300 лет Царскому селу
Пушкинский район готовится к юбилею
Вслед за 300-летием Санкт-Петербурга аналогичные юбилеи проходят и в городах-спутниках.
12 октября 2005 года был принят закон Санкт-Петербурга «О целевой программе подготовки к 300-летию Царского Села (г. Пушкина) на 2006–2010 годы».
Вячеслав Геннадьевич Коржов, с января 2007 года глава администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга,
44 года, по образованию юрист.
Почти 20 лет трудовая деятельность В. Г. Коржова тесно связана с развитием Пушкинского административного района Санкт-Петербурга. В своем профессиональном становлении он прошел путь от рабочего, мастера, инженера, директора государственного ремонтно-эксплуатационного предприятия до первого заместителя и главы администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Безукоризненно владеет вопросами сложного комплекса районного хозяйства, строительства, транспорта, инвестиций и всех остальных направлений деятельности районных структур. Его отличают высокая ответственность, компетентность, собранность, творческое отношение к решению проблемных вопросов.
О ходе реализации Программы-300 мы беседуем с главой администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга В. Г. Коржовым.
– Вячеслав Геннадьевич, каковы итоги развития Пушкинского района за 2006 год?
– Общий объем производства средних и крупных предприятий района за 2006 год увеличился на 47%, общий объем инвестиций в район – на 73%. Средняя заработная плата в промышленности выросла на 13%, а в бюджетной сфере, по сравнению с 2005 годом, на 20%.
В 2006 году: запущена вторая очередь завода «ИнтерБир»; состоялась «закладка камня» на месте строительства завода компании «Дженерал Моторз Авто»; введен в эксплуатацию новый животноводческий комплекс на 1200 голов в поселке Детскосельский; сдан в эксплуатацию I этап строительства автосборочного завода «Тойота Мотор Корпарейшен»; введено в эксплуатацию 121,9 тыс. кв. метров жилой площади, что составляет 148% от уровня 2005 года; открыты 43 предприятия сферы потребительского рынка, Центр реабилитации инвалидов на бульваре А. Толстого; начато возведение крупного жилого массива по федеральной программе строительства жилья для военнослужащих – более 2500 квартир (150 тыс. кв. метров); благоустроено 95 дворов, отремонтировано 17 улиц, выполнена художественная подсветка на 5 исторических объектах.
2006 год стал для Пушкинского района точкой отсчета нового периода развития. Начала реализовываться целевая программа подготовки к юбилею Царского Села. В прошлом году мы освоили более 300 млн руб. Поскольку в городском хозяйстве Пушкина на разных должностях я работаю уже почти 20 лет, могу сказать, что это небывало много.
– Расскажите о современном состоянии Пушкинского района.
– Специфика нашего района в том, что город Пушкин по границе с Ленинградской областью обрамлен землями сельхозназначения, бывшими совхозами «Шушары», «Ленсоветовский», «Детскосельский». В 1997 году, когда мы принимали эти лежащие на боку хозяйства, были большие проблемы с их теплоснабжением, электроснабжением, с обеспечением этих территорий остальными услугами.
Сейчас проблем по теплоснабжению нет. Последнюю котельную в Новокондакопшино мы передали на баланс специализированного предприятия. Естественно, осуществили модернизацию, ремонт внутреннего оборудования и наружных инженерных сетей. Поднялись на вертолете с тепловизором и определили все возможные очаги аварий. Районные жилищные агентства со своими эксплуатирующими службами выделили средства на все ремонты. В результате – количество жалоб с 300–400 сократилось до 30–40 за сезон. По водоснабжению и канализации вопрос тоже решен. А вот по очистным сооружениям мы еще работаем.
По электрическим мощностям проблемы, связанные с интенсивным развитием района, тоже пока остаются. Пути решения – строительство двух больших подстанций: Южной (500 млн рублей вкладывает и будет сама строить компания «Ленэнерго») и Северной.
В район идут большие инвестиции, очень быстрыми темпами развивается промзона «Шушары». Строится вторая очередь завода «Тойота», в декабре будет сдана в эксплуатацию его первая очередь и начнется выпуск первой партии (до 20 000 единиц) машин марки «Тойота-камри». Второй перспективный завод, по которому сейчас идет подготовительная работа, – это «Дженерал Моторс».
Город взял на себя решение многих вопросов, связанных с инженерными коммуникациями: 100 млн долларов – это серьезные стратегические вложения.
– Теперь поподробнее о Программе-300.
– Цели программы таковы: достижение европейских стандартов качества жизни населения; стабильное развитие экономики города Пушкина; ликвидация к 2010 году аварийного и ветхого жилищного фонда; развитие туризма с обеспечением сбалансированности интересов жителей и гостей города.
Программа приурочена к нашему юбилею, но нацелена не на празднование, а на решение конкретных, жизненных, житейских проблем города.
5, 6 млрд руб. выделено из бюджета СПб на программу подготовки юбилея до 2010 г.
Общий объем финансирования Программы-300 за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 5583,96 млн рублей, в том числе:
В 2006 году по Программе-300 было выделено 164,37 млн рублей, а с дополнительными поправками на строительство жилья – 334,21 млн рублей. В этом году – 1142,78 млн рублей.
Один из главных ее аспектов – расселение аварийного жилого фонда. В центральной части Пушкина 31 «аварийный» дом до 2010 года будет расселен. Возможно, и раньше. В Царском Селе не останется ни одного ветхого дома.
Строительство жилья
– В ежегодном конкурсе по результатам социально-экономического развития среди районов Санкт-Петербурга, по нашей группе районов, начиная с 2004 года мы постоянно занимаем 1–2-е места. И в этом году по итогам первого квартала были на первом месте. Конечно, Программа-300 – это хороший шанс привести Пушкин в порядок. Но мы не забываем и про Павловск. У нас консолидированный бюджет. Средства юбилейной программы мы используем в Пушкине. А большую часть ежегодных плановых поступлений направляем на развитие Павловска и наших поселков.
Главные инвестиционные национальные проекты – строительство жилья для военнослужащих на Гусарской, на Саперной. Строим 2640 квартир, 61 дом – это самый большой в России инвестиционный проект. В мае начали сдавать жилые дома. Параллельно была зарезервирована территория под инфраструктуру – школы, детские сады, которые строятся за счет бюджета Санкт-Петербурга. В августе открывать весь квартал приедет президент России В. В. Путин.
В этом году мы заселяем 99-квартирный жилой дом в Павловске, на Березовой, 23.
А для пушкинцев по программе расселения аварийного и ветхого фонда в районе Красносельского шоссе появятся два 60-квартирных дома и один 36-квартирный дом. Это 156 хороших квартир. Плюс еще на Саперной улице Комитет по строительству строит 144 квартиры. Этот большой микрорайон даст прирост населения с 120 600 человек
(1 января 2007 года) до 132 600 (1 января 2008 года).
Старые малоэтажные, в основном деревянные, дома (31 постройка) будут расселяться и передаваться в Фонд имущества, который через процедуру торгов распределит эти участки среди инвесторов. Все исторические здания под охраной КГИОП, и это создает определенные сложности. К примеру, ограничения по этажности. Тем не менее инвестор все равно идет.
– Что делается по проекту «Доступное жилье»?
– Начинается интенсивное строительство жилья по инвестиционному проекту «Новая Ижора» на территории площадью в 280 га, раньше принадлежавшей совхозу «Детскосельский». Это малоэтажная жилая застройка. Дома из сэндвич-панелей от 90 до 120 квадратных метров на 4 сотках земли каждый, со всей инженерной подготовкой и решением организационных вопросов. Застройщик — ООО «Балт-росса».
Второй проект – «Московская славянка» – строительство жилья за Колпинским шоссе, это еще 1 млн 400 квадратных метров жилья со всей инфраструктурой (3 школы, детские сады, даже собственное отделение милиции), на 40 тысяч населения.
В общей сумме – 24 тыс. га земель сельхозназначения передаются под жилую застройку. По прогнозу социально-экономического развития, общий прирост населения к 2010 году составит 80 тыс. человек.
Транспортная инфраструктура
– В прошлом году мы добились отвода грузового транспорта из центральной части Пушкина. Раньше по Октябрьскому бульвару невозможно было ни пройти, ни проехать. Транзит из Петербургского порта в направлении Москвы и европейской части России шел сплошным потоком через центр города.
По постановлению правительства СПб удалось объединить усилия ГИБДД, нашей местной администрации, Законодательного собрания и муниципальной власти и закрыть въезд грузовиков в центральную часть города. Теперь они через Красносельское шоссе и Саперную улицу уходят на две федеральные трассы – Киевское и Московское шоссе.
Если в 1991 году на балансе МРЕО стояло 3000 единиц легкового транспорта, то в этом году 31 000. Благосостояние людей растет, и количество личного транспорта тоже. Но из-за сложившейся транспортной сети автомобилистам сейчас не выехать из Пушкина – со всех сторон железные дороги: Санкт-Петербургское шоссе – железнодорожный переезд, у вокзала – переезд, Московское внутреннее шоссе – переезд, в Александровской – переезд. Существуют только два нормальных выезда из города – по Красносельскому шоссе, через виадук и под мостом на Павловск.
Для решения вопроса принято решение и выделены деньги на строительство виадуков на Санкт-Петербургском шоссе, на повороте в Пушкин с Киевского шоссе, на внутреннем Московском шоссе. Плюс пробивка Софийского проспекта с выходом на Колпино, продолжение Витебского проспекта с пробивкой на Детскосельский бульвар.
Эта новая дорожная инфраструктура к 2010 году позволит полностью выровнять транспортную ситуацию.
Основная проблема
– Основная проблема – это приведение в порядок объектов федеральной собственности Министерств культуры, обороны и сельского хозяйства. На первом месте Санкт-Петербурский аграрный университет с комплексом зданий в центральной части Пушкина. Федеральные объекты содержатся в очень плохом состоянии.
Решением этой проблемы также занимается и Оргкомитет по подготовке к 300-летию Царского Села под председательством вице губернатора Санкт-Петербурга В. Н. Лобко.
В неоднократных обращениях в Минрегионразвития мы предлагали передать эти объекты в казну Санкт-Петербурга, либо выделять деньги на их восстановление. Либо разрешить нам самим объявить инвестиционный конкурс. Но пока нам пишут: учитесь праздновать на свои деньги. Да мы и не собираемся праздновать на чужие. Царское Село включено в список ЮНЕСКО как объект всемирного исторического наследия. Здесь вся наша история.
Но может получиться так, что к 2010 году мы приведем в порядок собственность, принадлежащую городу, а в центре Пушкина останутся невосстановленные объекты.
Вот на Конюшенной, рядом с Екатерининским парком царские конюшни, бывший манеж. К 300-летию Санкт-Петербурга фасад сделали, а внутри – разруха. Вице-премьер правительства России А. Д. Жуков приехал, посмотрел… и ужаснулся.
На этот год на восстановление исторического здания выделено всего 13 млн рублей – такими темпами мы будем восстанавливать его десять лет! По всем федеральным объектам в адресной инвестиционной федеральной программе – 45 млн рублей. Это капля в море.
– Скажите несколько слов о дальнейших планах по художественной подсветке памятников города.
– Когда мы включаем ночную подсветку Софийского собора – он удивительным образом преображается. Это такая красота – словами не передать. Воочию оживает история, и творение Ч. Камерона еще раз напоминает нам о ценности и уникальности архитектурного наследия. О том, что мы должны беречь, хранить и развивать прекрасный город.
Наша программа подсветки включает также Лицей, Знаменскую церковь, костел, Екатерининский дворец, исторические здания по Пушкинской улице, Дворцовой, Малой и другие… целый перечень объектов. После реализации программы историческая часть Царского Села предстанет совсем в другом виде.
Я с удовольствием приглашаю всех желающих полюбоваться нашим городом не только днем, но и в вечернее и ночное время.
Беседовал Владимир Хохлев
Тел.: (812) 466-6303, 466-2412