Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 96 сентябрь 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ
ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

На современном этапе развития при постоянном совершенствовании строительных технологий в городах-агломерациях очевидна необходимость максимального использования градостроительного потенциала подземного пространства.

главный специалист по геотехнике ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» В. П. ВершининЭто мнение отстаивает главный специалист по геотехнике ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» В. П. Вершинин.

– При дефиците городских территорий под землей могут располагаться тоннели транзитных транспортных магистралей, дублирующие перегруженные транспортом городские улицы, пешеходные переходы. А также транспортные развязки, гаражи, парковки автомобилей, объекты социально-культурного, торгового и административно-офисного назначения, трансформаторные подстанции и многие другие инженерные сооружения.

К сожалению, в России до сих пор нет методики объективной оценки экономической целесообразности подземного строительства, потому что отсутствуют меры стимулирования строительства подземных сооружений. А это приводит к тому, что значительные городские территории застраиваются объектами, которые могут быть размещены под землей. Тем самым, на наш взгляд, нерационально используется главное богатство Петербурга – земля.

Подземная урбанизация активно развивается во всем мире.
Зарубежный опыт показывает, что для комфортного проживания в мегаполисе доля подземных сооружений от общей площади вводимых объектов должна составлять 20–25%. В Москве же доля подземных сооружений от общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за последние 5 лет, не превышает 8%. В Санкт-Петербурге этот показатель еще ниже.

Подземное строительство имеет огромное значение для нормального функционирования городской среды. По мнению специалистов, без прокладки новых подземных дорог нас ожидает транспортный коллапс. Это уже можно наблюдать в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Кроме того, развитие подземного транспортного строительства позволит сохранить уникальный внешний облик центральных районов, ценные городские ландшафты и целые природные комплексы.

Для развития подземной урбанизации и экономии городских территорий столицы в конце мая этого года постановлением правительства города была принята «Концепция освоения подземного пространства и основные направления развития подземной урбанизации г. Москвы». К 2010 г. в столице планируется построить от 2 до 3 миллионов квадратных метров подземных многофункциональных комплексов. Это составит 15% от общего объема строительства.

Под землей планируется разместить:
70% всех гаражей,
80% складских помещений,
30% объектов сферы услуг.

В Санкт-Петербурге в Генеральном плане развития города предложение по использованию подземного пространства ограничивалось только строительством гаражей и стоянок автотранспорта. Имеется картирование инженерно-геологических условий территории города по степени благоприятного использования для освоения в целом.
Соответственно отсутствует концепция развития подземной урбанизации.

Но разработки по использованию подземного пространства города велись. Еще в 1979 г. был выполнен «Проект планировочной организации и освоения подземного пространства г. Ленинграда», над которым трудились почти два десятка ленинградских организаций. Позднее на международной конференции «Подземный город: геотехнология и архитектура», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1998 г. была заслушана «Концепция комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга». Однако в связи с экономическими трудностями того времени она не была принята и освоение подземного пространства в тех немногих случаях, когда оно осуществлялось, не соответствовало этой Концепции.

В соответствии с Концепцией подземное пространство условно подразделялось на три уровня.
Первый, глубиной до 6–8 метров, использовался для прокладки коллекторов подземных инженерных коммуникаций, пешеходных переходов и гаражей.
Ниже, на глубине до 30 метров, предполагались транспортные развязки, протяженные транспортные тоннели и другие подземные сооружения.
А все, что глубже 30 метров, предназначалось для дальнейшего развития метро.
В настоящее время подземные сооружения, заглубленные на 5–10 метров, в Санкт-Петербурге являются большой редкостью, а более 10 метров – практически отсутствуют.

Развитие подземного строительства у нас в городе идет крайне медленно не только из-за отсутствия концепции развития подземного пространства. Но и из-за сложных инженерно-геологических условий, недостаточной оснащенности и отсутствия положительного опыта. Однако, по мнению заведующего кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского университета путей сообщения профессора А. П. Ледяева, в Петербурге грунты ничуть не хуже, чем, например, в Голландии, где интенсивно развивается подземное строительство. Он утверждает, что имеется международный и отечественный опыт, позволяющий строить наклонные ходы, вертикальные штольни и подземные сооружения в аналогичных Петербургу гидрогеологических условиях. Иначе и не было бы в нашем городе подземных вестибюлей станций метро, которые успешно функционируют уже более 50 лет.
Конечно, подземное строительство относится к высшему классу сложности, оно, как уверяют геотехники, сложнее высотного строительства. Но именно возведение высотных зданий требует строительства многоэтажной подземной его части для обеспечения устойчивости и надежности сооружения, тем самым являясь движителем развития подземной урбанизации.

Опыт освоения подземного пространства показывает, что традиционных инженерно-геологических исследований недостаточно. А технологические решения по подземному строительству оказывают основное влияние на разработку проекта. Многоэтажные подземные конструкции, как правило, выполняются в котлованах, образованных путем устройства опускных колодцев, «стен в грунте», металлического шпунта, роторного закрепления грунта и др. Ограждения по контуру котлованов должны предотвращать подвижки оснований соседних зданий. Глубина таких ограждающих конструкций может достигать 20 и более метров, с применением распорных и анкерных систем. Отдельным способом подземного строительства, используемым в метростроении и возведении подземных транспортных тоннелей, является так называемый закрытый способ щитовой проходки. Основной материал для строительства подземных сооружений – монолитный железобетон. К бетонам подземных сооружений предъявляются специальные требования.

В городских условиях для устройства открытых котлованов средней глубины (здания с 1–2 подземными этажами) возможно применение различных методов ограждения котлованов и искусственное понижение уровня подземных вод. Для зданий, имеющих 3 и более подземных этажей, при плотном окружении городской застройкой, эффективно строительство методом «сверху вниз», что позволяет осуществлять одновременное возведение наземной и подземной частей здания, снизить шум при работе в замкнутом пространстве, исключить влияние погодных условий и т. п.

Всякое подземное строительство требует детально разработанного проекта с применением сертифицированных программ. Они должны обеспечивать точность расчета, в том числе прогноза деформационного поведения объекта и обязательное в процессе строительства геотехническое сопровождение – мониторинг.

Сергей Велень

Тел. (812) 233-2029

КСТАТИ

Для обсуждения вопросов комплексного освоения подземного пространства в застройке крупных городов ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» стал инициатором проведения конференции «Освоение подземных пространств в городской
застройке. Проектирование и строительство».
Конференция состоится 24–26 октября 2007 г.




Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна