Где взять деньги
на развитие?
Директор и привлечение инвестиций
Выбор в пользу того или иного способа привлечения инвестиций зависит от целей и возможностей компании. В одних случаях достаточно банковского кредита, в других – необходимо участие стратегического инвестора. Бывают ситуации, когда без процедуры слияния или продажи бизнеса не обойтись.
Очередное заседание Клуба директоров Санкт-Петербурга было посвящено теме «Директор и привлечение инвестиций».
Интерес к этой теме не случаен: многие российские компании достигли того уровня развития, когда собственных средств на реализацию все более амбициозных и крупных проектов уже не хватает. Подъем же на новую, более высокую ступень бизнеса требует серьезных ресурсных вливаний, в том числе инвестиционных.
В ходе дискуссии был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью. Это и особенности проектного финансирования, и принципы работы с инвестиционными фондами, и вопросы эффективной продажи/покупки бизнеса.
Участники мероприятия обсудили вопросы влияния корпоративного
управления на инвестиционную привлекательность компании, вопросы подготовки директора и компании к привлечению инвестиций, вопросы выбора бизнес-стратегии, лизинга, защиты прав инвестора и другие. Руководители строительных компаний подняли проблему привлечения инвестиций на ранних стадиях реализации строительных проектов.
Подготовка директора
и компании
Подготовка к инвестициям включает два аспекта: подготовку самого директора/собственника и компании.
Руководитель должен быть психологически готов привлечь инвестора и, соответственно, принять последствия этого решения.
Очевидно, что и компания должна быть соответствующим образом подготовлена. С правильно поставленным учетом, системностью работы и открытостью информации.
Как отметил генеральный директор Торговой компании ОРТ Василий Чеботков, «прозрачность» – это не только переход на западные стандарты бухгалтерского учета, это в первую очередь прозрачная ситуация по части собственности.
Подготовку компании, по словам председателя совета директоров Консалтинговой группы «О.С.В» Сергея Осутина, необходимо начинать с проведения исследования своего бизнеса. Причем с привлечением сторонних специалистов. Это позволит разобраться с собственностью, с правами на нее, понять – нужна или нет компании реструктуризация. Второй этап – это устранение выявленных недостатков. Затем участники дискуссии предлагают директору-владельцу оценить свой бизнес для того, чтобы понять, какие инвестиции надо привлекать (инвестиционный фонд, стратегический инвестор, размещение облигаций, биржевые механизмы и др.).
Важным моментом для инвестора является также существующая в компании система корпоративного управления. По словам президента Центра корпоративного развития Ассоциации независимых директоров Виталия КоролЕва, если частный инвестор или даже фонды готовы разбираться в специфике корпоративного управления, то биржевой инвестор ориентирован на стандартные требования. В Лондоне, например, компания не разместится на бирже, если она не следует классической схеме КУ или не может объяснить, почему не следует. Биржевым инвесторам нет времени анализировать специфику системы менеджмента в конкретной компании, они оценивают ее по шаблону.
Проектное финансирование
Существует несколько типов банковских кредитов. При коммерческом займе банк прежде всего обращает внимание на финансовые показатели компании. Залог в этом случае не требуется. Кредитору важно, чтобы компания не брала других займов, не осуществляла слияния с другими фирмами, не меняла ход хозяйственной деятельности.
Однако наиболее распространено кредитование под залог активов.
Кроме того, сейчас начинает развиваться проектное финансирование. В этом случае инициатор проекта организует отдельную компанию и берет на себя покрытие приблизительно 20% затрат на нее. Недостающие 80% предоставляет банк. Если есть покупатель товара или продукции, которую компания собирается создавать, то банк может заинтересоваться этим проектом.
