Прощай, Петербург?
Время собирать… кадры
Санкт-Петербург находится в стадии устойчивого экономического роста.
Потребность в квалифицированных кадрах, том числе в специалистах проектного дела, растет. Но с этим вопросом в нашем городе не все просто.
Знаменитая ленинградская проектная школа возникла в 30-е годы прошлого века. Специалисты разрабатывали уникальные объекты не только в стране, но и за ее рубежами. В последние годы в городе растут темпы гражданского и промышленного строительства. В этих условиях, казалось бы, неизбежно должна расти потребность в квалифицированных проектных услугах. На деле это не совсем так.
По мнению генерального директора ЗАО «Институт «Проектгазоочистка» И. С. ШВАГИРЕВА, возникает ощущение, что город вообще не нуждается в опытных, проверенных проектировщиках.
– За последние годы мы, например, не участвовали ни в одном из городских заказов. Крупные инвесторы, ведущие строительство или реконструкцию промышленных объектов в городе, обходятся без наших услуг.
Созданная в 1954 году как ленинградский филиал Всесоюзного института «Гипрогазоочистка», эта организация рассчитывала проекты по всему Советскому Союзу,работала в Индии, Пакистане, Египте, Китае, КНДР. Список стран и объектов за более чем полувековую историю института составит ни одну страницу.
Сегодня институтом выполняются заказы «Северстали», «Норильского никеля», РУСАЛа, Новокузнецка, Казахстана и Белоруссии. И везде спроектированные петербургскими специалистами системы работают без нареканий.
А вот с Петербургом, с Ленинградской областью сотрудничество никак не получается. Может быть, дело в завышенных финансовых требованиях?
И. С. ШВАГИРЕВ:
– В непростые перестроечные годы мы сумели сохранить кадровый костяк нашего института. Сохранили многие наработки, всю документацию по тем тысячам объектов, в строительстве или реконструкции которых принимали участие наши специалисты. Но институт «Проектгазоочистка», который, без преувеличения, является признанным лидером на этом направлении проектных работ, не у дел.
Свою работу мы оцениваем по справочникам базовых цен, выпущенных
в 2006 году. Отталкиваясь от них, мы занижаем стоимость наших услуг в два, два с половиной… в пять раз! И все равно в Петербурге для нас работы нет.
Создается впечатление, что город и других крупных заказчиков вопросы проектирования газоочистных систем либо не интересуют вовсе, либо эти работы поручаются мало кому известным проектным организациям.
Еще один пример
Нынешний год для ЗАО «Проектный институт «Ленинградский Водоканалпроект» – юбилейный. Этой известной в стране и мире организации в августе исполняется 75 лет.
Многие из разработанных компанией проектов характеризуются словом «впервые».
Например, специалистами института впервые в мировой практике решены вопросы водоснабжения и канализации крупных промышленных объектов, расположенных в районах Крайнего Севера. Неслучайно по итогам конкурсов Госстроя РФ институт в течение 8 лет входит в число 100 лучших проектных организаций России.
В 2005 году в состав учредителей института вошла шведская консалтинговая компания SWECO VIAK, имеющая подразделения во многих странах мира. Отсюда доступ к обширным международным ресурсам и новейшим технологиям. Отсюда новые прогрессивные подходы к организации производственного процесса и управления предприятием.
Факт международного партнерства – это не только признание высокого профессионального уровня петербургской проектной компании, но и оценка ее коммерческих перспектив.
В настоящее время специалисты ведут работы более чем по тридцати крупным объектам в различных регионах страны. А в Петербурге?
Генеральный директор ЗАО
«ПИ «Ленинградский Водоканалпроект» В. А. КЕРРОВ:
– Из общего объема работ доля заказов для Петербурга составляет всего 5%. И это притом, что наши специалисты участвовали во всех основных проектах, связанных с водоснабжением, канализацией и водоочисткой. В последние годы все проекты, которые мы выполняем в интересах города, осуществлялись нами на условиях субподряда.
Участие же в тендерах (конкурсах), как правило, заканчиваются победами других организаций. А в тех редких случаях, когда выигрываем мы, то отменяются либо результаты конкурса, либо… сам конкурс, как преждевременный на данный момент.
Но дело не только в этом. Очень большая проблема заключается в гигантском количестве согласований. Вместо трех-пяти подписей, которые были необходимы раньше, сейчас нужно около сорока!
Это не только отнимает массу времени, но и утяжеляет документацию ненужными деталями и подробностями. Причем вся эта сизифова работа практически не оплачивается. В связи с этим мы сознательно отказались от участия в конкурсах по Петербургу и полностью переключились на работы в других регионах России, где наш опыт и профессионализм оказались востребованы. Объем заказов таков, что мы открываем филиалы в других городах.
И еще один пример
Вот что думает по этому поводу директор проектного института НП «Дормост» К. В. ИВАНОВ:
– В секторе проектного дела, в принципе, те же проблемы, что и в любом другом. Зачастую заказчик нас упрекает в том, что мы что-то недосчитали, не учли, недосмотрели, не успели. Упреки эти чаще всего не обоснованны, ведь мы работаем исключительно на основе технического задания. А вот с этим у заказчиков беда.
Многие объекты проектирования выставляются на торги недостаточно подготовленные, в них отсутствуют исходные данные и условия. А это неизбежно ведет к значительному,
до 60 процентов, увеличению объема работ. При этом наше вознаграждение увеличивается не более чем на 5%.
При формировании стартовой цены на торгах отсутствует вариантное проектирование. Стартовая цена не соответствует объему технического задания.
По нашим наблюдениям, это происходит только в Санкт-Петербурге. В других субъектах Федерации стартовые цены выше в 2–2,5 раза.
С формированием цены на проектно-изыскательские работы вообще нет никакой логики. Недавно Федеральным дорожным агентством было признано, что стоимость комплекса проектных работ (инженерный проект, рабочая документация, авторский и технический надзор) должна составлять не менее 12% от стоимости СМР. Возможно, для заказчика это соотношение сегодня неприемлемо.
Но в любом случае оно должно быть не менее 7 процентов от общей стоимости строительства. Все это должно быть зафиксировано в нормативных базах. Только тогда можно будет обоснованно предъявлять к проектировщикам какие-либо претензии и требовать от них качественных, современных решений. А пока сложилась парадоксальная ситуация: при дефиците профессиональных кадров из региона идет отток инженерных ресурсов.
Тофик Аскеров
Мнение специалиста
Вице-президент Корпорации «Петербургская недвижимость»
В. В. СЕМЕНЕНКО:
– Функциональная архитектура невозможна без проектировщиков высочайшей квалификации, мыслящих глобально, исходящих их экономики проекта, создающих не просто здание, а целую новую среду обитания, включающую в себя и логистику, и инфраструктуру, и экологическую составляющую. Но в Петербурге ни один застройщик не может похвастать работой с таким проектировщиком.
Современный проект в Петербурге можно создать только в сотрудничестве с мировой конструкторской и инженерной школой, которая переосмысливает опыт разных стран, технологий, экономик.
И нашим архитекторам нужно выходить на этот уровень, нужно учиться. Невозможно говорить о новой экономике строительства, «варясь» только внутри своих институтов.
Мы уже подошли к западным ценам на проектирование, а учитывая загруженность петербургских проектировщиков, надо ожидать дальнейшего повышения цены. А качество проектирования? А качество гораздо ниже мирового уровня. Мы даже и московский опыт здесь, у себя, мало знаем и применяем.
Рынок коммерческой недвижимости наполнен на 98%, а проекты – не эффективные по планировке и экономике. Поэтому я ратую за то, чтобы привлекать в город западные архитектурные мастерские и проектные организации.
(Из выступления на конференции «Состояние и проблемы инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга и пути их решения»).
От редакции
Высказывание одного человека – это лишь частное суждение.
Мнения нескольких человек свидетельствуют о зарождающейся тревожной тенденции.
Есть ли выход из ситуации?
СГХ приглашает все заинтересованные стороны принять участие в обсуждении затронутых проблем.