством. Сложно ожидать, что все проектные организации России будут постоянно разрабатывать новые передовые проектные решения.

Нужно систематизировать удачные проектные решения по земляному полотну, дорожной одежде, искусственным сооружениям. Они были разработаны при проектировании дорожных объектов последнего времени. Их нужно распространить для повторного применения в региональные дирекции.
Такая работа выполняется намного проще и быстрее, чем разработка новых нормативных документов.

– Алексей Александрович, сегодня все специалисты говорят о несоответствии сроков проектирования и строительства…
– Действительно, второй серьезной проблемой является планирование реализации строительно-монтажных работ без учета сроков проектирования и, как следствие, резкое сокращение (выходящее за рамки разумного) сроков выполнения проектов.
Нельзя требовать качества проектных работ, пренебрегая технологией проектирования. В проектировании, как и в строительстве, есть свои технологические процессы, которые должны выполняться в определенные сроки (так же как асфальтирование или бетонирование). И нарушение этих сроков приводит к браку. Сроки проектирования нуждаются в четкой регламентации.
Санкт-Петербургская ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса «Дормост» разработала проект норм продолжительности проектирования. При разработке этих норм был внимательно рассмотрен весь процесс проектирования, начиная со сбора исходных данных и заканчивая прохождением экспертизы.
В результате минимальный срок выполнения крупного комплексного проекта с учетом всех согласований и экспертиз был определен в 15–19 месяцев. Таким образом нельзя в рамках действующих сроков согласований требовать более быстрых сроков выполнения проектных работ без ущерба качеству.

Необходимо рассмотреть и принять «Нормы продолжительности выполнения комплекса проектно-изыскательских работ», разработанные ассоциацией «Дормост», и использовать их при планировании дорожных работ.

– Как повысить качество выполнения проектных работ?
– На качество проектных работ влияет также и правильное определение стартовых цен на проектные работы.

Зачастую стартовые цены просто не учитывают все требования заказчика, изложенные в техническом задании. В частности, это касается значительного увеличения требований по разделу землеотвода. Заказчики иногда требуют за цену разработки проекта провести оплату экспертизы и разработать рабочую документацию.
Вероятно, это происходит потому, что за техническое задание отвечают одни специалисты, а за расчет стартовой цены другие. Вот и получается, что эти документы никак не корреспондируются между собой. Результаты этой ситуации понятны. Проектировщик пытается уложиться в скудный бюджет за счет качества проектирования.

– Алексей Александрович, как руководитель одного их ведущих проектных институтов, вы ощущаете дефицит квалифицированных кадров?
– Проблема квалифицированных кадров – это третья задача, которая требует незамедлительного решения.
Ситуацию на рынке труда квалифицированных специалистов в дорожной отрасли в целом, и в проектировании в частности, нельзя назвать нормальной. Спрос значительно опережает предложение. Идет жесткая конкуренция заработных плат в борьбе за специалиста.
Необходимы срочные меры для увеличения количества и качества специалистов, которых выпускают наши профильные учебные заведения. Необходима программа поддержки и реформирования этих учебных заведений.

Ситуация в отрасли складывается таким образом, что без решения означенных проблем нельзя ожидать, что объекты дорожного строительства будут своевременно обеспечены качественной проектной документацией.

Елена Рачкова

Тел. (812) 327-0055



Реклама на сайте






© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна