МОНФЕРРАНА И РОССИ СНОВА ГОРОД НАШ ПРОСИТ?
СУТЬ ПЕТЕРБУРГСКОГО СТИЛЯ
Проблемы, связанные с реставрацией старых и возведением новых объектов в исторической черте Петербурга, стали темой разговора за круглым столом, в котором приняли участие ведущие архитекторы города.
Участники круглого стола:
|
Директор архитектурного бюро «Литейная часть-91»
Рафаэль Маратович Даянов |
|
Директор архитектурной студии «INTERCOLUMNIUM»
Евгений Вячеславович Подгорнов |
|
Директор проектного бюро «Григорьев и партнеры»
Владимир Анатольевич Григорьев |
|
Ведущий архитектор генподрядной компании СТЭП»
Елена Валентиновна Францева |
– Любые строительные или реставрационные работы в центральной части города – это, прежде всего, историческая ответственность. От всех работающих в центре, и в первую очередь от архитекторов, требуется повышенное чувство такта, деликатность, культура и образование. С этим согласны все участники круглого стола. Но как обстоят дела в реальности?
Елена Францева:
– Как правило, приобретая участок земли в центральной части города, по соседству с какими-либо выдающимися историческими постройками, заказчик знает о тех градостроительных ограничениях, которые, несомненно, будут диктовать архитектурный облик нового здания: его допустимую высоту, гармоничность в среде и прочие.
Задача архитектора, учитывая особенности и значимость каждого конкретного места, создать достойный проект. И убедить заказчика в том, что именно в таком исполнении тот или иной объект будет приносить максимальную прибыль его владельцу. К тому же нельзя забывать о надзорных органах: КГА и КГИОП, в обязанности которых входит контроль над реконструкцией и новым строительством в центральной части города.
Евгений Подгорнов:
– Помимо различного рода регламентов, надзорных органов и так далее, существуют еще и договорные обязательства между заказчиком и архитектором. И тем не менее при возникновении каких-либо ситуаций спорные вопросы решаются, как правило, в пользу первого.
Например, при возведении дома на улице Подрезова строители в качестве отделки цокольного этажа применили не гранитный окол, а штукатурку «под камень». Или в бизнес-центре на улице Добролюбова вместо гнутых стекол по требованию заказчика были вставлены прямые.
Подобные произвольные вмешательства зачастую весьма существенно меняют архитектурный замысел.
Таких примеров достаточно много. И каждый из них – повод для обращения в суд. Просто никому не хочется втягиваться в длительные тяжбы.
Владимир Григорьев:
– Главный архитектор может выдвинуть свой проект на градостроительный совет, а может и не выдвинуть. В Генплан всего за два года внесено более 3000 поправок. Проекты планировки территорий, основной градостроительный документ, могут весьма существенно корректироваться под запросы заказчика.
Словом, регламенты и нормы не являются неприкосновенными. И это, в принципе, хорошо. Но, таким образом, на первый план выходят внутренняя дисциплина и вкусы заказчика и архитектора. А с этим у нас, к сожалению, далеко не все гладко. Есть удачные примеры архитектурных решений, а есть, на мой взгляд, просто вопиющие. И это касается не только исторической части города, но и нового строительства.
Рафаэль Даянов:
– На мой взгляд, вкусы заказчика меняются в лучшую сторону. Если раньше он требовал построить в центре что-либо побыстрее, да подешевле, то теперь он хочет, скажем так, некоторой монументальности объекта.
Но архитектура всегда отражает духовное состояние общества в целом, а не только зодчего или заказчика. В том числе и чиновника из согласующих органов.
Я недавно столкнулся с таким вот фактом. Разрабатывая утвержденную заказчиком некую композицию, я несколько превысил высотный регламент, который в принципе должен иметь определенный допустимый люфт. В итоге эту часть проекта мне не согласовали, пришлось вносить коррективы. Ладно, с этим можно и смириться. Но вот парадокс. Буквально в соседних кварталах этот же регламент нарушен многократно. Значит, кому-то можно, а кому-то нельзя.
– В какой степени нам необходима помощь архитекторов из других стран?
Елена Францева:
– Обмен опытом со специалистами из других стран полезен в любой сфере деятельности, не только в архитектуре, не только в строительстве. Поэтому, мне кажется, приглашать архитекторов из-за рубежа для участия в конкурсах на проектирование каких-либо объектов – это правильно, это обычная практика и в других странах.
Очень многие знаковые современные постройки в разных европейских странах были запроектированы архитекторами, не являющимися гражданами этих стран. Если обратиться к истории нашего города, то большинство памятников архитектуры центра – творения иностранцев. Участие в архитектурных конкурсах российских архитекторов наряду с архитекторами из других стран, может стать хорошим опытом для наших соотечественников.
Евгений Подгорнов:
– Иностранные архитекторы нужны городу прежде всего потому, что у них больше опыта, больше построенных зданий, знание новых технологий строительства. Но не думаю, что в творческом плане они могут нас научить чему-либо особенному. Что-то я не встречал среди иностранцев архитекторов уровня Монферрана или Росси.
Владимир Григорьев:
– Я тоже согласен с присутствием на нашем архитектурном рынке иностранных коллег. Мы, петербургские архитекторы, образно выражаясь, поражены в правах величием нашего города. Петербург не допускает многого из того, что диктует современная архитектура. А иностранцы в этом смысле более раскрепощены. На них не давит историческое наследие Петербурга и историческая ответственность.
Тем не менее мы должны быть весьма осторожны, приглашая иностранного архитектора для реставрации или нового строительства в исторической черте города. Далеко не все из них достаточно образованы, многие весьма поверхностно знают классическую архитектуру, различные стили. Эти ребята работают «на экспорт», а не для себя, не для своей страны. Я думаю, иностранец, прежде чем взяться за какой-либо проект в центре города, должен хотя бы несколько лет прожить в Петербурге.
Рафаэль Даянов:
– Я, конечно, понимаю, что появление иностранных архитекторов неизбежно. Но я категорически против их участия в реставрации или новом строительстве в центре города.
Надо ценить и уважать людей, которые выросли здесь, пропитались духом Петербурга.
А иностранцам все равно, где строить: в Шанхае или в Чикаго. По-моему, в нашем обществе по-прежнему силен пиетет перед всем иностранным. Как будто бы существует какая-то магия имен. А чем Фостер лучше Катонина?
У нас много своих великолепных архитекторов. Но стоит в каком-либо проекте появиться иностранному, об этом кричат все средства массовой информации. А свои незаслуженно забываются. Информационные щиты на любой стройке сообщают, кто заказчик, кто генеральный подрядчик. Об архитекторе – ни слова. Это несправедливо. Кстати, у иностранцев и можно поучиться уважению к архитектору и к архитектуре.
А в творческом плане петербургские архитекторы не только не уступают, но превосходят многих иностранных специалистов.
– Есть такие сложившиеся понятия, как «советская школа хоккея», или «китайская школа гимнастики». А «петербургский стиль в архитектуре» есть? Можно ли говорить о таком понятии?
Елена Францева:
– Если рассматривать современные постройки Санкт-Петербурга, мне кажется, нельзя говорить о каком-то едином петербургском стиле. Есть просто различные объекты – более или менее удачные. Но вряд ли можно выделить какие-то особые характеристики этих объектов, отличающие их от новых объектов других городов. И когда мы говорим «Петербургский стиль», подразумеваем, как правило, все-таки единство стиля исторической застройки.
Евгений Подгорнов:
– «Петербургский стиль» – это довольно абстрактное понятие. Каждый архитектор это особый мир. У каждого свои предпочтения. Один выбирает проверенные временем архитектурные решения, другой готов экспериментировать. Современно, стильно – это не обязательно из стекла.
Просто при любом вмешательстве в историческую застройку архитектор должен тонко чувствовать границы дозволенного. То есть обладать определенным чувством такта и деликатности не только по отношению к своим великим предшественникам, но и к тем, кто будет жить в новой среде.
Владимир Григорьев:
– Петербургский стиль – это вопрос культуры и честности в архитектуре. Архитектура – это не только дома, украшенные декором. это еще и то пространство, которое формирует ансамблевость застройки.
А еще петербургский архитектор – специалист, который тонко, на внутреннем плане чувствует гармонию окружающей застройки и ее сомасштабность, в том числе и человеческому восприятию.
Рафаэль Даянов:
– Мы все жители Петербурга. И мы все, а не только архитекторы, определяем петербургский стиль. Применительно к архитектуре правильнее говорить – школа. Мы ученики не только наших учителей, но и тех, кто учил наших учителей. И именно они водят моей рукой, когда я проектирую то или иное здание в центре города.
Вот почему я никогда не смогу грубо и бесцеремонно вмешаться в историческую застройку: мне не позволят этого ни Фомин, ни Сперанский, ни Андреев, ни все те выдающиеся архитекторы, которые формировали облик города в разные времена.
Ведущий круглого стола
Тофик Аскеров