Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области //тут баннер или объявление
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 97 октябрь 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ПЕРВАЯ ТРЕХЛЕТКА СТРАНЫ И РЕГИОНА
ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРОИТЕЛЬНОГО РЫНКА

В начале октября состоялось общественное обсуждение, а затем и первое слушание в ЗакС Петербурга его бюджетной трехлетки на 2008–2010 гг. Прогноз социально-экономического развития региона определил доходы бюджета и средства, предназначенные на городские нужды за эти годы,
в объеме более 1 трлн руб.

59,8 трлн руб. необходимо России для массового строительства жилья на период с 2008 по 2025 гг., из них:
6,5 трлн руб. (10,9%) – из бюджетов всех уровней;
33,7 трлн руб. (56,4%) – кредитные ресурсы;
14,5 трлн руб. (24,2%) – средства граждан;
5,1 трлн руб. (8,5%) – средства инвесторов.

РЕАЛЬНОСТЬ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В феврале нынешнего года наше издание, опираясь на официальные источники, сообщило, что до 2010 г. включительно Петербург и Ленобласть намечают инвестировать в строительный комплекс только на средние и крупные объекты плюс выполнение жилищной программы почти 100 млрд долларов.

Чиновники высшего звена города и области не сразу поверили в реальность таких показателей. Но вот перед нами проект бюджета СПб на ближайшее 3-летие. И он ориентируется на 40 млрд долларов. Около трети этих средств пойдет на реализацию строительных программ – 13–15 млрд долларов. И если учесть, что в несколько раз большие средства поступят от отечественных и зарубежных инвесторов, ясно, что сумма, названная в СГХ, маловата будет.

Об этом свидетельствует то, что инвестиционная политика города в первом полугодии 2007 г. обеспечила рост совокупных инвестиций в основной капитал на 22 процента. А прямых иностранных инвестиций оказалось 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
Определены и обсуждаются депутатами ЗакС основные приоритеты расходования 3-летнего бюджета.
В. И. Матвиенко утверждает, что это адресная инвестиционная программа, жилищно-коммунальное хозяйство и социально-культурная сфера.
Радует то, что инвестиционная программа превысит 100 млрд руб.: в 10 раз больше, чем в бюджете города 2003 г. Всего на АИП в 2008–2010 гг. выделят 311 млрд руб. Из них в 2008 г. – 102 млрд.

До 67 процентов в структуре доходной части бюджета 2010 г. составит налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

Бурными темпами будет развиваться городская инфраструктура, инженерная подготовка территорий для массового жилищного строительства и возведение бюджетного жилья, социальных объектов. Предусмотрена реализация крупных инвестиционных проектов, развитие транспорта и дорожного хозяйства, сказала губернатор.
Подробности намеченных планов еще будут тщательно изучаться депутатами и исполнительной властью региона. Но некоторые факты, приведенные в городских СМИ, вызывают определенную обеспокоенность. Так, депутат О. Нилов полагает, недоиспользование бюджетных средств Петербурга по итогам 2007 г. может составить 21 млрд руб. Об этом он говорит со ссылкой на информацию КСП Петербурга. Из отчетов за 2006 г. известно, что тогда неизрасходованными оказались около 23 млрд руб. Надо полагать, что в предстоящее трехлетие подобные случаи будут исключены.

МНОГОБРАЗИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Что же помимо колоссальных бюджетных вливаний позволит инвестировать средства в строительный рынок? Главный ответ на этот вопрос дала жизнь – до 95 процентов всего объема финансирования строящегося в городе жилья поступает от его покупателей. И прежде всего – за счет развертывания ипотечного кредитования.

25,7 млрд руб. составил объем ипотечных и жилищных кредитов, выданных петербуржцам (по данным на конец августа 2007 г.), из них
9,8 млрд руб. (почти столько же, сколько за весь прошлый год) выдано с января по август.

Все большее развитие в нашем регионе получает государственно-частное партнерство (ГЧП). Региональное законодательство по ГЧП впервые было разработано в прошлом году в Санкт-Петербурге, а затем и по России в целом.
Вслед за пионером такого строительства – ЮЗОС – уже реализуются в рамках частно-государственного партнерства крупнейшие концессионные проекты общенационального масштаба. Назовем среди них Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель. Этим проектам присвоен статус стратегических. А недавно они получили поддержку Инвестиционного фонда РФ – до трети их сметной стоимости.

Хорошо зарекомендовал себя и способ финансирования жилья за счет выпуска крупных займов. Первыми такой опыт приобрели ЛенСпецСМУ, «Северный город» и др. Сейчас не менее десятка петербургских фирм смело берут крупные кредиты у банков. Такое финансирование позволяет на начальном этапе строительства, а иногда на всем его продолжении обходиться без пресловутого долевого участия или других способов заимствования денег у населения. В результате строители и банки, у которых они берут кредит, продают квартиры в уже готовых, а не в виртуальных, как прежде, домах.

В нашем регионе вошел в строительную практику еще один весьма результативный метод финансирования уникальных строек. Автором его является… Управление делами президента! Еще при реконструкции государственного комплекса «Дворец конгрессов» чиновники обратились к бизнесу с предложением профинансировать проект и образовали специальный фонд. Тогда потребовалось 330 млн долларов. Нынче на этой же территории с участием крупного бизнеса начато строительство уникального Конгресс-центра и ряда других объектов ценой в 350 млн евро.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Понятно, что у каждого региона есть свои источники и масштабы инвестирования строительства. Об этом подробно говорилось на заседании Госсовета РФ в Башкирии. Многих заинтересовало предложение нижегородского губернатора В. Шанцева. Он убедительно доказал, что правительство страны должно заниматься координационной деятельностью по привлечению иностранных инвестиций. Оно должно определить специализацию каждого из регионов, чтобы инвесторы действовали в зависимости от нее.

Эти данные Минрегионразвития относятся только к стоимости строительства жилья на отдаленную перспективу. И перед каждым регионом стоят свои задачи. На том же Госсовете собравшиеся узнали имя потенциального лидера среди инвесторов. Если верить президенту Башкирии, то это его республика. В течение ближайших 3 лет она увеличит объем привлекаемых инвестиций почти в 10 раз — до 570 млрд руб. Остается завидовать таким темпам.

А В ЭТО ВРЕМЯ…

Словом, у каждого региона своя гордость и своя боль, связанные с инвестициями. Но больше всего власти регионов беспокоит «цементная составляющая» инвестиций в строительство.
А мэр Москвы Ю. Лужков впал в панику. Повышение цен на цемент может торпедировать национальный проект по жилью, – сетует он. – Это является недопустимым. Цены на жилье надо стабилизировать, усилив антимонопольное законодательство.
Об этом наш журнал пишет практически в каждом из своих номеров. Но с начала 2007 г. в стране цены на цемент выросли с 2740 до 5260 руб. за тонну. А в московском и нашем регионах доходят уже до 6500 руб. Одно это практически довело цену 1 кв. м «доступного» жилья до бывшей цены жилья элитного. И стало ясно, что все расчеты и планы из-за одной только цементной составляющей сейчас носят характер пожеланий, а не четкого предвидения.

Валентин Воронов



Реклама на сайте






© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна