Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 96 сентябрь 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСЗАКУПОК ТОЛЬКО ЛИ В ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ?

Одним из важнейших принципов общественных закупок для государственных и муниципальных нужд (по терминологии 94-ФЗ) является экономическая эффективность расходования бюджетных средств.
Но по каким критериям она определяется, похоже, никто не знает.

К. и. н., доцент кафедры Управления госзакупками Государственного университета – Высшей школы экономики член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Павел Иванович ТалеровО проблеме говорит к.и.н., доцент кафедры Управления госзакупками Государственного университета – Высшей школы экономики, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Павел Иванович Талеров.

Само понятие «эффективность» в общем случае подразумевает отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам).
В общем случае, снижая затраты и улучшая конечный результат, мы тем самым повышаем и саму эффективность. Когда же речь заходит об оценке эффективности размещения государственного (муниципального) заказа, то сделать это объективно на основе лишь одного- двух- показателей нереально. Поскольку нет возможности однозначно оценить поступившую информацию.
Примером такого подхода является односторонняя ориентация большого числа некомпетентных работников только на экономию бюджетных средств – купить подешевле и побыстрее, совершенно не задумываясь о других параметрах сделки (качество, условия поставки, гарантии и т. д.), соответствующих требованиям конечного потребителя. В результате часто приобретается продукция низкого качества. Деньги выкидываются на ветер, причем в больших количествах, особенно в конце финансового года, когда нужно срочно «освоить» средства уходящего отчетного периода.

О какой эффективности может идти речь, когда решается совсем иная задача?

Откровенно неумелое, некомпетентное планирование финансовых ресурсов имеет своим результатом постоянное наращивание затрат всех видов. А в отчетности показатель денежной экономии маскирует серьезные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, менеджмента закупок. Ведь в реальной ситуации, т. е. при правильном эффективном планировании, экономия не может постоянно наращиваться. Она должна стабилизироваться на некотором уровне, который в большей степени зависит от макроэкономических явлений.

Достоверно оценить экономическую эффективность размещения заказов можно лишь на основе целого комплекса показателей, подходов и методик. При постановке задачи по данному анализу следует учитывать, что сам по себе этот процесс требует определенных затрат.

В оценке эффективности размещения государственных и муниципальных заказов можно применять критерий «value for money» – соответствие продукции запросам потребителей (естественно, учитывая разумность и обоснованность таких запросов), оценка условий закупки, оценка соблюдения основных принципов закупок, выбора надежного и квалифицированного поставщика. А также достижение в процессе закупок других социальных, экономических, экологических целей.

Экономический эффект размещения государственных (муниципальных) заказов может находить свое выражение в достижении комплекса следующих показателей:
• экономия бюджетных средств (вследствие снижения цен при умелом размещении заказа достигается экономия бюджетных средств по сравнению с запланированным объемом финансирования);
• приобретение товаров, работ и услуг более высокого качества за те же деньги;
• приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного частного (корпоративного) покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т. д.);
• приобретение товаров, работ и услуг с более низкой стоимостью владения (эксплуатации, использования);
• различного рода сопутствующие эффекты (снижение уровня коррупции, повышение степени открытости рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности и др.).

Последний показатель проявляется как итог функционирования всей системы размещения государственного (муниципального) заказа. Как в рамках конкретной организации (учреждения, предприятия), так и в более широких масштабах.

С другой стороны, рассчитываются издержки, связанные с размещением заказа затраты, которые могут быть определены по следующим видам:
• трудозатраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов (распределение полномочий в коллективе, обучение и консультации сотрудников, наем новых работников, создание и функционирование системы менеджмента);
• материальные (финансовые) затраты на выполнение процедур закупок (консультационные услуги, расходные материалы, почтовые и курьерские услуги, оснащение рабочих мест, аренда дополнительных помещений и пр.);
• затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов (официальные сайты и издания, переподготовка служащих и пр.).

Для расчета эффективности требуется довольно большой объем сведений, в частности информация:
• о плановых показателях соответствующего бюджета и реально доведенных до исполнителей лимитов бюджетных обязательств;
• о среднем уровне цен отдельно на каждый вид закупаемой продукции (с учетом места и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; объема партии; условий оплаты; условий гарантийного обслуживания и т. д.) в такой же временной период;
• о ценах и иных существенных условиях (сроках и условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, сроках и условиях гарантии и др.) заключенных контрактов;
• о потребительских свойствах, качественных и технических характеристиках закупленных товаров, работ и услуг;
• о стоимости владения (эксплуатации, использования) закупленным оборудованием, стоимости использования результатов выполненных работ и поставленных услуг;
• о реальной трудоемкости выполнения процедур размещения заказов, количестве и квалификации привлеченных к выполнению процедур размещения заказов специалистов, а отсюда – о затратах на заработную плату (вознаграждение);
• о затратах на обеспечение процесса размещения заказов и функционирование инфраструктуры системы размещения заказов.

Понятно, что полноты такой информации достичь бывает очень сложно. Существующие законы, определяя эффективность в области государственных закупок, не предлагают ни критериев расчета и оценки такой эффективности, ни системы информационного обеспечения, необходимого для проведения соответствующего анализа, ни эффективной системы контроля за правильностью и полнотой реализации существующего законодательства.

Создается угроза, что на местах каждый хозяйствующий субъект будет по-своему определять, что для него важнее. Подбирать соответствующие обоснования со ссылками на пока еще несовершенное и изменяющееся законодательство.

Эффективность государственных и муниципальных закупок – это комплексное понятие. Она включаюет в себя сложный механизм взаимодействия всех структур данного ведомства и вышестоящего управления и требующее глубокого системного подхода.
Один и тот же параметр в разных ситуациях может иметь диаметрально противоположную трактовку. И не будет служить убедительным доказательством правильности действий заказчика.
К примеру, экономия бюджетных средств – это хорошо или плохо? Если стремиться только к этому, то можно прийти к совершенно парадоксальной мысли: ничего не закупая либо закупая морально устаревшее, а то и бывшее в употреблении оборудование, мы сможем максимально сэкономить. Но вряд ли это будет правильным.
Еще больше проблем возникает с этими сэкономленными деньгами: куда их девать? Тратить на все, что угодно, чтобы не столкнуться с сокращением финансирования в последующие годы? Тогда здесь уже не до экономии...

На наш взгляд, системный подход к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок включает в себя следующие составляющие, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое целое:
• систему эффективного планирования, состоящую из подсистем анализа общественных нужд и потребностей, состояния и динамики рынка, включая продукцию, производителей, технологии, посредников, информацию и пр. параметры;
• систему эффективного контроллинга, состоящую из подсистемы надежных источников информации, подсистемы анализа и оценки информации и принятия решений;
• эффективную обратную связь исполнения контракта с планированием закупок, включающую в себя инфраструктуру передачи информации о состоянии, динамике и окончательных итогах исполнения контракта для формирования планов и бюджетов закупок на будущее;
• эффективную нормативно-правовую систему, соответствующую, с одной стороны, накопленному мировому и отечественному опыту партнерства государства и бизнеса, с другой – перспективам, целям и задачам развития общества;
• системный менеджмент закупок, создаваемый как в рамках конкретного учреждения (организации, предприятия) и конкретной закупки товаров, работ и/или услуг, так и в более широких масштабах управления отрасли, территории, страны;
• информационно-коммуникативную систему, базирующуюся на современных программно-аппаратных средствах формирования, сбора, хранения, обработки и передачи информации, ориентированную как на самые широкие масштабы (в целях привлечения потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей), так и на нужды каждого конкретного потребителя (пользователя);
• систему рыночного мониторинга, создаваемую в целях постоянного и всестороннего наблюдения за ценовыми, технологическими, качественными и количественными изменениями, происходящими на рынке государственных (муниципальных) закупок;
• комплексную систему оценки экономической эффективности, призванную дать общее представление о результатах деятельности государственной (муниципальной) закупочной системы и выработать конкретные предложения по ее совершенствованию.

Подготовил Владимир Хохлев

Тел. (812) 495-0391


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна