//тут баннер или объявление |
№ 94 июнь 2007
|
|
|||||||||||||||||||||||
поиск по сайту
Другие наши издания: |
Клиент не платит – кто виноват?
|
Эксперт по рискам Автомобильной корпорации ГРУЗОМОБИЛЬ Константин Павлов |
|
Генеральный директор ЗАО «Росстро-Лизинг» Алексей Кищенко |
|
Главный специалист отдела продаж САО «ГЕФЕСТ-Санкт-Петербург» Инна Гололобова |
|
Руководитель инвестиционного отдела ЗАО «Интерлизинг» Михаил Демченко |
|
Главный инженер ООО «Дорожник 92» Альберт Яковлев |
Как минимизировать возможные потери, сделать лизинговые услуги более доступными и востребованными, обсуждают участники круглого стола «Риски лизинговых сделок».
– С какой категорией рисков чаще всего сталкиваются участники лизинговой сделки?
Константин Павлов:
– Либеральный подход большинства лизинговых компаний «широкого профиля» к оценке возможностей лизингополучателя может иметь отрицательные последствия для бизнеса лизингополучателя. Это относится прежде всего к малым предприятиям и связано, как правило, с резким увеличением масштабов бизнеса в результате получения, например, техники в лизинг.
Увеличение масштабов бизнеса влечет за собой увеличение информационных, финансовых потоков внутри компании, привлечение дополнительного персонала к управлению и обслуживанию основных средств. Возникают новые бизнес-процессы, которыми нужно управлять. Если все это не учесть и не спланировать процессы управления заранее, возникший хаос в управлении может значительно затормозить развитие компании и даже привести ее к банкротству.
На наш взгляд, основным риском для лизинговой компании является кредитный риск контрагента – риск невыполнения контрагентом своих обязательств. Такая ситуация возникает вследствие возможной реализации операционных рисков внутри компании-лизингополучателя. Под операционным риском понимается риск прямых или косвенных убытков в результате неверного построения бизнес-процессов, неэффективности процедур внутреннего контроля, технологических сбоев, несанкционированного действия персонала или внешнего воздействия.
Алексей Кищенко:
– Участники лизинговой сделки чаще всего сталкиваются с юридической, налоговой и макроэкономической категорией рисков. К юридическим относятся невыполнение договорных обязательств поставщиками (продавцами) и лизингополучателями. Налоговые риски представляют собой неоднозначность толкования возвратного лизинга с точки зрения возмещения НДС, налоговой экономии для лизингополучателя, выкупной цены предмета лизинга. Макроэкономические риски – введение ограничений на импорт сырья. Это связано с ограничением производственной деятельности лизингополучателями: перевозчиками, преработчиками импортного сырья.
Основной риск лизингодателя – юридический.
К сожалению, сегодня работа исполнительной системы (ССП) Арбитражного суда по взысканию задолженностей лизингополучателей малоэффективна. Также неэффективной и длительной можно признать работу органов внутренних дел и прокуратуры по возбуждению уголовных дел против руководителей организаций-лизингополучателей при хищении переданного в лизинг имущества.
Инна Гололобова:
– На наш взгляд, основными являются юридические и налоговые риски.
На возникновение правовых (юридических) рисков оказывают влияние такие факторы, как состояние законодательства и его динамика. Постоянное изменение юридической базы, как и противоречия законодательства затрудняют ведение предпринимательской деятельности.
Причиной возникновения налоговых рисков являются нечеткие формулировки, а порой и противоречия, которые содержатся в законодательных актах, регулирующих налоговую сферу. Многие бухгалтеры и руководители компаний опасаются, что налоговая инспекция может не согласиться с толкованием правил, предложенных компанией. Это увеличивает риски, связанные с лизинговой сделкой, так как, несмотря на все усилия следовать законодательству, лизинговая компания может подвергнуться риску потенциально высоких штрафов.
И все же главным риском для лизингодателя является неплатежеспособность лизингополучателя.
Альберт Яковлев:
– Рынок лизинга в России достаточно молодой, так что лизингодатели и лизингополучатели не испытали на себе большинство макроэкономических рисков: с лета 1998 года ставка рефинансирования Центробанка снижается, последние годы рубль плавно укрепляется.
Поэтому возможные риски для лизингополучателей – увеличение лизинговых платежей из-за увеличения процентов по кредитам.
Увеличение лизинговых платежей может быть из-за того, что графики по лизинговым договорам, номинированые в долларах США или в евро, еще не происходили.
Существуют риски лизингополучателей, при предъявлении НДС и отнесении на затраты лизинговых платежей из-за неадекватных по содержанию писем налоговых инспекций, которые по разному трактуют отдельные положения Налогового кодекса. Из известных нам фатальных последствий рисков со стороны налоговых органов – уход с российского рынка компании HANSA-лизинг.
– Каковы адекватные пути управления рисками для лизингодателя и лизингополучателя в лизинговых операциях?
Константин Павлов:
– Являясь одной из ведущих специализированных компаний, предоставляющей технику в том числе и в лизинг, «Грузомобиль» стремится к построению такой системы оценки рисков, которая содержала бы не только и не столько статистические модели оценки, а позволяла бы оценить бизнес лизингополучателя в перспективе с учетом изменений внешних факторов. Эти модели должны содержать процедуры мониторинга изменений позиций лизингополучателя в зависимости от изменений внешней бизнес-среды, что позволит принимать адекватные решения.
Алексей Кищенко:
– Чтобы минимизировать свои риски, лизингодатель применяет: авансирование сделки лизингополучателями, страхование имущества в страховой компании. Кроме того, стоимость переданного в лизинг имущества должна быть сопоставима с ежемесячными оборотами по расчетному счету лизингополучателя.
Для лизингополучателя наиболее приемлемым является гибкий график лизинговых платежей (зависимость от сезонности), а также возможность расчета по лизинговым платежам при неработающей технике, которая предана в лизинг.
Финансовые риски были, есть и будут. Главное – правильно определить критерий оценки деятельности лизингополучателя.
Работать надежнее со «старыми» клиентами, которые заключили 3–4 договора лизинга в течение 4–5 лет. Новых лизингополучателей, как правило, нужно воспитывать финансовой дисциплине.
Инна Гололобова:
– Страхование лизинговых операций позволяет существенно упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки. Страховые гарантии, с одной стороны, обеспечивают непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой – компенсируют потери и делают платежеспособными налогоплательщиками всех участников лизинговой сделки.
Михаил Демченко:
– Чтобы максимально оградить себя от возможных рисков, лизингодатель обязательно проводит мониторинг предмета лизинга и финансового состояния клиента, тщательный анализ сделки, страхование предмета лизинга.
Лизингополучателю в этом случае можно порекомендовать шире использовать возможности страхования (например, страхование предмета лизинга). Кроме того, обеспечить надлежащее качество бухгалтерского учета.
– Каковы ваши представления о проблемах минимизации рисков в российском лизинговом бизнесе? Допустимы ли компромиссы в лизинговых сделках?
Константин Павлов:
– Как правило, эти меры больше направлены на уклонение от заключения высокорисковых сделок. Чаще всего это возникает от нежелания лизингодателя тратить время на изучение особенностей бизнеса лизингополучателя либо от недостаточной компетенции в этой области.
Существующие модели оценки рисков направлены больше на пресечение попыток работы с высокорисковым клиентом, чем на поиск дополнительных возможностей.
Компромиссы в лизинговых сделках приемлемы и должны быть. Лизингополучатель – это не противник по другую сторону баррикады, а полноценный партнер по бизнесу. Как только обе стороны лизинговой сделки это осознают и примут как аксиому, количество предпринимательских рисков снизится.
Алексей Кищенко:
– Минимизация рисков для лизинговой компании состоит в тщательной проверке специалистами экономической безопасности банка лизинговой компании и страховой компании, кредитной истории лизингополучателя, его органов управления.
Большую помощь в этом процессе должно сыграть создание Бюро кредитных историй.
Взаимоприемлемые компромиссы возможны, но только в том случае, если лизингополучатель имеет безупречную репутацию и надежное обеспечение.
Михаил Демченко:
– Снижение критериев оценки финансового состояния лизингополучателя, уменьшение авансового платежа и удлинение сроков лизинга не всегда идут на пользу системе развития лизинга. Скорее, они являются следствием усиления конкуренции и ведут к ухудшению качества портфеля.
Допустимы и взаимоприемлемые компромиссы. К примеру, мы можем заключить сделку без авансового платежа в качестве обеспечения, взяв дополнительный залог или права требования лизингодателя по предыдущему договору лизинга.
Альберт Яковлев:
– Если говорить о минимизации рисков, то она стандартная для всего российского бизнеса – недопущение налоговыми органами подзаконных трактовок.
Лизингодатели сегодня достаточно гибко оценивают лизингополучателей. Разумеется, при этом увеличиваются риски лизинговых компаний, но, как известно, любой бизнес – это риск.
– Какую роль играют страховые компании в снижении рисков лизингодателя (лизингополучателя)? Соответствует ли степень их участия реальным потребностям?
Константин Павлов:
– Страхование лизинговой сделки, в буквальном смысле, – страхование финансовых рисков лизингодателя по неисполнению лизингополучателем своих обязательств по договору лизинга (уплата лизинговых платежей).
Единицы страховых компаний имеют договоры подобного рода. Это связано с несовершенством нашей законодательной базы.
Так что объектом страхования лизинговой сделки является объект лизинга.
Однако, когда обсуждается вопрос о необходимости страхования объекта лизинговой сделки, далеко не во всех случаях есть понимание со стороны лизингополучателя, которые воспринимают страхование как необоснованную трату денежных средств. Ведь при заключении договора страхования невозможно спрогнозировать вероятность наступления страхового события и масштаб нанесенного ущерба.
Например, лизингополучатель может не учитывать риски, связанные с особенностями эксплуатации техники, которая работает в карьерах, на стройплощадке, где вне зависимости от принятия мер безопасности наступают страховые случаи. Техника может получить повреждения при транспортировке на стройплощадку, например, катки или гусеничные бульдозеры. И так как она не являются в момент транспортировки непосредственным участником дорожного движения, то и страховой случай не наступает, если, конечно, техника не была застрахована от повреждений при транспортировке.
Алексей Кищенко:
– Страховые компании во многом помогают снизить риски как лизингополучателя, так и лизингодателя. Лизингодатель при наступлении страхового случая, причинения ущерба технике более 50% страховым возмещением закрывает кредит банка. Лизингополучатель в этом случае страховым возмещением восстанавливает технику. Необходимым также является страхование финансовых рисков.
Инна Гололобова:
– В системе лизинговых отношений страховая компания выступает в качестве косвенного участника лизинговой сделки (наряду с банками, брокерами и посредниками).
Страхование является одним из возможных способов гарантирования охраны интересов лизингодателя, так как оно позволяет уменьшить возможные имущественные потери участников лизинговой сделки.
Для любого инвестора, в том числе и для лизинговых компаний, первоочередным требованием является получение максимальных гарантий относительно возврата инвестиций.
В отношении охраны интересов лизингодателя страхование, с одной стороны, обеспечивает непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсирует потери и повышает платежеспособность всех участников лизинговой сделки. Страхование позволяет защитить имущественные интересы лизингодателя и лизингополучателя в случае гибели, утраты, повреждения объекта лизинга на любой из стадий осуществления лизинговой операции – с момента поставки предмета лизинга продавцом (поставщиком) до момента окончания срока действия договора лизинга.
Михаил Демченко:
– С точки зрения страхования предмета лизинга роль страховых компаний – ключевая. Сегодня страхуется 99,9% предметов лизинга. Однако, если говорить о страховании рисков неуплаты лизинговых платежей, то в этом случае достойного продукта на российском рынке страхования нет.
Альберт Яковлев:
– Страховые компании в лизинговых сделках исключительно страхуют предмет лизинга, не более. Страховать невыплату или несвоевременную уплату лизингополучателем лизинговых платежей экономически нецелесообразно из-за высоких тарифов. Проще лизингодателю отказаться от участия в такой сделке или увеличить авансовый платеж.
– Насколько гибко действуют лизинговые компании в оценке возможностей лизингополучателя? Не возникают ли дополнительные риски для лизингодателя и лизингополучателя вследствие неадекватной оценки возможностей фирмы?
Константин Павлов:
– Существует два вида опасности при оценке возможностей лизингополучателя: переоценка и недооценка.
Недооценка – это всегда упущенные возможности развития бизнеса как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. Возникает при недостаточно грамотной системе оценки рисков, когда любая ситуация, связанная с недостатком информации о лизингополучателе, трактуется как угроза и сделка разрывается.
Переоценка опасна тем, что лизинговая компания сама как бы провоцирует лизингополучателя на последующее нарушение условий договора вследствие переоценки своих возможностей.
Важная роль отводится специалистам лизинговой компании, которые в данном случае должны не идти на поводу у несоразмерных прихотей клиента, а выступать в роли экспертов по бизнесу, подсказывая ему оптимальные схемы лизинговых сделок.
Елена Рачкова
© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна |