ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСЗАКУПОК ТОЛЬКО ЛИ В ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ?
Одним из важнейших принципов общественных закупок для государственных и муниципальных нужд (по терминологии 94-ФЗ) является экономическая эффективность расходования бюджетных средств.
Но по каким критериям она определяется, похоже, никто не знает.
О проблеме говорит к.и.н., доцент кафедры Управления госзакупками Государственного университета – Высшей школы экономики, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Павел Иванович Талеров.
Само понятие «эффективность» в общем случае подразумевает отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам).
В общем случае, снижая затраты и улучшая конечный результат, мы тем самым повышаем и саму эффективность. Когда же речь заходит об оценке эффективности размещения государственного (муниципального) заказа, то сделать это объективно на основе лишь одного- двух- показателей нереально. Поскольку нет возможности однозначно оценить поступившую информацию.
Примером такого подхода является односторонняя ориентация большого числа некомпетентных работников только на экономию бюджетных средств – купить подешевле и побыстрее, совершенно не задумываясь о других параметрах сделки (качество, условия поставки, гарантии и т. д.), соответствующих требованиям конечного потребителя. В результате часто приобретается продукция низкого качества. Деньги выкидываются на ветер, причем в больших количествах, особенно в конце финансового года, когда нужно срочно «освоить» средства уходящего отчетного периода.
О какой эффективности может идти речь, когда решается совсем иная задача?
Откровенно неумелое, некомпетентное планирование финансовых ресурсов имеет своим результатом постоянное наращивание затрат всех видов. А в отчетности показатель денежной экономии маскирует серьезные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, менеджмента закупок. Ведь в реальной ситуации, т. е. при правильном эффективном планировании, экономия не может постоянно наращиваться. Она должна стабилизироваться на некотором уровне, который в большей степени зависит от макроэкономических явлений.
Достоверно оценить экономическую эффективность размещения заказов можно лишь на основе целого комплекса показателей, подходов и методик. При постановке задачи по данному анализу следует учитывать, что сам по себе этот процесс требует определенных затрат.
В оценке эффективности размещения государственных и муниципальных заказов можно применять критерий «value for money» – соответствие продукции запросам потребителей (естественно, учитывая разумность и обоснованность таких запросов), оценка условий закупки, оценка соблюдения основных принципов закупок, выбора надежного и квалифицированного поставщика. А также достижение в процессе закупок других социальных, экономических, экологических целей.
Экономический эффект размещения государственных (муниципальных) заказов может находить свое выражение в достижении комплекса следующих показателей:
• экономия бюджетных средств (вследствие снижения цен при умелом размещении заказа достигается экономия бюджетных средств по сравнению с запланированным объемом финансирования);
• приобретение товаров, работ и услуг более высокого качества за те же деньги;
• приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного частного (корпоративного) покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т. д.);
• приобретение товаров, работ и услуг с более низкой стоимостью владения (эксплуатации, использования);
• различного рода сопутствующие эффекты (снижение уровня коррупции, повышение степени открытости рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности и др.).
Последний показатель проявляется как итог функционирования всей системы размещения государственного (муниципального) заказа. Как в рамках конкретной организации (учреждения, предприятия), так и в более широких масштабах.
С другой стороны, рассчитываются издержки, связанные с размещением заказа затраты, которые могут быть определены по следующим видам:
• трудозатраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов (распределение полномочий в коллективе, обучение и консультации сотрудников, наем новых работников, создание и функционирование системы менеджмента);
• материальные (финансовые) затраты на выполнение процедур закупок (консультационные услуги, расходные материалы, почтовые и курьерские услуги, оснащение рабочих мест, аренда дополнительных помещений и пр.);
• затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов (официальные сайты и издания, переподготовка служащих и пр.).
Для расчета эффективности требуется довольно большой объем сведений, в частности информация:
• о плановых показателях соответствующего бюджета и реально доведенных до исполнителей лимитов бюджетных обязательств;
• о среднем уровне цен отдельно на каждый вид закупаемой продукции (с учетом места и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; объема партии; условий оплаты; условий гарантийного обслуживания и т. д.) в такой же временной период;
• о ценах и иных существенных условиях (сроках и условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, сроках и условиях гарантии и др.) заключенных контрактов;
• о потребительских свойствах, качественных и технических характеристиках закупленных товаров, работ и услуг;
• о стоимости владения (эксплуатации, использования) закупленным оборудованием, стоимости использования результатов выполненных работ и поставленных услуг;
• о реальной трудоемкости выполнения процедур размещения заказов, количестве и квалификации привлеченных к выполнению процедур размещения заказов специалистов, а отсюда – о затратах на заработную плату (вознаграждение);
• о затратах на обеспечение процесса размещения заказов и функционирование инфраструктуры системы размещения заказов.
Понятно, что полноты такой информации достичь бывает очень сложно. Существующие законы, определяя эффективность в области государственных закупок, не предлагают ни критериев расчета и оценки такой эффективности, ни системы информационного обеспечения, необходимого для проведения соответствующего анализа, ни эффективной системы контроля за правильностью и полнотой реализации существующего законодательства.
Создается угроза, что на местах каждый хозяйствующий субъект будет по-своему определять, что для него важнее. Подбирать соответствующие обоснования со ссылками на пока еще несовершенное и изменяющееся законодательство.
Эффективность государственных и муниципальных закупок – это комплексное понятие. Она включаюет в себя сложный механизм взаимодействия всех структур данного ведомства и вышестоящего управления и требующее глубокого системного подхода.
Один и тот же параметр в разных ситуациях может иметь диаметрально противоположную трактовку. И не будет служить убедительным доказательством правильности действий заказчика.
К примеру, экономия бюджетных средств – это хорошо или плохо? Если стремиться только к этому, то можно прийти к совершенно парадоксальной мысли: ничего не закупая либо закупая морально устаревшее, а то и бывшее в употреблении оборудование, мы сможем максимально сэкономить. Но вряд ли это будет правильным.
Еще больше проблем возникает с этими сэкономленными деньгами: куда их девать? Тратить на все, что угодно, чтобы не столкнуться с сокращением финансирования в последующие годы? Тогда здесь уже не до экономии...
На наш взгляд, системный подход к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок включает в себя следующие составляющие, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое целое:
• систему эффективного планирования, состоящую из подсистем анализа общественных нужд и потребностей, состояния и динамики рынка, включая продукцию, производителей, технологии, посредников, информацию и пр. параметры;
• систему эффективного контроллинга, состоящую из подсистемы надежных источников информации, подсистемы анализа и оценки информации и принятия решений;
• эффективную обратную связь исполнения контракта с планированием закупок, включающую в себя инфраструктуру передачи информации о состоянии, динамике и окончательных итогах исполнения контракта для формирования планов и бюджетов закупок на будущее;
• эффективную нормативно-правовую систему, соответствующую, с одной стороны, накопленному мировому и отечественному опыту партнерства государства и бизнеса, с другой – перспективам, целям и задачам развития общества;
• системный менеджмент закупок, создаваемый как в рамках конкретного учреждения (организации, предприятия) и конкретной закупки товаров, работ и/или услуг, так и в более широких масштабах управления отрасли, территории, страны;
• информационно-коммуникативную систему, базирующуюся на современных программно-аппаратных средствах формирования, сбора, хранения, обработки и передачи информации, ориентированную как на самые широкие масштабы (в целях привлечения потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей), так и на нужды каждого конкретного потребителя (пользователя);
• систему рыночного мониторинга, создаваемую в целях постоянного и всестороннего наблюдения за ценовыми, технологическими, качественными и количественными изменениями, происходящими на рынке государственных (муниципальных) закупок;
• комплексную систему оценки экономической эффективности, призванную дать общее представление о результатах деятельности государственной (муниципальной) закупочной системы и выработать конкретные предложения по ее совершенствованию.
Подготовил Владимир Хохлев
Тел. (812) 495-0391