Прозрачность одного окна
Специфика межевания в Москве
Москва неоднократно своей практикой показывала другим регионам пример организации по-настоящему прозрачного бюрократического процесса. Наиболее показательна в этом отношении организация кадастрового учета. Об этом опыте дважды рассказывал и наш журнал (№№ 81,92).
Поэтому, когда в Петербурге наметились осложнения с межеванием, мы привычно обратились к опыту Первопрестольной.
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЭЛИТНОГО КОМПЛЕКСА
В последнее время, как сообщают столичные СМИ, «московские власти не признают за собственниками жилья никаких земельных прав до формирования участков и постановки их на кадастровый учет и откровенно затягивают эту ситуацию».
Порой это обстоятельство вынуждает москвичей переходить на «осадное положение». А владельцы квартир в уже построенных зданиях защищают свои права в «сражениях» со строителями новых домов. В качестве примера предлагаем нашим читателям ознакомиться с событиями всего одного дня из жизни элитного комплекса. Словно в насмешку он носит имя «Фортуна-4» (ул. Пулковская, 4).
Вот что сообщили москвичи об очередном таком «сражении». Утром у нас, как это было и всю прошлую неделю, в квартирах «Фортуны-4» зазвонил телефон. Жильцам предлагалось срочно выходить на улицы: приехали машины, груженные блоками. Прибежавшие по тревоге люди пытались объяснять строителям, что они находятся на чужой территории: вопрос с землей еще не решен окончательно.
Но у строителей было другое мнение по поводу земельного участка. И они, не церемонясь, начали отбрасывать женщин и детей. Рядом из окон своего автобуса на все это безучастно взирали сотрудники местного отделения милиции.
Только после того, как одной из женщин строитель ударом железных ворот перебил пальцы и она потеряла сознание от шока, очередная попытка начала строительства была остановлена.
К сожалению, подобные конфликты для Москвы вовсе не являются исключением. По данным столичного фонда «Институт экономики города», не имеют установленных границ земельных участков более 60 процентов московских жилых домов. Происходит это потому, что по закону города межевание должно проводиться не для отдельного участка, а для всего квартала или его обособленной части.
И только после того, как оно выполнено, наступает очередь отдельных домовладений. Чиновники объясняют такое положение тем, что Жилищный кодекс обязывает закончить межевание городских территорий только к 2010 г. Значит, можно не спешить.
Из этого приходится делать печальный вывод – достигнутые темпы и объемы работ по межеванию в Москве явно недостаточны.
Это подтверждается и статистикой.
В отделе межевания ГлавАПУ Москомархитектуры сообщают, что ежегодно префектуры подают заявки на межевание очередных своих кварталов. Их площадь составляет примерно по 600 –800 га. А потенциал проектировщиков в десять раз меньше. В 2006 г., например, были готовы проекты межевания только двух из 30 кварталов, заявленных префектурой САО. До остальных, сокрушаются в ГлавАПУ, просто не дошли руки.
А ведь потребности в услугах отдела межевания будут возрастать.
Но, по словам председателя Экспертного совета по жилищному самоуправлению депутата Мосгордумы
Д. Катаева, тревожная ситуация сохраняется. А мэрия регулярно отклоняет любые предложения об увеличении финансирования межевания.
Специалисты уверены – основной причиной уже существующих и грядущих земельных конфликтов является то, что сейчас нет четких нормативов, сколько кому положено земли.
НАДЕЖДА НА ПЕРЕМЕНЫ
Но будущее все же сулит определенные перемены к лучшему. Уже решено направить в правительство Москвы предложения по внесению изменений в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города. А органам исполнительной власти, государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям – организовать работу в режиме «одного окна».
Планируется обеспечить координацию работ по подготовке и утверждению проектов разделения (межевания) земель, межевания жилых кварталов существующей застройки. Это положение касается также иных территорий города для оформления права собственности Москвы на землю. Речь идет об участках, занятых существующими объектами социальной инфраструктуры, иными объектами, зарегистрированными в собственности города.
А вот и новость, адресованная жителям уже заселенных зданий – таких, как упомянутая выше «Фортуна-4». Планируется исключительно на основании заявлений лиц, уполномоченных решением общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, формировать земельные участки согласно действующим нормативам. И тогда жители расположен-ных на них многоквартирных домов после передачи таких территорий в собственность обретут свои права.
А руководство города обеспечит проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Почему все это не сделано раньше? Потому, что Управлению информатизации Москвы в течение 2007 г. еще предстоит обеспечить ввод в опытную эксплуатацию второй очереди и завершить работы по созданию третьей очереди ИС РЕОН – Информационной системы реестра единых объектов недвижимости. Далее остается организовать работу по государственной кадастровой оценке земель Москвы с последующим утверждением ее правительством города для применения с 1 января 2008 г.
Сроки весьма сжатые. Но придется в них уложиться. Ведь, по мнению экс-пертов, количество и острота конфликтов в сложившейся ситуации неизбежно будут нарастать. Иначе невозможно выполнить предписание Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ (ст. 16) с 1 января 2005 г. А там черным по белому написано: «земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме».
И выходит, что однажды, отдав землю, как того требует закон, мэрия уже больше не сможет к ней подступиться, не испросив разрешения у собственников. Значит, если сейчас такие столкновения, как у «Фортуны-4», еще могут иметь место, то вскоре на стороне жильцов окажется закон. И любой конфликт будет рассматриваться в суде буквально назавтра после окончания процесса межевания.
Тем более что для реализации прав граждан и организаций на приобретение земельных участков в собственность принято Постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность».
В минувшем году проводились работы по обеспечению землеустроительной подготовки и межеванию земельных участков, занимаемых объектами железнодорожного транспорта, предназначенных для сельскохозяйственного использования, объектами социальной и культурной сфер города, иными объектами специального назначения. Осуществлялся и мониторинг городской черты Москвы и границ территорий, входящих в ее состав. Обследовано 1653 межевых знака и восстановлено 160 межевых знаков городской черты.
Есть и еще одна проблема – процедура передачи прав собственности на землю не отработана. Хотя в столице утверждают проекты межевания, выносят их на натуру и заносят в кадастр, но все еще не определено, как и какой документ о праве собственности выдавать.
Словом, хоть и с трудом, но процесс межевания Москва готовит серьезно.
И, скорее всего, уложится в намеченные сроки. Так же как это было при организации кадастрового учета. А в этом наша столица давно впереди России всей.
Валентин Воронов