НОВЫЕ ГОСТЫ – НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
НОРМАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ДОРОЖНЫМ ОГРАЖДЕНИЯМ
Для производителей дорожных ограждений и строителей дорог нынешний 2007 год ознаменовался выходом новых государственных стандартов. Вроде бы они должны облегчить жизнь и работу специалистам. Однако у ООО «ДЗМК «МЕТАКО» несколько иное мнение.
В 2007 году вышли в свет новые государственные стандарты, которые регламентируют проектирование, разработку и изготовление барьерных ограждений, а также применение их в проектах дорожного строительства:
– ГОСТ Р 52606-2006 «Технические средства организации дорожного движения. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ»;
– ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ УДЕРЖИВАЮЩИЕ БОКОВЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ. Общие технические требования»;
– ГОСТ Р 52721-2007 «Технические средства организации дорожного движения. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ», вступающий в силу с 1 января 2008 г.
Казалось бы, производителям дорожных ограждений можно только порадоваться выходу основных регламентирующих документов. Ведь благодаря новым ГОСТам многие и многие проблемы в области проектирования дорожных объектов и искусственных сооружений должны быть решены. И отчасти многие вопросы в данной сфере действительно снимаются. Но, к сожалению, новые документы не дают ответы на все наболевшие вопросы. Более того, они даже усугубляют некоторые противоречия в нормировании проектирования, разработки и изготовления дорожных сооружений.
Характерный пример
Возьмем для примера параметры начальных и конечных участков ограждений дорожной группы.
Много вопросов и споров вызвали разделы ГОСТ Р 52289-2004, в которых определено понижение ограждений с наклоном 1:15 (1:10) по отношению к высоте рабочей группы.
Это значит, что при высоте барьерных ограждений 0,9 м длина понижения должна быть не менее 9 м, при высоте ограждений 1,1 м – соответственно 11 м. По мнению основных производителей
в этом нет необходимости. Более того, на отдельных участках дорог этот параметр создает угрозу безопасности движения. В зимнее время года данная конструкция представляет собой своего рода «трамплин», причем весьма опасный.
ГОСТ Р 52289-2004 не дает инженерам-проектировщикам никакого выбора по альтернативному обустройству конечного участка.
А ведь в большинстве случаев подойдут технические решения, более простые с точки зрения техники и более выгодные с точки зрения экономики. Дело в том, что начальный и конечный участки имеют большую стоимость в отношении стоимости рабочего участка, потому что изготавливаются по технологии единичной продукции, а не серийно.
Но ГОСТ Р 52607-2006 вместо того, чтобы разрешить этот вопрос, его полностью усугубляет. В соответствии с его требованиями минимальная (!) длина начального и конечного участков на дорогах IV–V категорий должна составлять 12 м, для дорог II-III категорий –длина начального участка 18 м и конечного 12 м, а для I категории дорог начальный – 25 м и конечный – 15 м. Причем, когда мы обратились с вопросами к разработчикам стандарта, они дали свое разъяснение. Оказалось, что длина начального участка для I категории дорог была дана только для дорожных ограждений перед искусственным сооружением. Однако этот пункт исчез из текста нормативного документа в процессе печати.
«Монстр из пепла»
Не может не вызывать опасения производителей и тот факт, что сейчас ведутся работы по изменению ГОСТ 26804-86. С появлением документа «воскреснет из пепла» морально устаревшая конструкция ограждений. Это будет новая, монстроподобная модификация с применением в качестве стоек швеллеров № 14 и № 16. И конечно же, этот стандарт – своеобразные Государственные технические условия – может стать настольной книгой многих проектировщиков. Его возьмут на вооружение представители инспектирующих органов в качестве основного документа, регламентирующего применение дорожных ограждений с удерживающей способностью до 300 кДж.
Весьма пристальное внимание специалистов привлекает уровень удерживающей способности – 130-300 кДж.
Известно, что это основной тип ограждений, который в ближайшее время будет весьма востребован в России. В этом случае в первую очередь проиграют производители ограждений, которые уже провели полный цикл испытаний на соответствие их требованиям ГОСТ Р 52289-2004, и имеют в своей производственной линейке более современные, более надежные и легкие, а значит, и более дешевые ограждения с лучшими техническими характеристиками.
Во вторую очередь, проиграет заказчик, т. е. государство, т. к. его технические условия дают возможность изготавливать ограждения в любой мастерской по 3–5 км в год. При этом сертификат соответствия можно будет получить без проведения испытаний, а только на основании технических условий, соответствующих требованиям нового стандарта. А где гарантия качества? Это мы уже проходили во время действия ГОСТ 26804-86.
Не оставляем надежд
Вряд ли удастся остановить процесс разработки нового стандарта. Остается уповать лишь на то, что современные проектировщики освобождены от догм и мыслят шире, чем позволяют рамки государственных технических условий. Надеемся, что они будут применять конструкции, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.
Дороги России долго ждали применения новых материалов и технологий! Дорожные строители должны иметь возможность пользоваться достижениями научно-технического прогресса!
С праздником!
К сожалению, такой непростой разговор приходится заводить в канун Дня работника дорожной службы. Но именно в преддверии нашего отраслевого праздника и хочется поделиться мыслями о последних событиях и проблемах, с которыми пришлось столкнуться производителям дорожных ограждений.
От лица сотрудников МЕТАКО поздравляю всех работников дорожной отрасли с профессиональным праздником!
Пусть наши дороги перестанут быть пресловутой бедой и станут гордостью России! В сфере ремонта и строительства дорог работают достойные люди – настоящие профессионалы в своем деле! Я искренне желаю своим друзьям и партнерам новых успехов в нашем нелегком, но таком нужном труде! Многих дорог вам, коллеги!
Борис Гершкович,
Заместитель генерального директора ООО «ДЗМК «МЕТАКО»
Московская обл., г. Домодедово,
Каширское шоссе, 10
Тел. (496) 793-0255
E-mail: