Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 96 сентябрь 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



МОНФЕРРАНА И РОССИ СНОВА ГОРОД НАШ ПРОСИТ?
СУТЬ ПЕТЕРБУРГСКОГО СТИЛЯ

Проблемы, связанные с реставрацией старых и возведением новых объектов в исторической черте Петербурга, стали темой разговора за круглым столом, в котором приняли участие ведущие архитекторы города.

Участники круглого стола:

Рафаэль Маратович Даянов

Директор архитектурного бюро «Литейная часть-91»

Рафаэль Маратович Даянов

Евгений Вячеславович Подгорнов

Директор архитектурной студии «INTERCOLUMNIUM»

Евгений Вячеславович Подгорнов

Владимир Анатольевич Григорьев

Директор проектного бюро «Григорьев и партнеры»

Владимир Анатольевич Григорьев

Елена Валентиновна Францева

Ведущий архитектор генподрядной компании СТЭП»

Елена Валентиновна Францева

– Любые строительные или реставрационные работы в центральной части города – это, прежде всего, историческая ответственность. От всех работающих в центре, и в первую очередь от архитекторов, требуется повышенное чувство такта, деликатность, культура и образование. С этим согласны все участники круглого стола. Но как обстоят дела в реальности?

Елена Францева:
– Как правило, приобретая участок земли в центральной части города, по соседству с какими-либо выдающимися историческими постройками, заказчик знает о тех градостроительных ограничениях, которые, несомненно, будут диктовать архитектурный облик нового здания: его допустимую высоту, гармоничность в среде и прочие.
Задача архитектора, учитывая особенности и значимость каждого конкретного места, создать достойный проект. И убедить заказчика в том, что именно в таком исполнении тот или иной объект будет приносить максимальную прибыль его владельцу. К тому же нельзя забывать о надзорных органах: КГА и КГИОП, в обязанности которых входит контроль над реконструкцией и новым строительством в центральной части города.

Евгений Подгорнов:
– Помимо различного рода регламентов, надзорных органов и так далее, существуют еще и договорные обязательства между заказчиком и архитектором. И тем не менее при возникновении каких-либо ситуаций спорные вопросы решаются, как правило, в пользу первого.
Например, при возведении дома на улице Подрезова строители в качестве отделки цокольного этажа применили не гранитный окол, а штукатурку «под камень». Или в бизнес-центре на улице Добролюбова вместо гнутых стекол по требованию заказчика были вставлены прямые.
Подобные произвольные вмешательства зачастую весьма существенно меняют архитектурный замысел.
Таких примеров достаточно много. И каждый из них – повод для обращения в суд. Просто никому не хочется втягиваться в длительные тяжбы.

Владимир Григорьев:
– Главный архитектор может выдвинуть свой проект на градостроительный совет, а может и не выдвинуть. В Генплан всего за два года внесено более 3000 поправок. Проекты планировки территорий, основной градостроительный документ, могут весьма существенно корректироваться под запросы заказчика.
Словом, регламенты и нормы не являются неприкосновенными. И это, в принципе, хорошо. Но, таким образом, на первый план выходят внутренняя дисциплина и вкусы заказчика и архитектора. А с этим у нас, к сожалению, далеко не все гладко. Есть удачные примеры архитектурных решений, а есть, на мой взгляд, просто вопиющие. И это касается не только исторической части города, но и нового строительства.

Рафаэль Даянов:
– На мой взгляд, вкусы заказчика меняются в лучшую сторону. Если раньше он требовал построить в центре что-либо побыстрее, да подешевле, то теперь он хочет, скажем так, некоторой монументальности объекта.
Но архитектура всегда отражает духовное состояние общества в целом, а не только зодчего или заказчика. В том числе и чиновника из согласующих органов.

Я недавно столкнулся с таким вот фактом. Разрабатывая утвержденную заказчиком некую композицию, я несколько превысил высотный регламент, который в принципе должен иметь определенный допустимый люфт. В итоге эту часть проекта мне не согласовали, пришлось вносить коррективы. Ладно, с этим можно и смириться. Но вот парадокс. Буквально в соседних кварталах этот же регламент нарушен многократно. Значит, кому-то можно, а кому-то нельзя.

– В какой степени нам необходима помощь архитекторов из других стран?

Елена Францева:
– Обмен опытом со специалистами из других стран полезен в любой сфере деятельности, не только в архитектуре, не только в строительстве. Поэтому, мне кажется, приглашать архитекторов из-за рубежа для участия в конкурсах на проектирование каких-либо объектов – это правильно, это обычная практика и в других странах.
Очень многие знаковые современные постройки в разных европейских странах были запроектированы архитекторами, не являющимися гражданами этих стран. Если обратиться к истории нашего города, то большинство памятников архитектуры центра – творения иностранцев. Участие в архитектурных конкурсах российских архитекторов наряду с архитекторами из других стран, может стать хорошим опытом для наших соотечественников.

Исаакиевский соборЕвгений Подгорнов:
– Иностранные архитекторы нужны городу прежде всего потому, что у них больше опыта, больше построенных зданий, знание новых технологий строительства. Но не думаю, что в творческом плане они могут нас научить чему-либо особенному. Что-то я не встречал среди иностранцев архитекторов уровня Монферрана или Росси.

Владимир Григорьев:
– Я тоже согласен с присутствием на нашем архитектурном рынке иностранных коллег. Мы, петербургские архитекторы, образно выражаясь, поражены в правах величием нашего города. Петербург не допускает многого из того, что диктует современная архитектура. А иностранцы в этом смысле более раскрепощены. На них не давит историческое наследие Петербурга и историческая ответственность.
Тем не менее мы должны быть весьма осторожны, приглашая иностранного архитектора для реставрации или нового строительства в исторической черте города. Далеко не все из них достаточно образованы, многие весьма поверхностно знают классическую архитектуру, различные стили. Эти ребята работают «на экспорт», а не для себя, не для своей страны. Я думаю, иностранец, прежде чем взяться за какой-либо проект в центре города, должен хотя бы несколько лет прожить в Петербурге.

Рафаэль Даянов:
– Я, конечно, понимаю, что появление иностранных архитекторов неизбежно. Но я категорически против их участия в реставрации или новом строительстве в центре города.
Надо ценить и уважать людей, которые выросли здесь, пропитались духом Петербурга.
А иностранцам все равно, где строить: в Шанхае или в Чикаго. По-моему, в нашем обществе по-прежнему силен пиетет перед всем иностранным. Как будто бы существует какая-то магия имен. А чем Фостер лучше Катонина?

У нас много своих великолепных архитекторов. Но стоит в каком-либо проекте появиться иностранному, об этом кричат все средства массовой информации. А свои незаслуженно забываются. Информационные щиты на любой стройке сообщают, кто заказчик, кто генеральный подрядчик. Об архитекторе – ни слова. Это несправедливо. Кстати, у иностранцев и можно поучиться уважению к архитектору и к архитектуре.
А в творческом плане петербургские архитекторы не только не уступают, но превосходят многих иностранных специалистов.

– Есть такие сложившиеся понятия, как «советская школа хоккея», или «китайская школа гимнастики». А «петербургский стиль в архитектуре» есть? Можно ли говорить о таком понятии?

Елена Францева:
– Если рассматривать современные постройки Санкт-Петербурга, мне кажется, нельзя говорить о каком-то едином петербургском стиле. Есть просто различные объекты – более или менее удачные. Но вряд ли можно выделить какие-то особые характеристики этих объектов, отличающие их от новых объектов других городов. И когда мы говорим «Петербургский стиль», подразумеваем, как правило, все-таки единство стиля исторической застройки.

Евгений Подгорнов:
– «Петербургский стиль» – это довольно абстрактное понятие. Каждый архитектор это особый мир. У каждого свои предпочтения. Один выбирает проверенные временем архитектурные решения, другой готов экспериментировать. Современно, стильно – это не обязательно из стекла.
Просто при любом вмешательстве в историческую застройку архитектор должен тонко чувствовать границы дозволенного. То есть обладать определенным чувством такта и деликатности не только по отношению к своим великим предшественникам, но и к тем, кто будет жить в новой среде.

Владимир Григорьев:
– Петербургский стиль – это вопрос культуры и честности в архитектуре. Архитектура – это не только дома, украшенные декором. это еще и то пространство, которое формирует ансамблевость застройки.
А еще петербургский архитектор – специалист, который тонко, на внутреннем плане чувствует гармонию окружающей застройки и ее сомасштабность, в том числе и человеческому восприятию.

Рафаэль Даянов:
– Мы все жители Петербурга. И мы все, а не только архитекторы, определяем петербургский стиль. Применительно к архитектуре правильнее говорить – школа. Мы ученики не только наших учителей, но и тех, кто учил наших учителей. И именно они водят моей рукой, когда я проектирую то или иное здание в центре города.
Вот почему я никогда не смогу грубо и бесцеремонно вмешаться в историческую застройку: мне не позволят этого ни Фомин, ни Сперанский, ни Андреев, ни все те выдающиеся архитекторы, которые формировали облик города в разные времена.

Ведущий круглого стола Тофик Аскеров


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна