И мастерство, и вдохновенье
Воскресение шедевров
Компания «Пикалов и сын» выполняет комплексную реставрацию архитектурно-художественных памятников. Ей доверяют объекты, требующие высочайшего профессионализма.
Философия судьбы
Фирма специализируется на редких и уникальных работах, реставрирует мозаики в разных техниках, монументальную и станковую живопись, эмали, витражи, иконостасы, скульптуру, сложные кровли (купола, шпили), интерьеры и фасады дворцов и храмов. Ею воссозданы многие шедевры искусства и архитектуры.
До марта 2004 г. компанией руководил выдающийся российский реставратор Николай Антонович Пикалов.
Он спешил жить, словно чувствовал краткость земного бытия. И успел сделать столько, что иному хватило бы на два века. Освоил несколько ремесел (кровельщика, стекольщика, плотника, штукатура, верхолаза); изобрел систему легких подвесных лесов, которой не было аналогов; окончил философский факультет ЛГУ; досконально изучил профессию реставратора и собрал редкий по уровню профессионализма коллектив; стоял у истоков Союза реставраторов СПб, восстанавливал памятники мирового значения; создал удивительную кино- и фотолетопись Петербурга.
Николай Антонович последовательно и целеустремленно строил свою судьбу. И она получилась яркой и красивой. По паспорту Николай, он с юности носил второе имя – Миша. Так звали его друзья. Ему это нравилось, да и шло. Крупный, плотный, ловкий, обладавший медвежьей силой, бесстрашием и сказочной добротой.
Пикалов, по сути и духу петербуржец, знал и любил город глубоко и деятельно. К реставрации он пришел «сверху». В Петропавловской крепости, Академии наук, университете, Казанском и Никольском соборах выполнял с друзьями отдельные работы под куполами и на крышах – там, где требовались ловкость и храбрость. Вот как его бригада осваивала подвесные леса: «Старались довести навыки до совершенства, чтобы с веревок и лестниц работать как с земли. Это был принцип. Второй принцип: когда начиналась работа, продолжительность рабочего дня 12 – 14 часов. Но никакой халтуры – это третий принцип…». Так он вырос в признанного мастера и организатора. Но не «бронзовел», а учился всю жизнь. Все умел делать сам. В любую погоду колесил по городу на своем неизменном велосипеде. Спешил всегда, но успевал всюду.
Михаил Пикалов был наделен широким, щедрым сердцем. И однажды оно не выдержало…
Все, кто знал этого замечательного человека, говорят: каждое воспоминание о нем «рождает в душе удивительно доброе, светлое чувство».
В. А. Гусев, директор Государственного Русского музея:
– Он все делал хорошо и правильно. И талантливо. Ладно, прочно, красиво. И возрождаемые к жизни дворцы и церкви. И фотографии, и фильмы. Он и сам был скроен ладно, красиво и прочно. С первой встречи становилось понятно раз и навсегда – рядом с тобой человек надежный.
О. В. Таратынова, первый зам. председателя КГИОП:
– Последние десять лет он отдал восстановлению храмов. Относился к ним как к чему-то живому. И был высочайшим профессионалом в своем деле. Яркий пример – Благовещенская церковь. Миша умудрился сохранить там все, что возможно. Начал ее с нуля и воссоздал полностью, от фундамента до креста.
С. А. Симкина, нач. отдела КГИОП:
– Чего бы это ни касалось, он оставался принципиальным человеком. Помню, в 1993 г. обсуждался вопрос, как лучше установить крест на Казанском соборе. Миша был единственным, кто отстаивал верное инженерное решение. Жизнь доказала его правоту: исторические конструкции собора оказались на месте.
Л. И. Соловьева, зам. по реставрации ГМП «Исаакиевский собор»:
– Его фирма бралась за самые опасные задания. Вы заметили, как засиял купол собора к 300-летию? Это работа Мишиных специалистов! И на храме Спас на Крови» было много уникальных высотных работ. К чему бы ни прикасалась рука Пикалова, все получалось красиво и с душой.
Во многом благодаря ему Санкт-Петербург обретал свой прежний облик. Трудно найти объект в исторической части города, на котором не работал бы Николай Пикалов. И как работал!
Реставрация под его руководством петербургских шедевров, в частности Мраморного дворца (Русский музей), может служить эталоном. Дворец на Марсовом поле – одно из редких зданий, облицованных натуральным камнем. Мастера проявили высокое искусство, возродив художественный эффект облицовки, который основан на изысканных по тональности сочетаниях бледно-розовых мраморов (пилястры, фриз, аттик, филенки с гирляндами) и розовато-серых и светло-серых гранитов (цокольный этаж и стены).
А в интерьерах надо было восстановить скульптурно-декоративное убранство, барельефы, выполненные лучшими ваятелями конца XVIII века Федотом Шубиным и Михаилом Козловским. Воссоздание Белого зала потребовало от мастеров фирмы Пикалова артистической чуткости. Был расчищен и восстановлен лепной декор, воссоздана резьба на оконных и дверных проемах. Виртуозно работали специалисты по искусственному мрамору и по металлу, паркетчики, позолотчики, резчики. «Музыка Белого зала» – так назвал Николай Пикалов свой фильм, посвященный возрожденному шедевру Антонио Ринальди.
Особо сложной была реставрация витража «Воскресший Христос» в главном алтаре Исаакиевского собора. Из 21 рамы в 13 отсутствовало цветное стекло, часть была уничтожена пожаром. Никто не брался
восстановить. Мастера ЗАО «Пикалов и сын» демонтировали витраж. Применили толстое стекло, модули подогнали точно по рисунку. Склейку вели на медную фольгу, как принято в мировой практике. Перед установкой в раму поверхность модулей для прочности прошпаклевали специальной мастикой. Для ухода за картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками. Это была работа очень высокого класса.
Продолжение легенды
Дело отца унаследовали дети: сын Николай и дочь Анастасия. Многое сделал для сохранения фирмы на прежнем уровне друг и компаньон Николая Антоновича Алексей Герасимов.
Сын, одаренный фотохудожник, возглавляет «петергофское направление». Настя, филолог, окончила в ГАСУ курсы специалистов по реставрации архитектурного наследия Санкт-Петербурга и руководит работами в городе. Как и Пикалов-старший, они не устают постоянно учиться профессии.
На первых порах им было трудно, хотя отец успел ввести детей в курс тем и задач компании. Помогла единодушная поддержка прежних заказчиков и специалистов, работавших в фирме «Пикалов и сын». Продолжилась работа на объектах Петергофа, Русского музея, в Исаакиевском соборе, в подворье Оптиной пустыни, на Валааме, в Старой Ладоге. Доверие к фирме помогло заключить новые контракты.
Успешное выполнение ответственных заказов подтвердило: ЗАО «Пикалов и сын» остается одним из лидеров на рынке реставрации. Важный для репутации объект – Государственную филармонию им. Д. Д. Шостаковича (воссоздание Большого зала, Царской лестницы, Красной и Голубой гостиных, Комнаты дирижера) – без замечаний приняла государственная комиссия. Огромная работа по подготовке к перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны проделана в Петропавловском соборе.
С энтузиазмом включились мастера в губернаторскую программу реставрации исторических фасадов. Выигран очередной тендер на знаменитый дом Перцова (Лиговский пр., 44).
Фирма сохранила и нарастила объем работ. В ней появились новые талантливые специалисты. Она по-прежнему берется только за наиболее ценные объекты, где мастера-реставраторы могут показать свой высокий класс.
Дело, которому отдал жизнь Николай Пикалов, развивается. И это лучшая дань памяти ему, истинному петербуржцу.
Подготовил Виктор Малков
Материал иллюстрирован фотоработами Н. А. Пикалова