По информации советника Chadbourne & Parke Пола Тумминиа, компания в данный момент работает с клиентом, который собирается построить две электростанции в Москве и вложить в проект порядка 30% необходимых средств. У клиента уже есть договор с правительством Москвы на покупку электроэнергии (от этих станций) по фиксированной цене в течение определенного времени. Этот договор и является активом. Кроме того, если речь идет о строительстве, банк должен убедиться в том, что у компании имеется договор с подрядчиком.
– В итоге, если электростанция построена, началась продажа электроэнергии и вдруг что-то пошло не так, наш клиент потеряет не пятьсот миллионов долларов, а только часть этой суммы, – констатирует Пол Тумминиа. – Оставшиеся деньги потеряет банк. Поэтому с учетом возможных рисков банк будет требовать, чтобы прибыль от реализации проекта в первую очередь поступала к нему.
Работа с фондами
Одни компании ищут портфельного инвестора, другие – стратегического. Как заметил руководитель группы сопровождения сделок в России и СНГ компании KPMG Томас ДИКС, вопрос о степени контроля инвестора над бизнесом часто вызывает серьезные разногласия.
Стратегический инвестор может заключать сделки как с контрольным пакетом, так и без него. Портфельный же инвестор и не стремится контролировать бизнес, так как не всегда хорошо разбирается в нем. По этой же причине портфельный инвестор стремится оценивать бизнес на основе финансовой модели. Но в любом случае привлечение инвестора всегда сопровождается раскрытием информации о компании.
По словам управляющего Российским технологическим фондом Евгения Евдокимова, РТФ не предъявляет формальных требований к составу резюме или форме бизнес-плана.
– То, в какой форме к нам обращаются за деньгами, очень много говорит о самом заявителе, – замечает он. – Для начала достаточно резюме на две-три странички. В этом документе должна быть отражена история возникновения бизнес- идеи, кратко описаны проблемы, которые решает продукт, перспективы самого рынка, дано краткое описание команды и примерных финансовых ориентиров (где компания находится сегодня, где она будет через четыре-пять лет, какой у нее уровень рентабельности).
Если фонду нравится предложение, то назначается встреча, на которую представители компании приходят с полным набором, по их мнению необходимых, документов.
И только после этого, – уточняет Евгений Евдокимов, – подписывается «инвейдж», и мы начинаем запрашивать конкретную информацию по всем юридическим вопросам, бухучету, по финансовой отчетности, резюме по ключевым менеджерам и так далее.
Фонды прямых инвестиций чаще всего входят в бизнес на срок от четырех до шести лет. Если речь идет о более длительном периоде, то фонд повышает требования к доходности компании.
Фонды, как правило, не стремятся к приобретению контрольного пакета акций. В РТФ считают, что им достаточно от 25% + одна акция до 50% + одна акция. Для осуществления контроля РТФ вводит как минимум двух своих представителей в совет директоров компании, состоящий в основном из пяти человек. При этом фонд «не лезет» в повседневные дела компании.
По данным Евгения Евдокимова, существует множество каналов для связи с фондами. Это и личные рекомендации, кредитные отделы банков, куда в первую очередь обращаются бизнесмены в поисках денег. Это и всевозможные публичные мероприятия и сайты.
Инвестиции в строительство
По мнению президента ИМЦ «Новая эра» Михаила Тывина, серьезной проблемой является привлечение инвестиций на ранних стадиях реализации строительных проектов.
Речь идет в первую очередь о строительстве коммерческой недвижимости. Высокая доходность таких проектов перечеркивается непрозрачной ситуацией с правами на объект. Период получения прав на объект иногда затягивается до завершения продаж.
Участники дискуссии согласились с тем, что в этих случаях компании должны искать партнера: партнера-финансиста или партнера-профессионала с возможным разделением компетенций. Это может быть генподрядная организация. При строительстве торговых комплексов генеральный директор компании «Невский Альянс» Александр Чупраков советует уже на начальных этапах проекта сотрудничать с конкретными «сетевиками» и создавать продукт для них.
Наталья Соколова
Тел. (812) 326-6055