Бизнес и тарифы
Повышать
или оптимизировать?
По данным Росстата, рост тарифов на услуги ЖКХ продолжает существенно опережать инфляцию. За январь-июль он в 2 раза превысил показатель инфляции, составивший за 7 месяцев 6,6%.
Дает ли возможность существующая тарифная политика предприятиям ЖКХ работать эффективно и рентабельно?
По словам главы Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергея Новикова, рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по итогам 2007 года составит не более 15–16%. В этих условиях по-прежнему актуальной остается задача сдерживания роста стоимости услуг ЖКХ. В 2006 году наблюдалось значительное сокращение темпов увеличения тарифов в этой сфере.
32,7% составил рост тарифов в 2005 г.,
17,9% – на столько выросли тарифы в 2006 г.
Таким образом, темпы сократились почти в два раза.
Правительство РФ наметило первоочередные меры по переводу предприятий ЖКХ на работу в рыночных условиях. Что ожидает в ближайшем будущем коммунальную сферу?
Как сказал заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий Тыртышов, «…для предприятий и организаций ЖКХ переход на работу в рыночных условиях означает прежде всего отказ от старых, неэффективных моделей хозяйствования, среди которых до сих пор присутствуют административный диктат, несбалансированные финансовые обязательства и даже экономический абсурд.
К примеру, с 1997 года постоянно ведется речь об энергосбережении как главной составляющей коммунальной реформы, но тарифы как формировались по затратному принципу, так и формируются.
Другими словами, предприятие, реконструировавшее основные фонды и добившееся экономического эффекта, вместо того чтобы реально экономить средства и планировать дальнейшее развитие базы, вынуждено снижать тариф.
На самом деле этого, конечно, никто не делал, но никто при таких условиях и не имел жгучего желания реально экономить. Вдобавок чем выше затраты и тариф, тем больше оказывалась положенная предприятию сумма бюджетных дотаций на покрытие разницы в цене услуг для населения. Таким образом, сложилась порочная практика…».
В феврале правительство РФ приняло постановление «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Этот документ закрепил целый ряд важных решений. Теперь цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны утверждаться один раз в год до принятия местных бюджетов. Если такая необходимость возникнет, они могут быть пересмотрены только с внесением соответствующих изменений в закон о бюджете. Кроме того, постановлением закреплено требование о прозрачности тарифной политики. Так, обязательна независимая экспертиза тарифов и доступность информации о порядке их утверждения.
Эти меры призваны защитить права потребителей. Теперь встает вопрос о защите прав поставщиков услуг.
До сих пор инвесторы не торопятся вкладывать средства в модернизацию объектов ЖКХ. Из-за слабой методики расчета тарифов и одновременно сильной политизации процессов тарифного регулирования они не имеют возможности планировать возврат вложенных средств. Если эти вопросы не решить, бизнес-структуры в ЖКХ не придут.
Как отражается несовершенство тарифной системы на работе коммунальных служб и что возможно предпринять для оптимизации тарифной политики в системе ЖКХ?
Свое мнение по этому поводу высказывает директор ГУ ЖА «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» Николай ПРОКОПЧИК.
– Как правило, предметом расчета обоснованного тарифа за жилищные услуги является стоимостная оценка совокупности ресурсов, необходимых для выполнения установленного объема и качества услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Перечень этих видов работ установлен действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. А также Постановлением Губернатора СПб от 27 сентября 2004 г. N 843-пг «О нормативном уровне качества предоставления услуг по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов».
Содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах включает в себя целый комплекс работ. Это и технические осмотры, аварийное обслуживание и заявочный (непредвиденный) ремонт, работы по подготовке домов к сезонной эксплуатации, санитарное содержание общего имущества. А также вывоз твердых бытовых отходов, услуги по освещению мест общего пользования работы и услуги, выполняемые по договорам со специализированными организациями и многое другое.
Потребность в финансовых средствах на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах определяется в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилых помещений.
Как видно из таблицы 1, непосредственно для жилищно-эксплуатационной организации заметным изменением стало повышение тарифа за текущий ремонт общего имущества жилого дома.
Остальные изменения коснулись услуг специализированных организаций (содержание и ремонт лифтов, вывоз мусора), либо изменения оказались весьма незначительными. По поводу тарифов на ремонт лифтового оборудования высказались и губернатор и все средства массовой информации.
