Движение к цели параллельными путями
Если ассоциации создаются, значит, это кому-нибудь нужно
Известно, что трудные вопросы легче решать сообща. Именно поэтому организации и предприятия жилищно-коммунальной сферы создают общественные объединения – ассоциации. Насколько существенна их роль в процессе реформирования ЖКХ?
Ключевой задачей реформы жилищно-коммунальной сферы является формирование рынка. Это живой процесс, в котором принимают участие представители малого и среднего бизнеса, государственных организаций. Общность их интересов и целей способствует возникновению ассоциаций.
Так, в Петербурге сегодня действуют около десяти ассоциаций жилищно-коммунальной сферы. В числе самых известных и авторитетных можно назвать:
• Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере,
• Ассоциация «Жилищный комплекс»,
• Ассоциация ТСЖ, ЖК и ЖСК,
• Ассоциация российских уборочных компаний (АРУК),
• Ассоциация «Безопасный город»,
• Ассоциация электромонтажных предприятий Северо-Запада (АСЭП) и др.
Есть объединения-долгожители, действующие несколько лет, есть организации-однодневки. Нередко ассоциации возникают и распадаются, успев просуществовать не дольше года. Среди наиболее крупных и влиятельных две организации: Ассоциация «Жилищный комплекс», объединившая в своем составе 52 компании, и Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций, численный состав которой во всех регионах России насчитывает около 60 членов.
Изучив уставы организаций, можно отметить, что их объединяет общая цель: стать полноправным участником процесса реформирования жилищно-коммунального комплекса, влиять на принятие важнейших решений в жилищной сфере, выступать инициатором и автором законопроектов и нормативных актов.
Задачи, которые ставит перед собой каждая организация, также достаточно сходны.
Ассоциация «Жилищный комплекс»:
• создание и улучшение условий для продвижения и роста компаний – членов Ассоциации;
• реализация диалога с органами государственной власти;
• содействие стабильному росту рынка жилищно-коммунальных услуг;
• поддержка членов Ассоциации
в лоббировании отраслевых интересов;
• объединение и анализ информационных потоков в сфере ЖКХ;
• расширение деловых контактов членов Ассоциации.
Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций:
• выработка согласованной политики в деятельности по построению рыночных отношений в сфере оказания услуг по управлению (и эксплуатации) многоквартирными домами и нежилым фондом в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
• защита интересов частного бизнеса и потребителей услуг по управлению многоквартирными домами и нежилым фондом;
• взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти для достижения целей Ассоциации;
• организация обмена опытом в решении отраслевых, научно-технических, экономических, экологических, социальных, коммерческих и иных проблем функционирования компаний по управлению жилищным фондом и его эксплуатации.
В какой степени удается решать эти вопросы?
Исполнительный директор ассоциации «Жилищный комплекс» Алексей Степаненко считает:
– Главное, чего удалось добиться за время действия нашей организации, созданной в 2005 году, это наладить конструктивный диалог с органами государственной власти.
Сегодня все понимают, что создание рынка жилищно-коммунальных услуг – процесс долгий и трудный. В одиночку
с этой задачей не справиться ни участникам рынка, ни руководителям отрасли.
В том, что и те, и другие нацелены не на конфронтацию, а на сотрудничество, немалая заслуга общественных объединений.
Несколько отличается точка зрения на этот счет председателя Совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций Евгения Пургина.
– Очень мешает работе Ассоциации отсутствие четкого взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти. К сожалению, мы не обладаем какими-либо рычагами воздействия на властные структуры.
Мы вправе выступать с конкретными предложениями (если нас услышат или захотят услышать), но не являемся субъектами законотворческой деятельности. Хотя именно пробелы в законодательстве зачастую и являются основными проблемами деятельности наших управляющих компаний.
И все же работа ассоциаций влияет на формирование жилищно-коммунальной политики.
Для этого регулярно проводятся общественные слушания, экспертизы, круглые столы, обсуждения, семинары, конференции. Особое внимание в этой работе уделяется средствам массовой информации. Каждая организация имеет свое издание. Так, при поддержке Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций создано специализированное издание о ЖКХ – газета «Консьержъ». Ассоци-
ация «Жилищный комплекс» совместно с Санкт-Петербургским региональным центром ИТАР-ТАСС организовали выпуск нового информационного продукта «Вестник – Дом», который представляет собой информационную ленту новостей сферы ЖКХ практически всех уровней.
Ассоциации, решая схожие задачи, идут к цели параллельными путями. Однако об объединении усилий при проведении каких-либо совместных мероприятий руководители этих организаций говорят осторожно.
Е. Пургин:
– Наиболее тесное и взаимовыгодное сотрудничество у нас происходит с нашими членами – региональными ассоциациями и другими профильными объединениями.
А. Степаненко:
– Мы открыты для сотрудничества, но опыта совместного лоббирования каких-либо вопросов пока не имеем.
Это не мешает общественным объединениям добиваться конкретных результатов. На вопрос: «К каким положительным изменениям в сфере ЖКХ Санкт-Петербурга вы считаете себя причастными?» – руководители ассоциаций ответили следующее.
А. Степаненко:
– Особое внимание мы уделяем законотворческой деятельности совместно с органами законодательной и исполнительной власти.
Мы, конечно, не вправе диктовать свое видение тех или иных нормативных документов, однако высказываем свои замечания и предложения по интересующим вопросам. И должен сказать, что сегодня к нам прислушиваются.
За нами – опыт, знание специфики рынка ЖКХ. А поскольку Петербург является лидером среди российских городов в реализации реформы отрасли, очень многое из опыта его работы ложится в основу при создании федеральных документов. К примеру, при разработке федерального постановления о порядке проведения конкурсов был использован наш петербургский опыт. Так что можно сказать, что мы причастны к формированию новой федеральной системы ЖКХ.
Е. Пургин:
– В первую очередь это вопросы, касающиеся тарифной политики в сфере ЖКХ. Во-вторых, помощь и поддержка Ассоциации способствовала многим компаниям в развитии своей деятельности.
Также необходимо отметить вклад Ассоциации в вопросы демонополизации рынка ЖКХ. Мы заостряем перед органами власти важнейшие вопросы и проблемы в данной области и ищем пути их решения. Ассоциация явилась координатором подготовки Общественного совета при министре регионального развития Российской Федерации по проблемам частных управляющих организаций.
Благодаря усилиям членов нашей Ассоциации по всей России создан «Реестр управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере».
Этот документ включает компании, зарекомендовавшие себя добросовестными участниками рынка управления и обслуживания жилых домов, отличающиеся высоким качеством работы. Этот важный для профессионального сообщества документ сделает недоступным рынок коммунальных услуг для организаций с плохой репутацией, фирм-однодневок.
Возможно, именно вопросы саморегулирования станут импульсом для дальнейшего развития и существования ассоциаций. В условиях отмены лицензирования профильные общественные организации станут гарантом надежности и профессионализма участников рынка.
Елена Рачкова
Тел.: (812) 322-5470, 528-7933