Одна специальность – три профессии
О подготовке петербургских реставраторов
20-летие со дня основания Санкт-Петербургского реставрационного профессионального лицея дает повод рассказать о подготовке мастеров по восстановлению и воссозданию объектов, имеющих художественную ценность.
Выпускник реставрационного лицея получает три профессии: строительного рабочего, реставратора и художника-оформителя.
В Петербурге действуют 3 профессиональных реставрационных лицея.
Они готовят квалифицированные рабочие кадры по четырем направлениям, востребованным в нашем городе:
— реставраторы произведений искусства из дерева;
— реставраторы декоративно-художественных покрасок;
— реставраторы декоративных штукатурок и лепных изделий;
— изготовители художественных изделий из металла.
Ребята приходят в лицей после 9 класса средней школы. На первом курсе осваивают строительную специальность, которая служит основой для выбранной ими профессии. Так, будущий реставратор изделий из дерева учится ремеслу столяра (плотника), будущий реставратор настенной живописи — ремеслу маляра, будущий реставратор лепнины — ремеслу штукатура и т. д.
На втором курсе приобретаются более тонкие навыки. Например, тот, кого обучали столярному делу, теперь осваивает резьбу по дереву.
Третий курс весьма ответственный. Лицеисты завершают обучение по программе средней школы и в течение всего года выполняют выпускную работу, которая подводит итог их профессиональной подготовке. Но это еще не все.
В Санкт-Петербургском реставрационном профессиональном лицее на четвертом году обучения лицеистам дают углубленную подготовку по живописи и графике, и они приобретают крепкие навыки художественно-оформительской работы.
Но совершенству нет предела. «Специальность реставратора не просто само по себе интересное ремесло, а профессия, которая подразумевает много ступеней роста», — считает директор Санкт-Петербургского реставрационного профессионального лицея Антонина Гирко и отмечает, что их учебное заведение направляет лучших выпускников в престижные вузы города. У лицея заключены договоры с четырьмя университетами: СПбГУ, РГПУ им. Герцена, Университетом культуры и искусств, СЗТУ. Немало выпускников лицея самостоятельно поступают в эти и другие вузы: Академию художеств, художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, Университет технологии и дизайна, ГАСУ (отделение архитектуры и промышленного дизайна).
Все это говорит о том, что, несмотря на кризис системы профтехобразования, к которой относятся и реставрационные лицеи, у нас продолжают готовить высококлассных мастеров по реставрации объектов, имеющих художественную ценность. Антонина Гирко гарантирует, что 90% лицеистов заканчивают учебное заведение с прочными знаниями и навыками работы в избранном ремесле. При этом отмечает, что для формирования профессионала-реставратора необходимо еще как минимум пять лет работы на объектах.
Вышеупомянутый кризис системы профтехобразования сказывается в большей степени на бюджете учебных заведений и материальном положении мастеров производственного обучения. В меньшей степени — на качестве обучения. Во многом благодаря энтузиазму таких людей, как преподавательский состав Санкт-Петербургского реставрационного профессионального лицея, которых мы поздравляем с юбилеем и желаем новых достижений в их благородном деле.
Антон Жарков
Тел. 757-4042