Город без городовых
Нормативы благоустройства и практика их применения
Влияние отсутствия благоустройства на инвестиционную привлекательность территории – очевидный факт.
Мусор, канавы и прочие признаки неустроенности и бедности не прибавляют цены нашим дворам и улицам, нашему городу.
Благоустройство – это состояние среды обитания с точки зрения ее потребительских качеств. Существует ряд нормативных документов о благоустройстве, в которых говорится о том, как окрашивать фасад, содержать малые архитектурные формы, скамейки, крыльца, газоны и тротуары.
Основной документ, по которому к административной ответственности привлекаются нарушители в сфере благоустройства – это Закон 239-29, принятый в 2003 году.
Есть также закон о тишине, но не совсем удачный. Так как в нем не определен перечень органов, которые могут привлекать к ответственности. Если нарушители закона о тишине сильно досаждают жильцам и те обращаются в милицию, то патрульная служба действует согласно Кодексу об административных правонарушениях.
Законодательство говорит о трех различных группах нарушителей благоустройства, привлекаемых к разной степени административной ответственности. Это организации, должностные лица и граждане.
Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ) и Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) могут привлекать к ответственности должностных и юридических лиц. Что же касается физических лиц, то составить протокол о нарушении гражданином благоустройства могут только администрации районов. Для этого районные отделы по благоустройству определяют перечень сотрудников, уполномоченных составлять протоколы о нарушениях. Но привлечь физическое лицо к административной ответственности очень сложно, да и штрафы для этой категории нарушителей невелики. Так, например, стоянка машины на газоне или детской площадке наказывается штрафом до 5 МРОТ (500 рублей).
По числу оформленных протоколов физические лица составляют около одного процента всех нарушителей благоустройства. Но даже если протокол о нарушении благоустройства составлен, администрация его рассмотрела и вынесла постановление о наложении штрафа, его оплата – дело совести нарушителя.
Поэтому мы часто видим молодежь, сидящую на спинках скамеек или намеренно их ломающих, банки, бутылки и окурки на детских площадках, автомобили на газонах...
Следует признать, что даже самый маленький, но оплаченный штраф за брошенный мимо урны окурок или оставленную на детской площадке полупустую бутылку побудил бы горожан не воспринимать такие действия как нечто общепринятое и, значит, вполне позволительное.
Во всяком случае, современное законодательство квалифицирует их как «Сброс мусора в неустановленных местах» – статья 26 Закона 239-29 об административных нарушениях в сфере благоустройства. Они наказываются штрафом: для юридических лиц – от 10 до 20 тыс. руб., для физических лиц – до 300 руб.
Но город пока не может обеспечить автоматического выполнения этого закона. Составить протокол о нарушении должен участковый милиционер, и это входит в перечень его прямых обязанностей, но в этом перечне еще 143 пункта. Легко представить, сколько протоколов в месяц может составить самый добросовестный блюститель порядка.
Немалый вклад в создание дискомфортных условий жизни в городе вносят недобросовестные владельцы собак. Существуют правила содержания домашних животных в городе, принятые еще в середине прошлого века, но, несмотря на то что их никто не отменял, практика применения их отсутствует. Никто не слышал о владельцах собак, оштрафованных за выгул на детской площадке или кладбище, за отсутствие намордника.
Существующая законодательная база позволяет сотрудникам милиции налагать штрафы на «собачников», но эта процедура тоже достаточно сложна и не отработана.
Четко прописанные правила благоустройства на сегодняшний день постоянно и безнаказанно нарушаются большинством горожан. Потому что город не готов привлекать к ответственности их как нарушителей.
Гораздо легче налагать взыскания на организации и должностных лиц. Если обнаружится нарушение правил благоустройства со стороны какой-либо организации, то представитель контролирующего органа легко может получить доступ к уставным документам нарушителя, его расчетному счету и т. д.
На практике это выглядит следующим образом. К примеру, зимой над входом в частное кафе висят сосульки, угрожающие здоровью посетителей. Чиновник составляет протокол, и на кафе налагается штраф от десяти до тридцати тысяч. Если это же кафе в этом же году, но уже летом привлекается к ответственности за мусор на прилегающей территории, то штраф за повторное нарушение составляет уже от 30 до 50 тысяч. За третье нарушение – сумма еще более ощутима.
Что же касается собираемости штрафов, то орган, наложивший штраф, должен прилагать все усилия для того, чтобы штраф был взыскан. Лицо, которое было привлечено к ответственности в виде штрафа, в течение десяти дней после вынесения постановления об административном правонарушении имеет право оспорить его в суде (юридическое – в арбитражном, физическое – в народном). Если это постановление не оспорено, то в течение 30 дней нарушитель имеет право добровольно оплатить налагаемые штрафные санкции. Если такой оплаты не последовало, дело передается в службу судебных приставов.
Еще год назад служба судебных приставов была не заинтересована во взыскании штрафных санкций в сфере благоустройства. Оплата штрафов по ГАТИ составляла около 70% наложенных. Сейчас установлен план взыскания, и эта служба сама просит районные власти, ГЖИ и ГАТИ предоставлять им больше протоколов для работы.
Соответствующие службы районных администраций налагают много штрафов, но пока это касается только юридических лиц. Протоколы нарушения правил благоустройства со стороны граждан составляются так редко, что нарушители еще долго могут чувствовать практически полную безнаказанность.
Хотя то, что городские и районные власти в союзе с судебными исполнителями всерьез взялись за организации, есть надежда, что когда-нибудь настанет очередь и частных лиц, засоряющих город мелким, но многочисленным мусором.
Сохранение благоустроенной среды обитания – это вопрос культуры и воспитания горожан с раннего детства.
Нужна социальная реклама и разъяснительная работа со школьниками.
В качестве примера высокого уровня благоустройства обычно приводят города Германии, но там и граждане меньше сорят (из-за высокой культуры или высоких штрафов), и дворники работают весь день, с утра до вечера. У нас же правила благоустройства говорят, что уборка территории должна производиться в утренние часы. За время между уборками скапливается столько мусора, что газоны в центре города порой напоминают свалку.
Москва – единственный российский город, который лучше, чем Петербург, обеспечивает чистоту своих улиц. Первенство столицы по этому показателю обеспечивают высокие зарплаты дворников, большой штат контролирующих организаций: численность работников службы, аналогичной нашей ГАТИ,
в десять раз превышает питерский аналог.
Евгений Леванов