Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 95 август 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Человек на своем месте
Искусство управления персоналом

Управление бизнесом – процесс многофункциональный.
Можно говорить об управлении финансами, об управлении проектами и т. д., но не менее важным является процесс управления человеческими ресурсами.
Насколько умелым будет это управление, настолько успешно будут реализовываться проекты и работать компания.

Директор тренинговой и консалтинговой компании LiCO Олег ЩегловКто из менеджеров должен заниматься управлением персонала?
Должен ли этот процесс быть строго централизован?
На эти и другие вопросы отвечает исполнительный директор тренинговой и консалтинговой компании LiCO, лауреат премии «Тренер года», тренер-консультант Олег ЩЕГЛОВ.

– Управления персоналом – одна из функций управления ресурсами бизнеса, а именно человеческими ресурсами. Аналогично есть управление материальными, финансовыми, интеллектуальными и другими ресурсами. Ресурсы всегда распределены внутри бизнеса. И руководители подразделений получают свою квоту данного ресурса и несут ответственность за эффективность ее использования.
За общую эффективность использования ресурсов несет ответственность руководитель всей компании.
Это значит, что управление ресурсами, в том числе человеческими, возложено прежде всего на руководителя компании и на руководителей отдельных подразделений компании. И действительно, есть много организаций, где нет ни отдела персонала, ни даже отдельного специалиста по персоналу, так как эта функция распределена между функциональными руководителями.
В процессе роста компании появляется объективная потребность в делегировании части полномочий в управлении ресурсами от руководителя компании к обособленным специалистам. Поэтому появляется отдельный специалист по человеческим ресурсам. Он и берет на себя часть ответственности как за эффективность использования этих ресурсов в отдельных подразделениях, так и за общую эффективность их использования в компании. В этом случае мы видим три центра управления: руководство компании, руководители отделов, руководитель службы персонала.

– Существуют ли какие-то конкретные схемы и стандарты по управлению персоналом?
– Любой процесс, в том числе процесс управления персоналом, можно структурировать и таким образом повысить эффективность управления. Структуризация заключается в выделении отдельных обособленных этапов и их содержания, в определении критериев успеха и оценки эффективности на каждом этапе; в определении логики взаимосвязи между отдельными этапами; в определении способов анализа эффективности и повышения эффективности работы на каждом этапе.

– О каких этапах идет речь и какие проблемы необходимо решать на этих этапах?
– Можно выделить девять основных этапов.
Во-первых, необходимо определить потребности в человеческих ресурсах.
Во-вторых, определиться со способами поиска кандидатов.
Затем осуществить поиск и отбор кандидатов.

Следующие этапы связаны с адаптацией на рабочем месте, оценкой эффективности работы сотрудников, обучением и развитием персонала. Отдельными этапами являются также формирование и развитие команды с учетом корпоративной культуры компании, планирование карьерного роста и процедура увольнения.

– В чем заключается специфика управления персоналом в условиях существующего дефицита кадров?
– Необходимо сформировать мотивационный пакет (финансовая и нефинансовая часть) для повышения привлекательности компании для кандидатов. Использовать максимально возможные способы поиска кадров, особенно нестандартные.
Важным моментом в этих условиях становится работа с вузами.
Большое значение приобретает обучение и развитие собственных сотрудников, формирование внутреннего кадрового резерва.
Необходимо обратить внимание на постоянное формирование и развитие базы кандидатов, мотивировать сотрудников компании на поиск кандидатов.

– На что акцентируют внимание ваши специалисты, проводя тренинги по теме «управление персоналом»?
– Участники тренингов получают знания и умения для построения и развития системы управления персоналом у себя в компании. Указанные ранее этапы процесса управления персоналом могут быть рассмотрены в рамках одного тренинга, однако чаще всего это последовательность нескольких тренинговых программ, рассчитанных на 1–1,5 года с консультационной поддержкой после каждого тренинга. Это позволяет получить стабильное развитие участников программы обучения и получить долгосрочный результат.
Перед каждым тренингом происходит подготовка. Она основана на изучении и анализе текущей ситуации, уровне развития каждого участника обучения, на мнениях участников тренинга о наиболее важных для них аспектах управления персоналом.
Также мы всегда работаем в тесном взаимодействии с высшим руководством компании и руководителем службы персонала. Распределение времени и акценты определяются в начале всей долгосрочной программы, а также перед каждым отдельным тренингом. Это позволяет использовать тренинги как сильное средство для достижения стратегических и тактических целей организации.

– А как же психологические аспекты?
– Для учета психологических аспектов управления персоналом в тренингах компании LiCO существуют следующие специализированные темы.
· Типологии личности и их использование.
· Методики определения совместимости сотрудников.
· Способы формирования и развития команды, повышение степени сотрудничества в команде.
· Навыки эффективной коммуникации руководителя.
· Навыки ассертивного поведения.
· Навыки управления конфликтами.
· Формирование и развитие корпоративной культуры и субкультуры.

Однако всегда нужно помнить, что психологические аспекты – это набор инструментов, которые не являются догмой, и руководители должны использовать их системно для получения желаемого результата.

– Можно ли назвать особенности управления персоналом для строительных компаний?
– Безусловно, каждая компания уникальна. Соответственно, в каждой мы сможем увидеть что-то общее с другими компаниями, а что-то будет проявлением именно этой организации.
Строительство – это бизнес, во многом основанный на успешном планировании и реализации проектов. Руководителям одновременно необходимо управлять несколькими проектами, в которые вовлечены сотрудники как своего отдела, так и сотрудники других отделов и других организаций. Поэтому для успешной работы в строительном бизнесе необходимо обязательно развивать проектное мышление и навыки проектного ведения дел.

Для этого компания LiCO разработала систему взаимосвязанных тренинговых программ:
· управление персоналом,
· управление проектами,
· бизнес-симулятор SimulTrain.
В последней программе происходит моделирование типовых проектов и закрепление и отработка полученных на предыдущих тренингах знаний и умений. Именно бизнес-симулятор позволяет участникам программ LiCO быстро переходить от обучения к практическому применению, повышению эффективности работы персонала и достижению стратегических и тактических целей компании.

Процесс управления персоналом в общем виде может иметь следующие этапы:

Этапы Наиболее важные вопросы
Определение потребности в человеческих ресурсах.
  1. Решение об организационной структуре компании.
  2. Как мы будем определять, сколько человек необходимо?
  3. Правила и процедура согласования.
Определение способов поиска кандидатов.
  1. Где и как мы будем искать кандидатов?
  2. Бюджетирование процесса поиска.
Поиск и отбор кандидатов.
  1. Процедура подбора кандидатов.
  2. Отчуждаемые формы отчетности на каждом этапе.
  3. Конфиденциальность и разграничение доступа к информации.
  4. Формализация критериев подбора.
  5. Обучение функциональных руководителей методикам подбора (STAR, PARLA, моделирование, экспертные оценки).
Адаптация на рабочем месте.
  1. Структура процесса адаптации.
  2. Этапы и контрольные точки.
  3. Участие в работе других отделов в ходе адаптации.
Оценка эффективности работы сотрудников.
  1. Критерии оценки.
  2. Способы определение соответствия критериям оценки.
  3. Баланс «Эффект/затраты» на оценку персонала.
  4. Правильное информирование сотрудников о результатах оценки.
  5. Использование результатов оценки в работе.
Обучение и развитие персонала.
  1. Определение потребности в обучении.
  2. Выбор способов обучения и развития.
  3. Организация обучения и развития.
  4. Оценка эффективности обучения и развития.
  5. Планирование обучения и развития.
Формирование и развитие команды с учетом корпоративной культуры компании.
  1. Способы формирования и развития команды.
  2. Организация командообразующих мероприятий.
  3. Связь с корпоративной культурой.
Планирование карьерного роста.
  1. Политика карьерного роста.
  2. Вертикальный и горизонтальный рост.
  3. Формирование кадрового резерва.
  4. Связь карьерного роста с общей системой мотивации в компании.
Процедура увольнения.
  1. Правила и этапы процедуры увольнения.
  2. Действия непосредственного руководителя и руководителя службы персонала при увольнении.

Беседовала Наталья Соколова

Москва: (495) 748-0182
С.-Петербург: (812) 712-2262



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна