Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 96 сентябрь 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Бесценный дар и бремя для инвестора
Перспективы освоения памятников промарта

Сохранить памятники промышленной архитектуры Петербурга, найти им новое применение и дать новый импульс к развитию – такую задачу предстоит решать городу в ближайшее время.

Три года назад в Государственном Эрмитаже очередному лауреату вручали самую престижную награду в области архитектуры – Притцкеровскую премию. Тогда мировые архитектурные знаменитости в обязательном порядке ходили на 28-ю линию Васильевского острова смотреть на водонапорную башню канатного цеха бывшего завода «Красный гвоздильщик». Неповторимый выразительный силуэт самого известного и единственного существующего сооружения ленинградского архитектора-конструктивиста Якова Чернихова вызывал у искушенных зрителей восторг и недоумение. Последнее, впрочем, относилось к печальному состоянию здания.

На то недоумение, по сути, мировой архитектурной общественности городу до сих пор по большому счету ответить нечем. И сегодня башня Якова Чернихова пребывает в абсолютном запустении. Как и десятки других памятников промышленной архитектуры – корпусов цехов, башен разного назначения, дымовых труб ткацких, судостроительных и сталелитейных заводов, кожевенных и прочих мануфактур. Их на берегах большой Невы, малой Невки и Обводного канала десятки и десятки. Уцелеть благодаря мощным кирпичным стенам и добросовестному строительству в XVII-XIX веках удалось многим, сохранить достойное существование – единицам.

Уходящая натура

Город на Неве создавался основателем как промышленная столица.
Сегодня большая часть зданий бывших заводов и мануфактур, в том числе и тех, что признаны памятниками архитектуры федерального и регионального значения, находятся в кризисном состоянии. Утратившие свою почетную миссию вырабатывать нити и ткани, резину и кожу, они стоят, заброшенные, не нужные своим новым и старым владельцам, и медленно разрушаются.

Эксперты отмечают усилившуюся в последние годы крайне опасную тенденцию доведения пустующих памятников промышленной архитектуры до разрушения, чтобы иметь возможность объявить их аварийными и вывести из списка объектов, охраняемых государством.

Сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры М. Штиглиц назвала самые «болевые точки» петербургского промарта. Среди них Сестрорецкий и Ижорский заводы, первые текстильные фабрики, возникшие во второй половине XIX – начале XX веков по берегам Невы и Обводного канала. Так, Ижорский завод, памятник федерального значения, имеет нескольких владельцев. Каждый из них «сохраняет» свою часть собственности в силу своего представления об исторической ценности и красоте. При этом уничтожаются и старые уникальные корпуса, и уникальный ландшафт с каналами, бассейнами и подземными сооружениями.
Большую тревогу вызывает у специалистов судьба прядильно-ниточного комбината им. Кирова (бывшей Невской бумагопрядильной мануфактуры барона Штиглица). Сейчас активно «продвигается» проект радикальной реконструкции, в результате которой этот мощный комплекс с богато декорированным главным корпусом и тремя дымовыми трубами, играющими роль доминант района и носящими имена собственные, может быть утрачен.

Невеселые размышления вызывают и пустующие знаменитые газгольдеры на Обводном канале, и один из самых заметных памятников авангардизма – силовая станция завода «Красное знамя», и бывшая солодовня и конторский корпус «Баварии»…

Исторический центр без истории

– Надо штрафовать владельцев, штрафовать ощутимо – за то, что столько лет здания не используются, среда не развивается, а в итоге разрушаются и здания, Перспективы освоения памятников промарта и среда, – настаивает М. Штиглиц. – Петербургу нужен центр сохранения индустриального наследия, который бы входил полноправным членом в Международный комитет. К сожалению, инвесторы, которые приобретают промышленные комплексы, часто не понимают их ценности, полагают, что, помимо конкретного памятника, остальное можно сносить. Но на территории часто находятся вновь выявленные объекты культурного наследия, поэтому сохранять необходимо все сооружения, составляющие этот комплекс!
Наши неокапиталисты не всегда адекватно воспринимают слова «вновь выявленные памятники архитектуры»: для них оно резко снижает ценность этих памятников, делает ее несущественной. Отсюда недолог путь и к несуществованию – сначала в концепциях и планах развития, затем в проектах и рабочих чертежах, а потом и на инвестиционно-привлекательном участке городской территории.

Абсурдная ситуация, при которой земля под архитектурным или историческим памятником стоит больше, чем земля с памятником, лишает логики и разума большинство экономически подкованных предпринимателей.
Иначе откуда это трудно сдерживаемое стремление расчистить исторический центр от исторического наследия?

Модно и выгодно

А ведь во всех промышленных странах Европы памятники промарта используются активно и очень разнообразно. Они «пользуются бешеным спросом» и у инвесторов, и у архитекторов и дизайнеров, и у посетителей. Манчестер и Лондон, Париж и Берлин, Глазго и Вена нашли новое применение отдельным промышленным зданиям и целым промышленным районам, сделав их «культурными точками роста» города.

«Это общемировая тенденция, – говорит М. Колдобская, директор Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства, – когда промышленность уходит, ее место занимает культура, и это очень правильно и очень важно для города и его жителей». Почти три года Марина безуспешно пытается получить гаражный ангар одного из четырех городских трамвайных парков (из ворот которого вышел в город первый петербургский трамвай) для устройства масштабного выставочного центра.

Между тем Лондонский так называемый дом-броненосец, архитектурный собрат петербургской силовой станции завода «Красное знамя», сегодня считается одним из престижнейших офисных комплексов британской столицы.
А газгольдеры в Вене, аналогичные тем четырем, что горестно стоят на Обводном канале, переоборудованы в многофункциональные общественно-деловые и торгово-развлекательные комплексы. В одном из них даже разместили студенческое общежитие.
Да что там Вена – наши ближайшие соседи по Балтике абсолютно промышленный Тампоро (бывший текстильный центр Финляндии) превратили в активно развивающийся университетский город с соответствующей инновационной средой и аурой. В нее бывшие производственные здания добавляют фундаментального и исторического колорита. Финны создали и известный сегодня всему миру хельсинкский Университет промышленного дизайна, разместившийся, как и положено, в здании фарфоровой фабрики «Арабия». Кстати, сохранение промышленной архитектуры регулирует специальный раздел градостроительного законодательства страны.
То, что сложившиеся промышленные комплексы возможно использовать, подтверждает не только богатый зарубежный опыт. Но и отдельные успешные проекты в нашем городе. Музей воды, открывшийся в бывшей Водонапорной башне, Дисконт -центр, расположенный в старом здании 1-й Прядильной фабрики, корпуса табачной фабрики «Лаферм», ситценабивной фабрики Веры Слуцкой и ткацкой фабрики Гука, превратившиеся в многофункциональные коммерческие центры.
Посмотрите – это очень красиво, очень выгодно и дальновидно.

Значит, возможно освоение старых индустриальных строений сделать экономически выгодным и прибыльным бизнесом?

10 годовых бюджетов против сиюминутной выгоды

Любопытную мысль высказала депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева, простую и абсолютно логичную в своей безусловности, но парадоксальную для сегодняшнего инвесторско-хамско-потребительского сознания:
– Для инвестора гораздо выгоднее, чтобы охранная зона была сохранена и даже максимально расширена! Потому что земли исторического центра ценность будут иметь лишь при условии сохранения на них истории – в том числе и тех удивительных, нестандартных, с абсолютно неоптимизированными внутренними пространствами краснокирпичных монстров бывших производств.

И цифры в подтверждение сказанному привела депутат Госдумы любопытные: значимость исторического центра Петербурга добавляет в стоимость каждого квадратного метра $1–2 тысячи. А вот разрушение исторической ценности, в том числе архитектурной целостности исторической среды, грозит общей потерей до 2 трлн рублей. Что составляет 10 годовых бюджетов Северной столицы.

Задача нового использования зданий, утративших свою функцию, – задача для города стратегическая. Центр по сохранению индустриального наследия в поддержку деятельности КГИОП будет очень кстати!

Светлана Соснова

Мнения специалистов


Генеральный директор Международного фонда спасения Петербурга – Ленинграда, сопредседатель петербургского отделения ВООПиК А. Марголис:

– Сегодня наследие Петербурга находится в опасности, и острота этой опасности растет по мере того, как растет мощь инвестора… Но разрушение (в первую очередь, в наших головах) можно и нужно остановить, для этого необходимы воля, разум и просвещение. Нужно прививать людям вкус и ценностные ориентации, разъяснять ценность наследия в целом, архитектурного в частности, и промышленной архитектуры в том числе.

Заместитель председателя КГИОП, начальник Управления государственного учета памятников Б. Кириков:
– Промышленная архитектура является одной из сторон нашего архитектурного наследия. Необходимо тем, кто еще не знаком с этим миром, тем, от кого зависит его судьба, открывать глаза на своеобразие, экспрессию, красоту памятников промышленной архитектуры. Сегодня, когда инвестиционная политика чаще всего сводится к требованию освободить территорию (в первую очередь, от обременений), позиция КГИОПа остается прежней – сохранять…


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна