Стратегические перспективы дорожно-транспортного комплекса Петербурга
26 сентября 2007 года в рамках IX Международной специализированной выставки «Дороги. Мосты. Тоннели» прошла научно-практическая конференция «Дорожно-транспортный комплекс Санкт-Петербурга – взгляд в будущее».
К Дню работников дорожного хозяйства СГХ подготовил специализированное
приложение «Перспективы. Дороги, мосты, тоннели».
Учитывая актуальность обсуждаемых тем и насущную необходимость поиска новых, прогрессивных решений в дорожно-транспортной отрасли, журнал «Строительство и городское хозяйство
в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» выступил генеральным информационным спонсором Научно-практической конференции «Дорожно-транспортный комплекс Санкт-Петербурга –
взгляд в будущее».
Конференция проходила в Международном банковском институте, на Малой Садовой, 5 и открылась пленарным заседанием на тему: «Стратегия развития. Новые транспортные стратегии Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа».
В ходе конференции прошло две сессии: «Новые перспективы. Дорожно-транспортный комплекс на стыке отраслей», «Новые проекты. XXI век 2-е десятилетие» и интерактивная дискуссия о проблеме транспортных заторов.
На конференции обсуждались такие важные темы, как генеральная схема развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, совершенствование управления дорожно-транспортным комплексом, транспортная структура в районе Кольцевой автомобильной дороги, а также строительство моста через Неву в створе 22–23-й линий Васильевского острова.
Новый мост
О строительстве моста через Неву в створе 22–23-й линий Васильевского острова рассказала заместитель технического директора по проектированию ЗАО «Институт «Стройпроект» Т. Ю. КУЗНЕЦОВА.
Были представлены 4 проектных варианта переправы, из которых наибольший интерес участников вызвал вариант криволинейного моста со смещением разводного пролета и судоходного фарватера к левому берегу р. Невы.
Проект, который сегодня рассматривается как основной, предлагает мост длиной (с эстакадами въездов) 1300 метров, c двумя опорными пилонами с подъемным пролетом, обеспечивающий габарит 50 метров и примерной стоимостью 10–12 млрд рублей.
Санкт-Петербург – транспортно-логистический центр Северо-запада
С сообщением о возможностях нашего города как транспортно-логистического и дистрибутивного центра выступил председатель совета директоров ООО «Дорн», советник губернатора СПб по вопросам транспортно-транзитной политике А. Ю. КАРПОВ.
Докладчик сообщил о серьезном технологическом отставании России в области транспортировки грузов. Если в мире 70% грузов перевозится в контейнерах, то в России эта цифра составляет всего 6%. Причины – в недостаточно развитой дорожной (и железнодорожной) инфраструктуре и отсутствии терминалов. Эти факторы – предпосылки для развития специфического российского бизнеса по растовариванию и затовариванию контейнеров. Самый северный незамерзающий порт мира – Санкт-Петербургский – лидирует в перевалке сухих грузов, но отчисляет в бюджет города всего 0,6–0,7% дохода. Такова налоговая система РФ.
Касаясь транспортной составляющей, А. Ю. Карпов отметил, что временные административные меры и запреты не решат проблем прилегающей к порту улично-дорожной сети. Необходимо формирование цивилизованных условий для саморазвития бизнеса и четкой городской программы действий.
Управление дорожно-транспортным комплексом
О необходимости совершенствования управления дорожно-транспортным комплексом, о заинтересованном взаимодействии инвесторов, заказчиков и подрядчиков как ключевом факторе успешной реализации задач интенсификации дорожно-транспортного строительства доложил председатель секции проектирования Ассоциации «Дормост» И. А. ПИЧУГОВ.
Были отмечены основные причины, препятствующие развитию дорожной отрасли, а именно:
· сроки получения технических условий от владельцев сетей тормозят процесс проектирования;
· в условиях роста стоимости строительных материалов для победы в конкурсах претендентами искусственно занижается стоимость строительства;
· лобби поставщиков в вопросах ценообразования предопределяет снижение качества строительных материалов и асфальтобетона;
· осуществление неправильного градостроительного планирования при организации магистралей непрерывного движения. На них не может быть развязок в одном уровне;
· пропускная способность дорог снижается из-за светофорного регулирования;
· существенное отставание в содержании улично-дорожной сети города и недоремонты (2,5 млн кв. метров в год при потребности 5,8 млн кв. метров) усугубляют транспортную ситуацию.
Государственно-частное партнерство (ГЧП)
О первых шагах и первом опыте ГЧП в российском транспортном комплексе рассказал генеральный директор ООО «ЗСД «Невский меридиан» С. А. БЛАГОДАРОВ.
Речь шла о взаимоотношениях консидента (государства) и концессионера (частного бизнеса) при наиболее распространенной форме государственно-частного партнерства – концессии, примеров которой в России практически нет (Западный скоростной диаметр (ЗСД) – первый опыт). О том, что закон о концессиях затрудняет получение кредитов, поскольку прямо запрещает передачу в залог прав концессионеров. О затягивании сроков подачи конкурсной заявки по ЗСД. О недостаточном обеспечении стройматериалами и рабочей силой и других препятствиях на пути реализации проекта.
Все сообщения участников вызывали живой отклик и заинтересованную реакцию профессионалов-дорожников и присутствующих на конференции журналистов.
Подготовил Владимир Хохлев