Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 96 сентябрь 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Где взять деньги на развитие?
Директор и привлечение инвестиций

Выбор в пользу того или иного способа привлечения инвестиций зависит от целей и возможностей компании. В одних случаях достаточно банковского кредита, в других – необходимо участие стратегического инвестора. Бывают ситуации, когда без процедуры слияния или продажи бизнеса не обойтись.

Очередное заседание Клуба директоров Санкт-Петербурга было посвящено теме «Директор и привлечение инвестиций».

Интерес к этой теме не случаен: многие российские компании достигли того уровня развития, когда собственных средств на реализацию все более амбициозных и крупных проектов уже не хватает. Подъем же на новую, более высокую ступень бизнеса требует серьезных ресурсных вливаний, в том числе инвестиционных.
В ходе дискуссии был рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью. Это и особенности проектного финансирования, и принципы работы с инвестиционными фондами, и вопросы эффективной продажи/покупки бизнеса.

Участники мероприятия обсудили вопросы влияния корпоративного
управления на инвестиционную привлекательность компании, вопросы подготовки директора и компании к привлечению инвестиций, вопросы выбора бизнес-стратегии, лизинга, защиты прав инвестора и другие. Руководители строительных компаний подняли проблему привлечения инвестиций на ранних стадиях реализации строительных проектов.

Подготовка директора и компании

Подготовка к инвестициям включает два аспекта: подготовку самого директора/собственника и компании.
Руководитель должен быть психологически готов привлечь инвестора и, соответственно, принять последствия этого решения.
Очевидно, что и компания должна быть соответствующим образом подготовлена. С правильно поставленным учетом, системностью работы и открытостью информации.

Как отметил генеральный директор Торговой компании ОРТ Василий Чеботков, «прозрачность» – это не только переход на западные стандарты бухгалтерского учета, это в первую очередь прозрачная ситуация по части собственности.

Подготовку компании, по словам председателя совета директоров Консалтинговой группы «О.С.В» Сергея Осутина, необходимо начинать с проведения исследования своего бизнеса. Причем с привлечением сторонних специалистов. Это позволит разобраться с собственностью, с правами на нее, понять – нужна или нет компании реструктуризация. Второй этап – это устранение выявленных недостатков. Затем участники дискуссии предлагают директору-владельцу оценить свой бизнес для того, чтобы понять, какие инвестиции надо привлекать (инвестиционный фонд, стратегический инвестор, размещение облигаций, биржевые механизмы и др.).

Важным моментом для инвестора является также существующая в компании система корпоративного управления. По словам президента Центра корпоративного развития Ассоциации независимых директоров Виталия КоролЕва, если частный инвестор или даже фонды готовы разбираться в специфике корпоративного управления, то биржевой инвестор ориентирован на стандартные требования. В Лондоне, например, компания не разместится на бирже, если она не следует классической схеме КУ или не может объяснить, почему не следует. Биржевым инвесторам нет времени анализировать специфику системы менеджмента в конкретной компании, они оценивают ее по шаблону.

Проектное финансирование

Существует несколько типов банковских кредитов. При коммерческом займе банк прежде всего обращает внимание на финансовые показатели компании. Залог в этом случае не требуется. Кредитору важно, чтобы компания не брала других займов, не осуществляла слияния с другими фирмами, не меняла ход хозяйственной деятельности.
Однако наиболее распространено кредитование под залог активов.

Кроме того, сейчас начинает развиваться проектное финансирование. В этом случае инициатор проекта организует отдельную компанию и берет на себя покрытие приблизительно 20% затрат на нее. Недостающие 80% предоставляет банк. Если есть покупатель товара или продукции, которую компания собирается создавать, то банк может заинтересоваться этим проектом.
По информации советника Chadbourne & Parke Пола Тумминиа, компания в данный момент работает с клиентом, который собирается построить две электростанции в Москве и вложить в проект порядка 30% необходимых средств. У клиента уже есть договор с правительством Москвы на покупку электроэнергии (от этих станций) по фиксированной цене в течение определенного времени. Этот договор и является активом. Кроме того, если речь идет о строительстве, банк должен убедиться в том, что у компании имеется договор с подрядчиком.
– В итоге, если электростанция построена, началась продажа электроэнергии и вдруг что-то пошло не так, наш клиент потеряет не пятьсот миллионов долларов, а только часть этой суммы, – констатирует Пол Тумминиа. – Оставшиеся деньги потеряет банк. Поэтому с учетом возможных рисков банк будет требовать, чтобы прибыль от реализации проекта в первую очередь поступала к нему.

Работа с фондами

Одни компании ищут портфельного инвестора, другие – стратегического. Как заметил руководитель группы сопровождения сделок в России и СНГ компании KPMG Томас ДИКС, вопрос о степени контроля инвестора над бизнесом часто вызывает серьезные разногласия.
Стратегический инвестор может заключать сделки как с контрольным пакетом, так и без него. Портфельный же инвестор и не стремится контролировать бизнес, так как не всегда хорошо разбирается в нем. По этой же причине портфельный инвестор стремится оценивать бизнес на основе финансовой модели. Но в любом случае привлечение инвестора всегда сопровождается раскрытием информации о компании.

По словам управляющего Российским технологическим фондом Евгения Евдокимова, РТФ не предъявляет формальных требований к составу резюме или форме бизнес-плана.
– То, в какой форме к нам обращаются за деньгами, очень много говорит о самом заявителе, – замечает он. – Для начала достаточно резюме на две-три странички. В этом документе должна быть отражена история возникновения бизнес- идеи, кратко описаны проблемы, которые решает продукт, перспективы самого рынка, дано краткое описание команды и примерных финансовых ориентиров (где компания находится сегодня, где она будет через четыре-пять лет, какой у нее уровень рентабельности).
Если фонду нравится предложение, то назначается встреча, на которую представители компании приходят с полным набором, по их мнению необходимых, документов.
И только после этого, – уточняет Евгений Евдокимов, – подписывается «инвейдж», и мы начинаем запрашивать конкретную информацию по всем юридическим вопросам, бухучету, по финансовой отчетности, резюме по ключевым менеджерам и так далее.
Фонды прямых инвестиций чаще всего входят в бизнес на срок от четырех до шести лет. Если речь идет о более длительном периоде, то фонд повышает требования к доходности компании.
Фонды, как правило, не стремятся к приобретению контрольного пакета акций. В РТФ считают, что им достаточно от 25% + одна акция до 50% + одна акция. Для осуществления контроля РТФ вводит как минимум двух своих представителей в совет директоров компании, состоящий в основном из пяти человек. При этом фонд «не лезет» в повседневные дела компании.
По данным Евгения Евдокимова, существует множество каналов для связи с фондами. Это и личные рекомендации, кредитные отделы банков, куда в первую очередь обращаются бизнесмены в поисках денег. Это и всевозможные публичные мероприятия и сайты.

Инвестиции в строительство

По мнению президента ИМЦ «Новая эра» Михаила Тывина, серьезной проблемой является привлечение инвестиций на ранних стадиях реализации строительных проектов.
Речь идет в первую очередь о строительстве коммерческой недвижимости. Высокая доходность таких проектов перечеркивается непрозрачной ситуацией с правами на объект. Период получения прав на объект иногда затягивается до завершения продаж.

Участники дискуссии согласились с тем, что в этих случаях компании должны искать партнера: партнера-финансиста или партнера-профессионала с возможным разделением компетенций. Это может быть генподрядная организация. При строительстве торговых комплексов генеральный директор компании «Невский Альянс» Александр Чупраков советует уже на начальных этапах проекта сотрудничать с конкретными «сетевиками» и создавать продукт для них.

Наталья Соколова

Тел. (812) 326-6055


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна