Бизнес-превращение грузового двора
Комплексное развитие территории
Грузовой двор станции Московская–Товарная перебазируется в Шушары,
освободив территорию под общественно-деловую застройку.
Треугольник в центре города, ограниченный Гончарной улицей, Лиговским
проспектом и Обводным каналом, «золотым» называют весьма осторожно.
Ведь, несмотря на сверхпривлекательное местоположение и большое желание
властей города вывести отсюда грузовой двор станции Московская-Товарная,
сложностей с данной территорией было немало. Помимо многострадальной
ямы у Московского вокзала, требовалась рекультивация загрязненных земель,
имелось большое количество т. н. неэффективных собственников, кроме
того, проблему представлял выбор новой площадки, которая должна, по
словам руководства РАО «РЖД», «вписываться в технологию перевозок».
Грузовой двор железнодорожной станции Московская-Товарная был построен
в XIX веке и давно не отвечал современным требованиям к подобным объектам.
В 2006 году были определены параметры проекта и инвестор – московская
компания «Росрегионпроект», а сам проект преобразования территории станции
Московская-Товарная был утвержден как стратегический.
Общая площадь комплексного развития территории, где располагалась станция
Московская-Товарная, составляет 317 га. Проект предполагает вывод с
нее грузового двора и больницы и создание там делового квартала с элементами
жилой застройки. В рамках первого этапа будет высвобождено и заново
застроено 22 га, о чем в конце 2006 года ОАО «Российские железные дороги»
подписало контракт с компанией «Росрегионпроект Девелопмент».
Первоначально предполагалось, что город предоставляет территории в
Шушарах для размещения грузового двора, а затем привлекает инвестора
на освоение освобожденной территории. Однако в итоге переговоров с РАО
«РЖД» пришли к схеме, по которой все риски взял на себя инвестор. В
соответствие с соглашением инвестор приобретет земельный участок в Шушарах-3
и за свой счет отстроит на нем инфраструктуру нового грузового двора.
РЖД, как собственник зданий и сооружений станции Московская-Товарная,
выкупит занятую сейчас грузовым двором землю (она является федеральной
собственностью). Грузовой двор в Шушарах инвестор передаст РЖД, а в
обмен под застройку получит в собственность нынешнюю территорию Московской-Товарной.
По предварительным оценкам, только создание железнодорожной инфраструктуры
в Шушарах обойдется инвестору более чем в 100 млн долларов.
В свое время концепцию вывода станции и развития территории от Московского
вокзала до Обводного канала по заказу города разрабатывал Институт проблем
предпринимательства. На разработку проекта развития участка территории
в 22 га инвестор планирует объявить конкурс с участием зарубежных архитектурных
компаний. Предположительно, под жилье будет отведено не более 30–40%,
а основную часть составит общественно-деловой комплекс с традиционными
объектами бизнес-инфраструктуры: конгресс-залы, гостиницы, паркинги,
торговые и развлекательные центры. Максимальная высота зданий не превысит
допустимых для данной территории 48 метров.
Сроки реализации проекта – 2006–2009 годы. Хотя, скорее
всего, к 2009 году удастся построить новый грузовой двор в Шушарах и
перевести туда существующее хозяйство, а многофункциональный общественно-деловой
комплекс на освобожденной территории будет вводиться очередями до 2015
года.
Закрытие станции Московская-Товарная за Лиговским проспектом уже началось.
По мнению специалистов, перевод грузового двора Московской-Товарной
должен стать пилотным проектом вывода грузовой железнодорожной инфраструктуры
из центра и для других районов города.
Подготовила Светлана Соснова
Мнение специалиста
Председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам
М. Соколов:
– Будущее города – международный, деловой, финансовый и инновационный
центр Европы, который сможет соперничать с Лондоном, Парижем и иметь
собственный колорит. По оценкам всех ведущих консультантов коммерческой
недвижимости, Санкт-Петербургу катастрофически не хватает бизнес-инфраструктуры,
способной принять и обслужить бизнес, стремящийся в город, в том числе
объектов т. н. экспресс-обслуживания. Развитие территории грузового
двора станции Московская-Товарная направлено на решение именно этих
задач.
В то же время на площадке Шушары-3, куда перебазируется грузовой двор
РЖД, будет построен крупный логистический центр. Туда же будут выведены
мощности Первого контейнерного терминала, других не слишком подходящих
для центра города компаний.