Здоровье и комфорт
Чем дышит рынок вентиляции и кондиционирования
На фасадах Петербургских зданий появляется все больше и больше прямоугольных коробочек. Это бытовые кондиционеры. Какие функции они выполняют, насколько справляются со своими задачами?
О тенденции развития рынка оборудования для кондиционирования и вентиляции жилых помещений беседа нашего корреспондента с руководителем службы маркетинга и рекламы компании «United Elements» Романом Кипрушенковым.
– Роман Олегович, что вообще люди подразумевают под понятием «кондиционирование»?
– Под словом «кондиционирование» большинство из нас понимает охлаждение воздуха в летнее время. А на самом деле это комплекс функций, включающих в себя вентиляцию, охлаждение, нагрев, очистку и, при необходимости, увлажнение или осушение воздуха. То есть кондиционирование – это управление обширным набором параметров воздушной среды.
Подавляющее количество горожан вынуждено большую часть времени проводить в закрытых помещениях.
На природу мы выбираемся эпизодически: на выходные или во время отпуска. В отличие от природной саморегулируемой экосистемы городская среда не справляется с огромным количеством вредных выбросов, ежедневно отравляющих воздух мегаполисов. Исследования показали, что состояние воздушной среды в закрытых, плохо вентилируемых помещениях гораздо хуже, чем на самых оживленных автомагистралях. А массовое использование герметичных стеклопакетов еще более способствует накоплению в комнатных пространствах вредных веществ, вирусов и т. д.
Качество воздуха в помещениях, где мы работаем или отдыхаем, зависит в первую очередь от нас самих. От нашего желания и возможности инвестировать в собственное здоровье и благополучие. Рост материального благополучия людей постепенно ведет к тому, что они все большее внимание уделяют своему здоровью. В том числе и факторам, формирующим среду обитания современного горожанина.
– Насколько мы отстаем в решении этих проблем от западных городов? Каковы тенденции рынка климатического оборудования?
– Наше отставание все еще огромно. Российский менталитет под понятием «комфортное жилье» в первую очередь подразумевает количество квадратных метров, планировку, вид из окна. При этом мы часто не учитываем качество среды, в которой будем находиться большую часть времени.
За границей не так.
Здоровый образ жизни у них подразумевает и здоровую среду обитания. Вот почему еще на стадии проектирования жилых домов в западных странах предусматривают, каким образом будет решаться проблема кондиционирования.
Тем не менее ситуация в стране и городе меняется к лучшему. Общие годовые темпы роста климатического оборудования вентиляции уже несколько лет подряд составляют в среднем 20 –25 процентов. При этом колебания спроса в течение года, 5–10 лет назад достаточно заметные, сегодня сохранились только для самых недорогих бытовых кондиционеров. Спрос на остальное оборудование привязан, скорее, к строительному циклу.
Обнадеживает тот факт, что рост продаж мультизональных (сложных, многофункциональных, но и более дорогих) систем кондиционирования обгоняет рост продаж простых бытовых приборов. Это говорит о том, что наш рынок медленно, но все-таки приближается к уровню стран, где проблема кондиционирования жилых помещений уже практически решена.
По-видимому, в ближайшие годы темпы роста сохранятся на том же уровне. Будут расти продажи дорогого оборудования известных японских марок (например Fujitsu). Покупатель станет разборчивее и будет предпочитать более функциональные устройства. В больших городах, таких как Санкт-Петербург и Москва, это уже так.
– Есть ли предпочтительные марки? Что можно посоветовать покупателю?
– Хотя наша компания на рынке климатического оборудования работает с 1993 года, говорить о предпочтительных марках довольно сложно, потому что выбор зависит от индивидуальных требований человека. Желательно отдавать предпочтение маркам, которые давно продаются в России, имеют хорошую репутацию, тем, которые органично встроены в системы обслуживания и ремонта. Если речь идет об оборудовании высшего класса, то доброй славой пользуются кондиционеры японской корпорации Fujitsu, хорошо известные в России. Для людей с более скромными запросами, не желающих переплачивать за дополнительные технические параметры и функциональность, подойдет добротное оборудование среднего класса, например McQuay или Acson.
Если бюджет на создание домашнего климата совсем невелик, то придется остановиться на продукции китайских производителей. К счастью, в последние годы стереотип «все китайское – некачественное» меняется, в Россию пришли производители мирового уровня, уделяющие огромное внимание контролю качества своего оборудования. Марок китайских кондиционеров сейчас много, запутаться в них проще простого. Среди кондиционеров с хорошей репутацией можно, например, назвать оборудование Pioneer. Хочу еще раз напомнить, что установки простых сплит-систем недостаточно для того, чтобы создать в вашей квартире здоровую и комфортную атмосферу.
– На ваш взгляд, есть ли необходимость законодательно закрепить норму, требующую от проектировщиков предусматривать возможность установки в жилых зданиях климатических систем?
– Сложно представить себе работающий закон об обязательном оснащении климатическим оборудованием жилых помещений. Такой закон натолкнется на активное противодействие со стороны самых разнообразных структур – от строительных компаний до «Общества защиты прав потребителей».
С другой стороны, необходимо законодательно ограничить, например, размещение наружных блоков бытовых кондиционеров на фасадах зданий, и не только в историческом центре.
В заключение еще раз хочу сказать о том, что кондиционирование и вентиляция – это не просто охлаждение и передвижение воздуха, это единственный способ сделать здоровой воздушную среду вашего комфортного жилья.
Беседовал Тофик Аскеров
Тел. 718-5511