Рекомендации конференции
В Доме архитектора состоялась конференция «Законодательное обеспечение
саморегулирования строительной деятельности: опыт, проблемы, решения».
В ней приняли участие руководители правительства города, специалисты
Комитета Госдумы РФ по собственности, Общественной Палаты РФ, руководства
Российского союза строителей, Союза архитекторов России, региональных
строительных бизнес-сообществ.
После многочасового обсуждения проблемы участники совещания
приняли Меморандум.
Участники конференции согласны с мнением о том, что система
государственного лицензирования строительной деятельности, особенно
в части выдачи лицензий на изыскания, проектирование, строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт объектов недвижимости, в значительной
степени себя изжила и не только не соответствует принципам рыночной
экономики, но уже сдерживает развитие строительной сферы.
Участники конференции рекомендуют:
· Считать переход от государственного к общественному регулированию
изыскательской, архитектурно-проектной и строительной деятельности важной
и неотложной задачей как органов государственной власти, так и субъектов
строительного рынка. Признать целесообразным переход от государственного
к общественному лицензированию компаний лишь после принятия и вступления
в силу законодательных и нормативных документов РФ.
· Федеральному собранию РФ:
а) ускорить прохождение законодательных актов, относящихся
к саморегулированию в строительстве, с тем чтобы не позже мая-июня эти
законы были
приняты;
б) при принятии соответствующих законов учесть мнение строительного
бизнес-сообщества, которое считает целесообразным:
– создание системы региональных и, там где это нужно, федеральных (вертикально-интегрированных
по видам деятельности) саморегулируемых организаций;
– обеспечение реальной самоуправляемости саморегулируемых организаций,
с числом членов не менее 100;
– сохранение действующих бизнес-сообществ на федеральном и региональном
уровнях путем создания в них (или при них) саморегулируемых организаций,
а также включение в них компаний, связанных с инвестиционно-строительной
деятельностью в регионе;
– обеспечение полной самостоятельности саморегулируемых организаций,
определенной федеральным законодательством «Об объединениях работодателей»,
решения о принятии и исключении из СРО не должны быть подконтрольны
государственным и судебным органам;
– включение в перечень субъектов саморегулирования предприятий
по производству строительных материалов, конструкций, инженерного оборудования
зданий и сооружений,
а также по производству строительной техники, что позволит замкнуть
весь цикл строительства объектов недвижимости;
– введение минимальных требований к членам СРО, осуществляющим проектно-изыскательские
и строительные работы;
– наделение СРО правом законодательной инициативы, введение нормы об
обязательной экспертизе правовых актов в инвестиционно-строительной
сфере в рамках региональных и федеральных СРО;
– введение периодической профессиональной сертификации членов СРО вместо
системы плановых проверок;
– расширение прав СРО в сфере страхования строительных рисков и управления
компенсационным фондом.
· Строительным бизнес-сообществам:
а) вести подготовку к переходу на саморегулирование их деятельности,
не ожидая принятия соответствующих федеральных законов, с тем чтобы
быть в максимальной степени готовыми к этому процессу;
б) использовать опыт ряда ассоциаций и союзов по профессиональной сертификации
компаний, созданию третейских судов и других органов контроля и разрешения
споров;
в) считать, что саморегулирование означает не только замену государственного
лицензирования общественным, но и создание системы делового партнерства,
консультирования, обучения и других видов деятельности, обусловленных
целями и задачами союзов и ассоциаций и федеральным законодательством
о некоммерческих организациях и объединениях работодателей;
г) считать одним из условий вступления компании в СРО страхование строительных
рисков и ответственности перед третьими лицами.
· Государственным органам на уровне Правительства РФ и субъектов
РФ:
а) после принятия федерального закона в максимально короткий
срок издать необходимые подзаконные акты, обеспечивающие механизм перехода
к саморегулированию в строительстве;
б) содействовать становлению и развитию саморегулируемых организаций,
включать в состав рабочих органов законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ представителей саморегулируемых организаций;
в) обеспечивать признание документов, выдаваемых СРО своим членам (в
виде свидетельств о членстве в СРО, сертификатов и т. п.) для их профессиональной
деятельности на территории Российской Федерации.
Принято 245 участниками конференции.
(Публикуется с сокращениями)
Вице-губернатор, президент Союза строительных объединений и
организаций Санкт-Петербурга А. И. Вахмистров:
– Итак, во-первых, мы поддерживаем саму инициативу принятия закона о
саморегулировании. Это официальная позиция правительства Петербурга.
Давайте наконец поставим точку, сделаем реальный шаг вперед. Но я должен
сказать, что государство все равно не уйдет со строительного рынка,
так как СРО не могут выполнять все надзорные функции. Есть органы прокуратуры,
инженерные инспекции, архитектурно-строительный надзор, госэкспертиза
и пр. и пр.
В то же время мы готовы организовать взаимодействие со СРО.
(Из выступления на конференции)