Юнтоловский заказник или бесхозная территория?
Согласно Красной книге природы Ленинградской области, Юнтоловский заказник является особо охраняемой природной территорией.
Режим охраны предусматривает запрет рубок леса, прокладки любых видов коммуникаций, захламления территории, других форм хозяйственной деятельности.
Здесь не допускаются массовые и неорганизованные посещения
Организованное, оплачиваемое использование экологических троп, музей, образовательный центр с конференц-залом
и кинотеатром позволят заказнику зарабатывать средства на развитие.
Об уникальном оазисе в черте города рассказывает главный инженер проектов отдела регионального проектирования РосНИПИ Урбанистики Татьяна Александровна Маркова.
– Территория Лахтинской низины была предложена для заповедника еще в начале ХХ века, однако статус регионального комплексного заказника решением президиума Ленгорсовета получила в 1990 году. Здесь, несмотря на проведение осушительной мелиорации и торфоразработок, до наших дней сохранились различные типы болот, лесов, природные комплексы мелководий, встречаются редкие виды растений, а во время осенних и весенних миграций по Беломорско-Балтийскому пролетному пути собирается большое число птиц, в том числе водоплавающих – лебеди, гуси, утки. Заказник включен в Международную сеть прибрежных охраняемых территорий. Площадь заказника – около 10 кв. км.
Первый проект обустройства предполагал создание охранной полосы шириной 50–100 м, площадью 155 га и буферной зоны площадью 785 га. Внешняя граница буферной зоны предполагалась для размещения объектов организованной рекреации. Однако это предложение не было реализовано.
Сейчас с востока кварталами многоэтажной застройки город вплотную подошел к заказнику. Увеличилась антропогенная нагрузка на его территорию. Отсутствие охранной зоны вокруг заказника ставит под угрозу существование последнего природного ландшафта юго-восточной части Финского побережья.
Зонирование территории и экотуризм
В начале ХХ века существовала Лахтинская экскурсионная станция, которая совмещала функции детского образовательного учреждения, центра научных исследований и музея.
Во всем мире природоохранные территории используются для экологического туризма.
О вреде градостроительства
В градостроительных решениях нового Генерального плана Санкт-Петербурга вокруг заказника и на водосборной площади Лахтинского разлива предусматривается формирование высоко урбанизированной зоны, включающей промзону с предприятиями 2–3-го классов вредности (Конная Лахта), с высокоскоростными транспортными магистралями и большими массивами многоэтажной плотной застройки. При этом формирования буферной зоны с объектами рекреации между застройкой и заказником не предусматривается и, по существу, заказник превращается в городской парк.
Заказник имеет четкую границу, которая обозначена на картах и в натуре, но горожане не осведомлены об этом. Знаков и указателей недостаточно. Население, лишенное других мест отдыха, активно посещает заказник, выгуливает собак, создает очень густую тропиночную сеть, вносит фактор беспокойства для представителей различных видов животных.
Это приводит к снижению биоразнообразия и деградации природных комплексов.
Финансирование заказника осуществляется из городского бюджета. Но создается впечатление, что Комитет экологической безопасности, охраны окружающей среды и природопользования, как это ни кажется странным, не озабочен его судьбой. В новом Генплане города заказник остается как рекреационная зона, а не как особо охраняемый природный объект с соответствующими планировочными ограничениями. Никаких альтернатив не предлагает и Комитет по градостроительству и архитектуре.
Высокая стоимость жилья, огромные прибыли от его строительства и реализации преодолевают любые административные и моральные преграды.
В Стокгольме в черте города есть особо охраняемые территории, рядом с ними нет такой концентрации населения, и высотных зданий, и транспортных потоков рядом с заповедником. В Финляндии, Норвегии, Швеции охраняют пути миграции птиц и животных, специально устраивают тропы, экологические коридоры… над и под оживленными транспортными магистралями. У нас же в заказник въезжают прямо на автомобиле. А это новые колеи, парковки, мусор.
У нас есть закон об особо охраняемых природных территориях, принятый в середине 90-х, но там только общие положения. Нет нормативно-правовой базы, требующей в обязательном порядке разработку и организацию охранных и буферных зон вокруг охраняемых природных территорий.
Влияние ЗСД
В настоящий момент много разговоров о влиянии ЗСД. С точки зрения сохранения гидрологического режима – влияния практически не будет. Через реку Каменку и северную часть заказника ЗСД пройдет в эстакаде.
Птицы к шуму привыкают, а вот выбросы от автотранспорта будут. Отсюда – химическое загрязнение. Открытые пространства при высокой интенсивности движения транспорта загрязняются в пределах 2–3 км. Максимальный диаметр заказника – около 5 километров. При эстакадном варианте все будет зависеть от характера перевозки грузов. И от средств, которые будут применять для борьбы с гололедом, обледенением, со снежными заносами. Песко-соляную смесь здесь применять недопустимо, и роторными очистителями пользоваться тоже нельзя.
О воздушном бассейне
В Юнтоловском заказнике прослеживается влияние не только Санкт-Петербурга. Южные ветры господствуют в зимний период, а летом идут переносы с Северной и Западной Европы. Аэротехногенные загрязнения оттуда довольно сильные. Трансграничные переносы из Польши, Германии, развитых районов Финлядии охватывают территории Ленинградской области почти до побережья Ладожского озера. Когда на полную мощность работали Прибалтийская ГРЭС и наша Сланцевская – бороться с загрязнениями было невозможно.
Сегодня Россией подписаны международные соглашения о трансграничных переносах, благодаря которому загрязнение воздушного бассейна постепенно снижается.
Что делать
Для снижения антропогенного стресса на Юнтоловский заказник необходимо принять неотложные меры по организации на еще незастроенных, прилегающих к заказнику территориях охранной зоны (где возможно буферной) с объектами организованного отдыха, снизить плотность и высотность застройки, создать сеть внутриквартальных зеленых насаждений общего пользования, детских площадок, центров активного отдыха и т. д.
Только тогда можно будет сказать, что наш город развивается в соответствии с европейскими стандартами.
Подготовил Владимир Хохлев.
Тел. 370-3202 (доб. 216)