Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области //тут баннер или объявление
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 94 июнь 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

И мастерство, и вдохновенье
Воскресение шедевров

Компания «Пикалов и сын» выполняет комплексную реставрацию архитектурно-художественных памятников. Ей доверяют объекты, требующие высочайшего профессионализма.

Философия судьбы

Фирма специализируется на редких и уникальных работах, реставрирует мозаики в разных техниках, монументальную и станковую живопись, эмали, витражи, иконостасы, скульптуру, сложные кровли (купола, шпили), интерьеры и фасады дворцов и храмов. Ею воссозданы многие шедевры искусства и архитектуры.

Николай Антонович ПикаловДо марта 2004 г. компанией руководил выдающийся российский реставратор Николай Антонович Пикалов.
Он спешил жить, словно чувствовал краткость земного бытия. И успел сделать столько, что иному хватило бы на два века. Освоил несколько ремесел (кровельщика, стекольщика, плотника, штукатура, верхолаза); изобрел систему легких подвесных лесов, которой не было аналогов; окончил философский факультет ЛГУ; досконально изучил профессию реставратора и собрал редкий по уровню профессионализма коллектив; стоял у истоков Союза реставраторов СПб, восстанавливал памятники мирового значения; создал удивительную кино- и фотолетопись Петербурга.

Николай Антонович последовательно и целеустремленно строил свою судьбу. И она получилась яркой и красивой. По паспорту Николай, он с юности носил второе имя – Миша. Так звали его друзья. Ему это нравилось, да и шло. Крупный, плотный, ловкий, обладавший медвежьей силой, бесстрашием и сказочной добротой.
Пикалов, по сути и духу петербуржец, знал и любил город глубоко и деятельно. К реставрации он пришел «сверху». В Петропавловской крепости, Академии наук, университете, Казанском и Никольском соборах выполнял с друзьями отдельные работы под куполами и на крышах – там, где требовались ловкость и храбрость. Вот как его бригада осваивала подвесные леса: «Старались довести навыки до совершенства, чтобы с веревок и лестниц работать как с земли. Это был принцип. Второй принцип: когда начиналась работа, продолжительность рабочего дня 12 – 14 часов. Но никакой халтуры – это третий принцип…». Так он вырос в признанного мастера и организатора. Но не «бронзовел», а учился всю жизнь. Все умел делать сам. В любую погоду колесил по городу на своем неизменном велосипеде. Спешил всегда, но успевал всюду.
Михаил Пикалов был наделен широким, щедрым сердцем. И однажды оно не выдержало…
Все, кто знал этого замечательного человека, говорят: каждое воспоминание о нем «рождает в душе удивительно доброе, светлое чувство».

В. А. Гусев, директор Государственного Русского музея:
– Он все делал хорошо и правильно. И талантливо. Ладно, прочно, красиво. И возрождаемые к жизни дворцы и церкви. И фотографии, и фильмы. Он и сам был скроен ладно, красиво и прочно. С первой встречи становилось понятно раз и навсегда – рядом с тобой человек надежный.

О. В. Таратынова, первый зам. председателя КГИОП:
– Последние десять лет он отдал восстановлению храмов. Относился к ним как к чему-то живому. И был высочайшим профессионалом в своем деле. Яркий пример – Благовещенская церковь. Миша умудрился сохранить там все, что возможно. Начал ее с нуля и воссоздал полностью, от фундамента до креста.

С. А. Симкина, нач. отдела КГИОП:
– Чего бы это ни касалось, он оставался принципиальным человеком. Помню, в 1993 г. обсуждался вопрос, как лучше установить крест на Казанском соборе. Миша был единственным, кто отстаивал верное инженерное решение. Жизнь доказала его правоту: исторические конструкции собора оказались на месте.

Спас-на-КровиЛ. И. Соловьева, зам. по реставрации ГМП «Исаакиевский собор»:
– Его фирма бралась за самые опасные задания. Вы заметили, как засиял купол собора к 300-летию? Это работа Мишиных специалистов! И на храме Спас на Крови» было много уникальных высотных работ. К чему бы ни прикасалась рука Пикалова, все получалось красиво и с душой.

Во многом благодаря ему Санкт-Петербург обретал свой прежний облик. Трудно найти объект в исторической части города, на котором не работал бы Николай Пикалов. И как работал!
Реставрация под его руководством петербургских шедевров, в частности Мраморного дворца (Русский музей), может служить эталоном. Дворец на Марсовом поле – одно из редких зданий, облицованных натуральным камнем. Мастера проявили высокое искусство, возродив художественный эффект облицовки, который основан на изысканных по тональности сочетаниях бледно-розовых мраморов (пилястры, фриз, аттик, филенки с гирляндами) и розовато-серых и светло-серых гранитов (цокольный этаж и стены).
А в интерьерах надо было восстановить скульптурно-декоративное убранство, барельефы, выполненные лучшими ваятелями конца XVIII века Федотом Шубиным и Михаилом Козловским. Воссоздание Белого зала потребовало от мастеров фирмы Пикалова артистической чуткости. Был расчищен и восстановлен лепной декор, воссоздана резьба на оконных и дверных проемах. Виртуозно работали специалисты по искусственному мрамору и по металлу, паркетчики, позолотчики, резчики. «Музыка Белого зала» – так назвал Николай Пикалов свой фильм, посвященный возрожденному шедевру Антонио Ринальди.

Ангелы Исаакиевского собораОсобо сложной была реставрация витража «Воскресший Христос» в главном алтаре Исаакиевского собора. Из 21 рамы в 13 отсутствовало цветное стекло, часть была уничтожена пожаром. Никто не брался
восстановить. Мастера ЗАО «Пикалов и сын» демонтировали витраж. Применили толстое стекло, модули подогнали точно по рисунку. Склейку вели на медную фольгу, как принято в мировой практике. Перед установкой в раму поверхность модулей для прочности прошпаклевали специальной мастикой. Для ухода за картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками. Это была работа очень высокого класса.

Продолжение легенды

Дело отца унаследовали дети: сын Николай и дочь Анастасия. Многое сделал для сохранения фирмы на прежнем уровне друг и компаньон Николая Антоновича Алексей Герасимов.
Сын, одаренный фотохудожник, возглавляет «петергофское направление». Настя, филолог, окончила в ГАСУ курсы специалистов по реставрации архитектурного наследия Санкт-Петербурга и руководит работами в городе. Как и Пикалов-старший, они не устают постоянно учиться профессии.

Эрмитаж ночьюНа первых порах им было трудно, хотя отец успел ввести детей в курс тем и задач компании. Помогла единодушная поддержка прежних заказчиков и специалистов, работавших в фирме «Пикалов и сын». Продолжилась работа на объектах Петергофа, Русского музея, в Исаакиевском соборе, в подворье Оптиной пустыни, на Валааме, в Старой Ладоге. Доверие к фирме помогло заключить новые контракты.
Успешное выполнение ответственных заказов подтвердило: ЗАО «Пикалов и сын» остается одним из лидеров на рынке реставрации. Важный для репутации объект – Государственную филармонию им. Д. Д. Шостаковича (воссоздание Большого зала, Царской лестницы, Красной и Голубой гостиных, Комнаты дирижера) – без замечаний приняла государственная комиссия. Огромная работа по подготовке к перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны проделана в Петропавловском соборе.
С энтузиазмом включились мастера в губернаторскую программу реставрации исторических фасадов. Выигран очередной тендер на знаменитый дом Перцова (Лиговский пр., 44).

Фирма сохранила и нарастила объем работ. В ней появились новые талантливые специалисты. Она по-прежнему берется только за наиболее ценные объекты, где мастера-реставраторы могут показать свой высокий класс.
Дело, которому отдал жизнь Николай Пикалов, развивается. И это лучшая дань памяти ему, истинному петербуржцу.

Подготовил Виктор Малков

Материал иллюстрирован фотоработами Н. А. Пикалова



Реклама на сайте






© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна