ВТОРОЕ ЭКСПОРТНОЕ ОКНО
НАЧИНАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО БТС-2
Строительный трест № 46, почти полвека назад создавший город Кириши, сейчас работает на объектах различных регионов России, но основной своей задачей по-прежнему считает участие в развитии Ленобласти.
Цифры
5-7 месяцев потребуется на строительство БТС-2.
$2,5 млрд – ориентировочная стоимость проекта БТС-2.
Около 1200 км составит протяженность трубопровода.
До 125 млн т в год увеличится мощность перевалки нефти порта Приморск после реализации проекта строительства БТС-2.
О планах ОАО «АК «Транснефть» по строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы рассказывает вице-президент компании С. В. ГРИГОРЬЕВ.
– Сергей Викторович, когда предполагается начать строительство БТС-2?
– Распоряжение Правительства РФ о проектировании Балтийской трубопроводной системы было получено совсем недавно – в мае этого года. Мы подготовили утверждаемую часть документов и направили ее на экспертизу. Сейчас проект строительства БТС-2 находится в стадии проработки.
Уже определен маршрут трубопровода, места расположения насосных станций.
До конца июля «Транснефть» планирует получить заключения Госстроя и Ростехнадзора по БТС-2. В случае соответствующего решения правительства рабочая документация будет готова до 31 июля, и мы сразу же можем приступить к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Не думаю, что это может занять много времени. Изыскательские работы уже ведутся. С учетом имеющегося у «Транснефти» опыта строительства нефтепроводов я полагаю, что сооружение БТС-2 не затянется, нам может потребоваться 5–7 месяцев.
– Каковы основные характеристики проекта?
– Производительность новой линии БТС от Унечи (Брянская область) на границе с Белоруссией до Приморска составит 50 млн тонн нефти в год. То есть после реализации проекта строительства БТС-2 мощность порта Приморск может увеличиться до 125 млн тонн в год.
Приморск является оптимальной точкой для завершения проектируемого нефтепровода БТС-2. Расширение терминальных мощностей порта не предусматривается, поскольку он создан с перспективой бопроводной системы. Не думаю, что это может занять много времени. Изыскательские работы уже ведутся. С учетом имеющегося у «Транснефти» опыта строительства нефтепроводов я полагаю, что сооружение БТС-2 не затянется, нам может потребоваться 5–7 месяцев.
– Каковы основные характеристики проекта?
– Производительность новой линии БТС от Унечи (Брянская область) на границе с Белоруссией до Приморска составит 50 млн тонн нефти в год. То есть после реализации проекта строительства БТС-2 мощность порта Приморск может увеличиться до 125 млн тонн в год.
Приморск является оптимальной точкой для завершения проектируемого нефтепровода БТС-2. Расширение терминальных мощностей порта не предусматривается, поскольку он создан с перспективой увеличения мощности системы. Единственное, что потребуется там сделать, это установить еще один узел учета. Порт построен с большим технологическим запасом. Там имеется эффективная инфраструктура, которая может без дополнительного строительства принять дополнительные 50 млн тонн нефти. Кроме того, важно иметь в виду, что в свое время при строительстве спецнефтепорта были проведены дноуглубительные работы. Причем такие, которые не требуют повторных ежегодных мероприятий.
Однако точная цифра может быть названа только после разработки технико-экономического обоснования проекта. Первая очередь БТС была построена исключительно на средства «Транснефти», без привлечения бюджетных денег. При этом рассчитались мы с кредиторами значительно раньше срока.
Аналогичным образом будет вестись строительство БТС-2 – на заемные деньги. Кстати, и в другие проекты, например в такой крупный, как нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан», компания вкладывает собственные и заемные средства. Инвестиционное решение по строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы может быть принято до конца года.
Кроме того, насколько нам известно, в правительстве есть планы провести в порт железную дорогу, а также построить в Приморске завод по сжижению газа. В настоящее время прорабатывается соответствующий инвестиционный проект.
– Чем обусловлена реализация проекта БТС-2?
– Нефть и нефтепродукты занимают сегодня одно из ведущих мест в структуре мировой экономики. Реализация проекта Балтийской трубопроводной системы позволяет создать экономически эффективный экспортный маршрут для доставки нефти из Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского регионов до центров нефтеторговли и переработки в Европе. Тем самым Россия последовательно продолжает курс на диверсификацию направлений транспорта углеводородов, сформулированную в Энергетической стратегии государства.
Развитие портов на Балтике имеет осязаемую для всех россиян экономическую цель. Тем самым мы все меньше будем осуществлять экспорт нашей продукции через порты Прибалтики и все больше загружать отечественные. Следовательно, и выгода от прямого выхода на зарубежные рынки будет оставаться у российских производителей.
Надо видеть и другой аспект Балтийской трубопроводной системы. В контексте возникающих коллизий с транзитными странами для России и ее европейских партнеров создание нового пути, снижающего риски, чрезвычайно важно.
Для России это уменьшит зависимость от транзитных государств, для западных потребителей повысит надежность поставок сырья.
После выхода на проектную мощность БТС позволит создать профицит мощностей в транспортировке нефти, достаточный для уверенного функционирования системы и нормального проведения регламентных работ на объектах инфраструктуры, а значит, еще больше повысит ее надежность и безопасность.
– Очень много внимания в последнее время уделяется экологической составляющей каждого проекта. А как обстоят дела с этим на БТС-2?
– Мы по праву гордимся Балтийской трубопроводной системой. Это одна из самых совершенных нефтетранспортных систем в мире. Здесь сосредоточено все лучшее, что достигнуто в мировой практике строительства и эксплуатации нефтепроводов. Касается это в полной мере и соблюдения российских и международных требований к охране окружающей среды.
Достаточно сказать, что спецморнефтепорт Приморск самый чистый на Балтике. Нередки случаи, когда иностранные танкеры, привозящие балластную воду, по своему составу не укладывающуюся в очень жесткие нормы, просто выдворяются за пределы порта. Вода в акватории сегодня многократно чище, чем была до начала строительства порта. Система рационального природопользования и защиты природы имеет многоуровневый характер и практически исключает сколько-нибудь негативное воздействие трубопровода и других объектов его инфраструктуры на воду, почву, воздух.
Наверное, будет нелишним сказать, что объекты БТС, как, впрочем, и все другие предприятия «Транснефти», ежегодно подвергаются независимому международному экологическому аудиту, и всякий раз эксперты констатируют их соответствие признанным международным нормам. В случаях же, когда международные требования ниже, чем российские, применяются наши, более суровые.
Экологическая безопасность БТС-2 проектируется с учетом уже имеющегося опыта первой очереди проекта. И смею заверить, защита окружающей среды на всем протяжении трассы от Унечи до Финского залива будет обеспечена по самым высоким мировым стандартам.
Подготовила Славяна Румянцева