Размер платы для населения за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге сегодня составляет:
Наименование услуги (работы) |
За 1м2 жилого помещения в мес. |
с 1.08.2006г. |
с 1.08.2007г. |
Содержание общего имущества в многоквартирных домах |
2,86 |
3,00 |
Текущий ремонт общего имущества |
3,6 |
4,25 |
Уборка лестничных клеток |
1,11 |
1,11 |
Содержание придомовой территории |
1,13 |
1,13 |
Очистка мусоропроводов |
0,72 |
0,78 |
Вывоз твердых бытовых отходов |
24,11 на 1 чел. |
1,58 |
Содержание и ремонт переговорно-замочного устройства |
0,38 |
0,41 |
Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты |
0,31 |
0,33 |
Содержание и текущий ремонт внутридомовых систем газоснабжения |
0,22-с1.01.07г. |
0,22 |
Содержание и ремонт лифтов |
1,07 при наличии одного лифта |
По расчету |
Противоречие установок Федерального законодательства и реальности налицо. Горожане справедливо надеются на устранение нелепой ситуации, когда платить приходится тому, кто этой услугой не пользуется.
После изменения городского законодательства, касающегося «платы за наем жилого помещения государственного жилищного фонда», все средства по этой статье с 1.08.2006 г. стали зачисляться в бюджет города.
В результате жилищно-эксплуатационные организации лишились существенной доли доходов по статье «Содержание общего имущества в многоквартирных домах».
Для сравнения рассмотрим два дома:
Адрес дома |
Этажей |
Кол-во лестниц |
Общеполезная площадь кв.м |
Доход по сан. Содержанию
Тыс. руб/месяц |
Стоимость нормативных затрат по этой же услуге
Тыс. руб/месяц |
Юго-Запад(ул. Зорге,3) |
12 |
4 |
9634 |
Около 10,9 |
11 |
Сосновая Поляна (2-ая Комсомольская ул., 46) |
3 |
2 |
935 |
Около 1,05 |
9,9 |
Так, только за 1-е полугодие 2007 г. по Красносельскому ГУ ЖА плата за наем составила 13,4 млн руб., которые по ранее действующему законодательству отразились бы в доходах на содержание дома. В конечном итоге средства возвращаются к горожанам в виде финансирования целевых программ на ремонт и благоустройство жилищного фонда, но с доходов непосредственно на эксплуатацию они ушли.
Каждое здание отличается индивидуальным набором характеристик и свойств, от которых зависят фактические объем и стоимость услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Можно идти по пути дифференциации тарифов в зависимости от характеристик и свойств жилых зданий, объединенных в классификационные группы.
Классификацию жилищного фонда следует проводить на основе типовых признаков, которые оказывают существенное влияние на уровень затрат по эксплуатации и текущему ремонту жилищного фонда.
К таким признакам относятся: капитальность, степень благоустройства, срок службы, материалы стен и перекрытий, этажность, оснащенность инженерным и специальным инженерным оборудованием, территориальная компактность застройки.
Правда, и этот путь не совершенен. К примеру, остается несоответствие фактических затрат на санитарное содержание конкретной придомовой территории с определенными видами покрытия (асфальт, газон, гравийная крошка) и с конкретным метражом и суммы, заложенной в доходную часть для покрытия этих затрат.
При этом надо учесть, что площадь уборочных площадей у дома в Сосновой Поляне не на много меньше, чем у дома по Зорге, 3.
В первом случае на 10 м2 общеполезной площади приходится 2 м2 уборочной площади, во втором – 3 м2, отличающейся по своему составу.
Следовательно, если говорить о фонде, в котором используются городские тарифы в большинстве случаев «либо ты платишь за соседа, либо сосед платит за тебя».
По-другому обстоит дело в товариществах собственников жилья и в жилищных кооперативах. Там собственники помещений вправе сами определять на основе принятой сметы доходов и расходов размеры платежей для каждого собственника, в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Нормой должна стать ситуация, при которой установленная оплата услуг и уровень затрат по нормативному перечню работ максимально приближены друг к другу.
Решение этой задачи в руках самих жителей. Участвуя в управлении собственным домом, жильцы сами определяют, какое именно соотношение в цене и качестве услуг для них является оптимальным.
Подготовила Елена Рачкова
Тел. (812) 736-6814