Кропотливый труд приносит плоды
Работать системно и комплексно
Сегодня для успешной работы организациям ЖКХ требуется применение новых подходов и современных методов. Универсальных решений нет. Каждый руководитель строит свою работу, исходя из собственного опыта, специфики района, понимания перспективных задач.
У нас в гостях генеральный директор Жилкомсервиса № 1 Невского района А. М. Киреенко.
– Анатолий Михайлович, следствием реформы ЖКХ стало создание рынка жилищно-коммунальных услуг. Повлияло ли изменение форм собственности на качество работы коммунальщиков?
– Отношение людей к работе не зависит от того, частная это компания или организация со 100%-м государственным капиталом, как жилкомсервис. Есть примеры успешной и провальной работы тех и других. Условия стали более жесткие: не умеешь работать – уходи, бесплатной государственной кормушки, как раньше, ни для кого не будет.
Да и жителям все равно – ООО или ЗАО убирается у них на лестнице. Для них главное – это чистый двор, вовремя вынесенный мусор, горящие лампочки в подъездах.
Конечно, рынок инициировал создание конкурентной среды, но он пока еще не перенасыщен предложениями, поэтому остаются организации, которые держатся на плаву по инерции. Большая же часть коммунальщиков работает честно и старается максимально раскрыть свои возможности.
– Реально ли сделать это за год, как предусматривает срок контракта?
– Этот год для многих стал камнем преткновения. Для того чтобы наладить механизм работы даже
в отдельно взятом предприятии, нужен опыт, понимание реальной ситуации, материально-техническая база. ЖКХ – это сложный организм, с застарелыми болезнями. Думать, что вот сейчас придут другие люди и в момент все наладят – это утопия.
Невский район достаточно проблемный. Здесь нужен не прорыв, а рутинная, каждодневная работа. В прошлом году тут начали, было, трудиться коммерческие компании. Уже через
2 месяца они вынуждены были уйти.
Нам во многом помогает то, что Жилкомсервис № 1 жители знают не один год. Мы и до реформы работали на совесть, поэтому, когда начался процесс организации ТСЖ, с нами сразу стали заключать договоры на обслуживание.
Что можно реально изменить за год? Пожалуй, только повысить культуру обслуживания.
– Как вы решаете этот вопрос?
– В жилищно-коммунальной сфере главную роль играют люди. Коллектив – это самое ценное, что есть в нашей организации. Нам удалось сохранить 50% кадрового состава, причем сохранить лучших. Отрадно, что не только повышение зарплаты сыграло в этом решающую роль. Большинство остались из-за того, что чувствуют себя членами одной семьи. Я благодарен им за то, что все нововведения они воспринимают позитивно. И вообще, считаю, что руководитель должен исполнять роль координационного центра, решать стратегические вопросы, а тактику определяет вся команда, и слово каждого имеет значение.
Кроме того, мы бываем на многих выставках, конференциях, изучаем опыт работы европейских стран.
К примеру, одними из первых, а может, и единственные в городе, мы ввели систему голосового оповещения граждан о необходимости оплатить счета. Конечно, людям прибавилось работы, но и эффект отметили все: сотрудники и сами жители. Большое значение придаем сегодня имиджу организации. Теперь всех рабочих на линии одели в униформу. И, надо сказать, повысилось чувство ответственности за свою работу, за имя компании.
Сегодня уже всем ясно, что по старинке строить свою деятельность нельзя. Большое внимание мы уделяем четкому планированию и контролю. Это во многом определяет эффективность и стабильность работы. Однако, к сожалению, не все зависит от нас.
– Какие вопросы требуют незамедлительного решения?
– В основном это проблемы законодательного характера. К примеру, сегодня очень запутанная ситуация в сфере благоустройства и санитарного содержания территорий. Существуют ведомственные здания, ТСЖ, ЖСК и др. У нас четко определены конкретные участки для уборки территорий, территории же ТСЖ и ЖСК зачастую ограничены буквально под обрез фундамента.
Кто будет содержать в порядке «ничьи» дворы, убирать контейнерные площадки? Мы не отказываемся, но кто оплатит дополнительный труд дворников?
Справедливости ради надо отметить, что Жилищный комитет осведомлен о пробелах в законодательстве и старается их ликвидировать.
Сегодня уже приняты новые правила уборки и содержания территорий, насколько эффективными они окажутся, посмотрим. В любом случае, корректировать все эти вопросы придется нам совместно с администрациями районов.
Сегодня нам в системе ЖКХ не хватает комплексности. Нужна система приведения в порядок внутриквартальных территорий. Поэтому, несмотря на то что из бюджета выделяются неплохие средства, не складывается целостная картина благоустройства. Необходимо объединить финансы муниципальные, городские и приводить город в порядок поквартально. В этом году одни адреса, на следующий – другие, при этом сохранять то, что уже отремонтировано.
– Для того чтобы сохранять, нужна поддержка самих жителей…
– Совершенно верно, и пусть медленно, но ситуация меняется к лучшему. В конце концов, жители должны понять, что их собственность не кончается за порогом квартиры.
В условиях реформирования отрасли предприятиям ЖКХ приходится выполнять целый комплекс задач: от содержания жилого фонда до воспитания в людях жилищно-коммунальной культуры.
Пока у жителей потребительское отношение к тому, чем они владеют, поэтому, наверное, нужна в этом вопросе поддержка государства. Мы часто указываем на Европу, однако забываем о том, что культура быта там не появилась на пустом месте. Она выросла из штрафов за брошенный окурок, сломанный кустарник, разбросанный мусор. Только объединив усилия, мы сможем добиться нормальных человеческих условий жизни для себя и своих детей.
Беседовала Елена Рачкова
193315, СПб, Народная ул., д. 47, корп. 4
Тел. (812) 447-0942