Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области //тут баннер или объявление
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 94 июнь 2007
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

Проектированиена стыке
В поиске компромисса и золотой середины

Как проектировать и строить в Санкт-Петербурге? По каким критериям определять ценность архитектурного памятника? Что важнее: сохранять старину и сложившийся образ городской среды или менять его в соответствии с «духом времени»? может, правильнее – совмещать оба подхода и искать золотую середину?

Рафаэль Маратович Даянов, заслуженный строитель России, директор архитектурного бюро «Литейная часть-91»На эти вопросы отвечает архитектор заслуженный строитель России директор архитектурного бюро «Литейная часть-91» Р. М. Даянов.

– Рафаэль Маратович, несколько слов о понимании профессии и нюансах ее реализации в Санкт-Петербурге.
– Основа работы архитектора – это, прежде всего, ремесло. Я всегда говорю, что нам нужно забыть о собственном величии и попытаться проникнуться тем, что сделано до нас. Но делать это все труднее и труднее. С одной стороны, творческие амбиции, с другой – нет нормальной школы реставрации: молодые архитекторы, научившись нажимать кнопочки на клавиатуре компьютера, не знают, как разговаривать с прорабом на стройке. Не знают, что такое архитектурные обломы. Такие архитектурные детали, как карнизы, трубы, окна, двери, столярку, мало кто умеет чертить и тем более понимать, как они сделаны. Молодым выгодны частные, быстрые заказы, а не копание в исторических архивах. Выполнил проект квартиры, получил гонорар и никаких проблем.

Посмотрите на панораму города, на его районы – ведь непочатый край работы. Но реставрационных мастерских до того мало, а предложений так много, что передать заказ некому. И эта проблема не может не волновать. В КГИОП даже вынашивают идею об организации нового учебного заведения.
Мы уже потеряли уйму времени. И это относится не только к нашей профессиональной деятельности. Общество нужно воспитывать, в том числе и архитектурой, но для этого она должна обладать необходимыми воспитывающими качествами.

Наша работа – проектирование с элементами реставрации – требует долгого и нудного сидения, воспитания самих себя. Чтобы новый объект прижился в старом городе, нужно почувствовать смысл, идею и философию архитектурной среды, созданной до нас. Почувствовать руку ее создателей, проникнуться их замыслом. Из 30 сотрудников нашей мастерской 27 – женщины, они более способны к такой кропотливой работе.

– Расскажите о принципах работы мастерской. О вашем кредо.
– Мы занимаемся объектами, находящимися на стыке нового проектирования и реставрации. Также приспособлением или регенерацией старых промышленных участков, расположенных в охранных зонах. Стык – одна из сложнейших задач. Ведь новые модные технологии могут полностью разрушить старые идеи и образ здания. Поэтому мы всегда ищем компромисс. Проектирование в сложившейся городской ткани – очень тонкая вещь.

Многие годы эклектика, модерн и прочие неклассические стили не считались архитектурой и рассматривались как рядовая застройка. Сегодня мы пересматриваем такой взгляд и буквально открываем для себя новые пропорции, масштаб, образы. Я уверен, что предметами охраны должны быть не только архитектурные сооружения, построенные до конца XIX века. И в упомянутую эпоху модерна, и в советское время тоже возводились памятники, достойные внимания.

Дома в плотной городской застройке – это живые организмы. Выбьешь зуб – поползли соседние, вставил стимулятор – а он не прижился, отрыл яму – ушла вода, забил сваи – попал на пласт, на котором стоит дом на противоположном берегу реки.
Неразумное внедрение в сложившуюся архитектурную среду наблюдается довольно часто. Но, с другой стороны, нельзя все беречь и консервировать.

Заглянув в историю, мы увидим, что такие знаковые постройки, как Толстовский дом, здания архитектора Лидваля, вертикали на Невском проспекте, появились не благодаря, а вопреки существовавшей на момент строительства системе застройки.
А здание архитектора Питера Беренса на Исаакиевской площади, оказавшее влияние на архитектуру не только Петербурга, но и Германии? А Фрунзенский, Кировский универмаги, ДК им. Капранова, ДК им. Первой Пятилетки? Все эти памятники построены талантливыми людьми. Об этом нужно писать и говорить. Эпоха требовала следовать образцам архитектуры, которые были до них, и архитекторы подчинялись этому требованию.
Многофункциональный развлекательный комплекс по адресу: ул. Гастелло, д . 7 Р. Даянов: «Многофункциональный развлекательный комплекс по адресу: ул. Гастелло, д . 7, на месте бывшего кинотеатра «Зенит». Это вертикальная башня высотой 116 метров, стоящая не на красных линиях, а в глубине квартала. Почему мы позволили себе такой ход? Представьте себе Московский проспект в этом месте: кинотеатр «Дружба», Дом Советов на Московской площади, башенка-акцент у парка Победы. Для сохранения единства сложившейся архитектурной среды мы предложили еще одну вертикаль. Причем даже с элементами сталинской архитектуры, правда, нарисованными по-новому. Таким образом мы пытаемся продолжить историческую линию данного места».
Комплекс зданий на Садовой, д.52 Р. Даянов: «Комплекс зданий на Садовой, д.52 с использованием здания школы на углу Садовой и переулка Бойцова. В составе гостиница, торговый пассаж в Юсуповский сад, офисные помещения. Заказчик – «Петровский строитель». Проектируя новое здание в окружении построек советского конструктивизма, мы пытаемся попасть в стилистику Левинсона – очень тонкого рисовальщика, воспитанного на примерах Ивана Фомина, у которого в Санкт-Петербурге профессиональных проколов практически нет».
Здание башенного типа на пересечении Кирочной улицы и Суворовского проспекта Р. Даянов: «Здание башенного типа на пересечении Кирочной улицы и Суворовского проспекта. Можно, конечно, дискутировать о предложенной архитектуре, но я абсолютно уверен в том, что здесь вертикаль не помешает».
Такой же подход должен быть и к современным творениям. Без прошлого нет будущего.

Вот сейчас все ругают хрущевки. Я их тоже не хвалю, но смотреть на них нужно прежде всего с точки зрения идеологии. Хрущевский постконструктивизм – это пик архитектуры периода так называемого «развитого социализма», доведенной до своего логического конца. Этот феномен тоже требует изучения. Хрущевки – это ответ на социальный заказ.

Я приведу один яркий пример последнего времени: в результате дискуссии в архитектурных кругах о восстановлении башни Эдвардса Стефолса на Мойке мои коллеги пришли к выводу, что восстанавливать ее нужно. Почему?
Потому что вертикали на транспортных магистралях и вдоль главной водной магистрали – реки Невы создавались, чтобы придавать особый характер застройке Санкт-Петербурга. Чтобы преобладающая в городе горизонтальная линия не была навязчивой и перебивалась кое-где вертикальными.

Кредо нашей мастерской – реставрация. Но мы понимаем, что сегодня важнейшая задача – приспособление памятников под новые функции. Отсюда наша корректная архитектура. Кто-то из журналистов определил наш стиль как консервативный реализм. Эрмитаж – дворцовая резиденция царской династии – приспособлен к новой музейной функции. Вся городская среда сегодня требует такого приспособления. И мы стремимся это делать.
Для нас строительство на старых пятнах – это попытка причесывания городского ландшафта.

Нам не хочется делать фанерную архитектуру. Вместо парадняков мы хотим проектировать парадные.

– А как быть с так называемой «яркой авторской индивидуальностью», присущей многим молодым архитекторам?
– Я бы сказал, что моя индивидуальность проявляется не менее ярко. Мне доставляет удовольствие почувствовать стиль старых мастеров, «войти в него», узнать истоки архитектурного дела. И сделать что-то на том же уровне. Тем более что понятие «современная архитектура» – весьма растяжимое. Я за то, чтобы в создаваемой или реконструируемой архитектурной среде было много граней. Тогда каждый найдет интересную для себя.

Проектируя, нельзя архитектуру высасывать из пальца, ее нужно переживать. Думать о ее пользе, о современных технологиях строительства. Об ощущениях человека, которые остались такими же, какими были сто и триста лет назад.

На мой взгляд, архитектура должна иметь массу, быть устойчивой и стабильной. Тогда и люди будут себя чувствовать уверенно, если хотите устойчиво. Я, к примеру, не приемлю стеклянных столов, я их не чувствую. И на стеклянные двери постоянно натыкаюсь.

– О хорошем и плохом в современной архитектуре Санкт-Петербурга.
– Улица Савушкина застроена хаотично, все разное… на ней просто страшно. Все говорят о кварталах, о магистралях, а говорить нужно о дальнейшем комплексном развитии города. А вот реконструкция улиц Розенштейна и Шкапина – это уже серьезно. Здесь есть где развернуться.

В соответствии с новым генпланом мы начинаем разрабатывать огромные территории города. Одна из важнейших проблем архитектуры – связывать не связываемые вещи. Каждым сооружением нужно переболеть. Только в этом случае можно рассчитывать на воспитывающий и просветляющий эффект от архитектуры, о котором я говорил вначале.

Беседовал Владимир Хохлев

Тел. 275-4408



Реклама на сайте






© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна