Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 96 сентябрь 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Успех приходит вместе с лизингом

Аналитики отмечают, что объем сделок с участием лизинговых компаний ежегодно удваивается. Это означает, что лизинг в России признан эффективным финансовым инструментом. Возможности лизинга для предприятий дорожно-строительной отрасли обсуждают участники круглого стола «Лизинг – один из способов успешного ведения бизнеса».
Андрей Донченко

Директор филиала ООО «Райффайзен-Лизинг» в Санкт-Петербурге

Андрей Донченко

Дмитрий Туз

Генеральный директор «Кюн и партнеры СНГ»

Дмитрий Туз

Михаил Демченко

Руководитель инвестиционного отдела ЗАО «Интрелизинг»

Михаил Демченко

Наталия Пашковская

Ведущий специалист Центра финансовых услуг Автомобильной корпорации ГРУЗОМОБИЛЬ

Наталия Пашковская

Ольга Жарницкая

Генеральный директор ЗАО «Техноспецсталь-Лизинг»

Ольга Жарницкая

Андрей Юшев

Генеральный директор ООО «Крафтинвест»

Андрей Юшев

– Каков рост объема лизинговых операций в сфере транспортного строительства и наблюдается ли увеличение клиентской базы?

Михаил Демченко:
– Объемы дорожного строительства в России постоянно увеличиваются. Расширяется Москва, строятся новые развязки. В Санкт-Петербурге реализуются несколько крупных проектов (ЗСД, КАД), запущена государственная программа по реконструкции дорог федерального значения. В связи с этим объем лизинговых сделок в сфере дорожного строительства постоянно увеличивается.

Если за прошлый год первые 28 лизинговых компаний заключили договоров по дорожно-строительной технике на 398 млн долларов США (данные «Лизинг Ревю»), то, по прогнозам, на следующий год прирост может составить до 70%.
Клиентская база же увеличивается не так значительно. Это связанно с тем, что сегмент дорожного строительства весьма специфичен и в нем, как правило, участвует ограниченное количество крупных строителей. Они делят рынок (в Москве и Санкт-Петербурге это по 5–7 крупнейших компаний, на каждый регион по 3–4 основных участника). Остальные участники не такие крупные.

Андрей Донченко:
– Рост объема лизинговых операций в сфере транспортного строительства один из самых высоких и стабильных. Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
• динамичный и быстроразвивающийся рынок;
• постоянно растущий спрос на инвестиции в данной области;
• ликвидность оборудования, передаваемого в лизинг (автомобили, строительная техника и пр.);
• низкие сроки окупаемости оборудования (3–5 лет).

Наталия Пашковская:
– Объем лизинговых сделок в дорожно-строительной сфере ежегодно увеличивается как минимум на 10– 15%. Вместе с тем нельзя сказать, что клиентский портфель растет теми же темпами. Как правило, развитие дорожных компаний идет по пути укрупнения, слияния и поглощения небольших фирм более солидными.
Кроме того, продолжается активный рост рынка автотранспорта. И вряд ли в ближайшие годы наступит его насыщение.

– Существуют ли приоритетные направления лизингового сотрудничества в дорожной отрасли?

Михаил Демченко:
– В дорожной отрасли наибольшей популярностью пользуются сделки финансового лизинга, с полной амортизацией и последующей передачей имущества лизингополучателю. Сегодня покупается в основном новая дорогостоящая дорожно-строительная техника. Ее крупным предприятиям покупать за счет собственных средств не выгодно. Логичный вопрос, почему?
Дело в том, что рентабельность крупных строительных компаний очень высока (в несколько раз выше, чем лизинговые проценты). Поэтому собственные средства целесообразно вкладывать в основное производство, а технику купить в лизинг.
Также у строителей часто возникают большие прибыли, которые за счет лизинговых договоров можно оптимизировать. Лизинговые платежи относятся на расходы, тем самым уменьшают налогооблагаемую базу.
Кроме того, для оптимизации налогов и возмещения оборотных средств может использоваться возвратный лизинг, когда предприятие продает лизинговой компании уже имеющуюся у нее технику и продолжает пользоваться ею по договору лизинга. При этой схеме меняется собственник, но пользователем все равно остается дорожно-строительная компания.

Андрей Юшев:
– При работе с лизинговыми компаниями мы, как поставщик, никаких приоритетов не расставляем. У нас постоянно проводится мониторинг лизинговых компаний, как результат – знакомство с новыми игроками на рынке лизинга, в том числе с иностранными компаниями, которые предлагают особо выгодные условия сотрудничества.
Со многими лизинговыми компаниями сложились тесные долгосрочные отношения. Это позволяет упростить процедуру подготовки и реализации сделки. Разрабатываются совместные програм-
мы для продвижения нашей техники на рынок.

Дмитрий Туз:
– Мы, в основном, финансируем ту технику, которую приобретают профильные предприятия. Однако хотелось бы отметить, что особое внимание уделяем финансированию новых технологий. Например, приобретение в лизинг асфальтовых заводов, позволяющих производить качественно новые виды смесей.

Ольга Жарницкая:
– Предприятия дорожно-строительной отрасли, приобретая в лизинг технику, получают ряд существенных преимуществ по сравнению с покупкой техники в кредит или за собственные средства.
При работе с лизингополучателями мы стараемся адаптировать графики лизинговых платежей к потребностям клиента.

Помимо непосредственно финансового лизинга, для предприятий дорожно-строительной отрасли может быть интересен так называемый возвратный лизинг. Это когда лизингополучатель является одновременно и поставщиком передаваемого в лизинг оборудования.
Данный вид лизинга позволяет пополнить оборотные средства на достаточно длительный период (от 1 года до 3 лет). И является наиболее эффективным и относительно дешевым способом улучшения финансового положения предприятия.

Андрей Донченко:
– В дорожной отрасли хотелось бы выделить основные направления сотрудничества. Во-первых, создание совместных программ с поставщиками техники. Это позволяет лизинговой компании существенно расширить каналы продаж своих услуг, а поставщику расширить возможности по финансированию своих покупателей.
Во-вторых, сотрудничество со страховыми компаниями с целью установления минимальных тарифов по страхованию лизингового имущества. Это является дополнительным плюсом для клиента при выборе варианта финансирования в пользу лизинга.

– Какая техника сегодня наиболее востребована? Чем это вызвано?

Наталия Пашковская:
– Востребованы самосвалы, автокраны и специализированная дорожная техника. В первую очередь это вызвано увеличением дорожного, промышленного и жилищного строительства. Во вторую – дефицитом техники (как отечественной – срок поставки от 3 месяцев, так и импортной – срок поставки от 6 месяцев). Налицо сильная изношенность существующего в Петербурге автопарка, поэтому необходимо его быстрое обновление.
Лизингополучатели работают как на отечественной, так и на импортной грузовой технике. Импортная техника в основном представлена ведущими европейскими производителями.
Причем, доля импортной техники постепенно увеличивается.
Во-первых, из-за роста цен на отечественную технику ее стоимость неумолимо приближается к цене импортных аналогов. Разумеется, большинство успешных дорожно-строительных компаний останавливают свой выбор на импортной технике, так как срок службы ее вдвое выше отечественной.
Во-вторых, из-за роста конкуренции на рынке возросло требование к качеству предоставляемых услуг, прежде всего в отношении четкого соблюдения графика выполнения работ. А достичь этого без качественной техники невозможно.
Достаточно серьезно на рынок продвигается китайская грузовая техника, сопоставимая по цене с отечественной. Из-за сложившегося дефицита на рынке в этом сезоне произошел настоящий прорыв: китайские самосвалы серьезно потеснили не только отечественную, но и европейскую технику.

Михаил Демченко:
– Сегодня востребован практически весь ассортимент дорожно-строительной техники (катки, дорожные фрезы, укладчики). Особенно это заметно в сезон дорожных работ с весны до осени. В это время техники, как правило, не хватает и сроки поставки ее постоянно увеличиваются. Нередко это приводит к срывам заказов у дорожников. Или же техника поставляется после сезона и простаивает до начала следующего, что может вызвать проблемы с платежами по договорам лизинга.
Из этой ситуации есть два выхода.
Первый – начинать закупку техники для нового сезона уже зимой, когда нет ажиотажного спроса и можно привезти новую технику к началу работ. Однако для дорожников пока это проблематично, т. к. техника, как правило, начинает приобретаться «под заказ». Мы надеемся, что со временем подобная специфика российского бизнеса исчерпает себя, но сегодня это, к сожалению, данность.
Второй – более гибкая работа лизинговых компаний с клиентами.
К примеру, чтобы упростить жизнь дорожно-строительным компаниям, мы разработали механизм сезонных графиков лизинговых платежей. Так, в отсутствие работы (зимой) платежи по графику снижаются практически до нуля, а когда работы много – увеличиваются. Также мы практикуем отсрочки платежей на срок поставки техники.

– Велика ли доля участия в лизинговых операциях предприятий малого и среднего бизнеса?

Михаил Демченко:
– Малые и средние предприятия занимают максимальную долю лизингового портфеля по количеству договоров.
Однако общий вес договоров предприятий малого и среднего бизнеса не столь велик. Что касается сегмента дорожной техники, то в нем малый и средний бизнес составляет совсем незначительный процент.
Несомненно, малый и средний бизнес является достаточно интересным и перспективным направлением. Однако для успешной работы с этим сегментом необходимы четко отработанные бизнес процессы и программное обеспечение. Если с первым пунктом современные лизинговые компании справляются своими силами, то для реализации второго необходимо привлекать сторонние организации. Они, к сожалению, пока не могут предложить специализированного софта для лизинговых компаний, отвечающего всем запросам.

Для крупных компаний лизинг необходим как инструмент оптимизации налогов, способ прогнозировать денежные потоки, механизм по возврату оборотных средств. Для малых и средних предприятий лизинг необходим как способ привлечения инвестиций.

Дмитрий Туз:
– В связи с развитием лизинговыми компаниями экспресс-программ лизинга техники, применения упрощенного финансового анализа, доля предприятий малого и среднего бизнеса, приобретающих основные средства в лизинг, постоянно увеличивается. Сегодня даже совсем молодая компания, недавно вышедшая на рынок, может позволить себе приобрести технику в лизинг, краткосрочная или сезонная убыточность предприятия перестает быть стоп-фактором для получения в лизинг мно-
гих видов дорожно-строительной техники.

Как механизм налоговой оптимизации лизинг, в первую очередь, выгоден компаниям, показывающим прибыль и работающим с НДС.
Для небольших компаний с нестабильным финансовым состоянием оптимально подходят упрощенные программы лизинга. По ним клиент может использовать технику, приложив минимальные усилия по подготовке документов и не проходя сложную процедуру анализа в банке.

Ольга Жарницкая:
– Сегодня малый бизнес демонстрирует достаточно высокие темпы роста. Мы рассматриваем этот рынок как очень интересный и перспективный. Для малых предприятий лизинг является наиболее доступным и реальным инструментом финансирования, а значит, и развития. Кроме того, лизинг дает существенные налоговые преимущества по сравнению с приобретением имущества в кредит.

При работе с малыми предприятиями мы стараемся адаптировать графики лизинговых платежей потребностям клиента.
Может быть предоставлен так называемый грейс-период – отсрочка по погашению суммы кредита (льготный период), учитывается сезонность в деятельности предприятия, возможно построение платежей в соответствии с бюджетом клиента и другие льготы.

Андрей Юшев:
– Надо сказать, что год от года доля малых предприятий постоянно увеличивается, хотя сейчас объем сделок с такими компаниями достигает лишь 20%.
Но руководители данных предприятий уже понимают, что выгоднее приобрести технику в лизинг и стать ее полноправным владельцем, нежели использовать арендованную.
На наш взгляд, все предприятия без исключения могут использовать лизинг для развития своего бизнеса. Здесь главное видеть разницу между компаниями – новичками на рынке (им для укрепления своих позиций необходима собственная техническая база) и крупными компаниями, которые нуждаются в обновлении производственных мощностей и развитии бизнеса.

Андрей Донченко:
– Лизинг интересен для средних и малых предприятий, иногда как единственная возможность получить финансирование.
К сожалению, доля малых и средних компаний в лизинговых проектах не соответствует той части, которую они занимают в дорожной отрасли.
Однако многие компании в стремлении получить доступ к столь необходимым им инвестициям начинают все больше внимания уделять грамотному и корректному ведению бухгалтерской и финансовой отчетности. Это существенно повышает их возможности на получение финансирования, в т. ч. в форме лизинга.
Лизинговые сделки интересны в первую очередь финансово-состоятельным и прибыльным предприятиям. При грамотном финансовом менеджменте такое предприятие может использовать все законодательные преимущества лизинга (ускоренная амортизация, отнесение лизинговых платежей на себестоимость, обложение лизингового платежа НДС и пр.). Даже если предположить, что предприятие имеет доступ к более дешевым, чем в лизинге, кредитным ресурсам банков, вариант лизинга окажется экономически более выгодным.

– Возможно ли приобретение оборудования и техники для крупного дорожного объекта посредством организации тендера среди лизинговых компаний?

Андрей Донченко:
– Организация тендеров для лизинговых компаний стала нормой для многих предприятий. Но здесь есть один основной вопрос: по какому критерию выбирать лизинговую компанию. Дело в том, что лизинг – достаточно сложная система финансовых, правовых, налоговых, экономических отношений, которые стороны выстраивают на достаточно длительный срок. Поэтому помимо «внешних» показателей: аванс, срок, процентная ставка, удорожание (показатель, который может ввести в заблуждение некоторых лизингополучателей) предприятию следует детально изучить договор лизинга, график лизинговых платежей, условия страхования и другие многочисленные факторы, сопровождающие лизинговую сделку.

Дмитрий Туз:
– Проведение тендера стало распространенной практикой среди крупных предприятий, однако это требует детального анализа представленных предложений и оценки всех факторов проведения сделки в той или иной компании.
Мы, как лизинговый брокер, проводим «внутренний тендер», предоставляя клиенту на выходе сформированное по запрашиваемым параметрам предложение, что значительно экономит время и требует меньших трудозатрат финансовых служб клиента.
Поэтому многие наши клиенты переходят от тендера к работе с брокером.

Михаил Демченко:
– Да, это возможно и довольно часто практикуется у государственных органов и крупных строительных компаний. К сожалению, в России все еще пользуются популярностью неофициальные схемы. Поэтому цена предложения, скорость и различные особые условия в предложении лизинговой компании не всегда играют главную роль.

Елена Рачкова


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна