Мы будем гордиться тем, что строили КЗС!
На дамбе работают ОАО «Метрострой» и его «дочки»: тоннельный отряд-3 и СМУ-13
О том, как идут работы на КЗС, беседуем с руководителем проекта строительства дамбы Н. В. Александровым.
– По тендеру мы выиграли контракт на строительство судопропускного сооружения С-1 и тоннеля. Наша задача – обеспечить судоходство по судопропускному сооружению С-1 к октябрю 2008 года. К этому сроку мы должны завершить все работы по С-1 и основные работы по тоннелю.
– Николай Вадимович, чем метростроевцев заинтересовала дамба?
– Во-первых, «Метрострою» в дамбе был интересен тоннель. Ведь строительство тоннелей – наша специализация. И хотя здесь значительную роль играет гидротехника, которой в таких объемах мы не занимались, это привлекло нас новизной и масштабом.
«Метрострой» просто создан для работ такого масштаба! Много ли у нас организаций, способных столь быстро развернуться на площадке, привлечь столько людей? Мы ведь поставили здесь свой бетонный завод «Метробетон», развернули огромное арматурное хозяйство. Сегодня в каждую смену на площадку выходит до 2 тысяч человек, а всего при круглосуточной работе привлечено свыше 4 тысяч. Без ложной скромности замечу, что с приходом на площадку «Метростроя» стройка ожила буквально за месяц!
– Как бы вы определили основную сложность проекта?
– В первую очередь, очень короткие сроки. С установленных первоначально 36 месяцев за время проведения тендера они сократились до 28! Тем не менее, оценив свои возможности (кадровые, организационные, технические, технологические), мы приняли решение участвовать в тендере. Очень хотели выиграть и – выиграли.
Существенно усложняют работу то и дело «всплывающие» недостатки работ 20-летней давности и последствия многолетнего простоя. По контракту мы должны были до мая этого года выполнить обследование и ремонт всех старых сооружений. Однако обследования продолжаются до сих пор, да и объем ремонтных работ оказался значительно больше предполагаемого. Поначалу было очень тяжело именно из-за невозможности выйти на нормальный режим работы, т. к. выявлялись все новые «старые огрехи» в конструкциях, проектировщикам приходилось в который раз корректировать рабочую документацию…
Сейчас мы продвигаемся в хорошем темпе и нормальной последовательности с выдачей проекта и утверждением заказчиком рабочей документации. Нами разработан соответствующий график, который позволит выполнить работы в поставленные сроки.
– Объект финансируется из российского бюджета с привлечением займов европейских банков, все работы контролируются представителями ЕС. Это усложняет работу?
– Иностранцы жестко контролируют полное соответствие всех положений, заявленных в контракте, с тем, что они видят на площадке; при этом огромное значение уделяется соблюдению всех экологических норм. Это дисциплинирует, четко прописанные требования делают понятными наши действия.
– Как оценивает уровень российских строителей и в целом КЗС европейское сообщество?
– По технической оснащенности мы, пожалуй, уже на уровне европейских коллег. Благодаря масштабным строительным проектам, реализуемым в последние годы, строительные компании получили серьезный импульс к развитию. Все участники таких проектов понимают, что нужно соответствовать и требованиям заказчика, и статусу объекта.
Что касается технологий, здесь, например, был применен совершенно новый вариант стыковки секций подводного тоннеля. К разработке были привлечены наш постоянный партнер институт «Трансмост» (выпускающий РД по тоннелю) и голландские специалисты фирмы «Тилиборг». В результате был разработан не имеющий аналогов в России так называемый омега-профиль (резина), обеспечивающий надежную стыковку секций железобетонного тоннеля. Этот вариант позволяет сократить срок работ на порядок.
В Голландии дамба уступает петербургской по масштабам, да и технический уровень нашей дамбы выше. Ботапорты – мощные сегментные затворы судопропускного сооружения С-1 – восхищают мощью и оригинальностью конструкции. Объект уникальный, видовой, уверен, мы будем гордиться, что принимали участие в его создании.
Светлана Соснова
СПб, Загородный пр., 52а
Тел.: (812) 316-9037, 316-5701