Трижды доработанный
Проект ТРК у Московского вокзала вновь изменен
Генеральный проектировщик Торгово-развлекательного комплекса, возводимого
около Московского вокзала на месте легендарной «ямы», внес в проект
ряд новых изменений.
В частности, значительно увеличено количество входов в ТРК.
Заказчик
проекта – ООО «Строительная компания Бриз»
Инвестор – Meridian Capital, UK
Консультант по архитектуре – британская компания Chapman Taylor
Генеральный проектировщик – архитектурная мастерская ООО «Григорьев
и партнеры» (СГХ № 86)
Градостроительный совет Петербурга уже трижды отправлял этот проект
на доработку, в последний раз – в феврале 2007 года.
Напомним, что инвестор намерен построить многофункциональный торгово-развлекательный
комплекс на территории котлована, оставшегося от нереализованного проекта
РАО ВСМ. Согласно условиям конкурса по завершении строительства – в
декабре 2008 года 22% всех площадей комплекса должно быть передано в
собственность РФ, 78% – инвестору.
Согласно проекту, ТРК – четырехэтажное здание общей площадью более
180 тыс. кв. м, из которых 60 тыс. кв. м – торговые. Двухуровневый подземный
паркинг рассчитан на 1200 автомобилей. Фасад здания предлагается сделать
из натурального камня, сопоставимого по цветовой гамме с обликом Московского
вокзала.
Основными недостатками проекта архитекторы назвали слабую доступность
ТРК для посетителей и монотонность фасада (на все здание было запланировано
всего два входа – со стороны метро и с Лиговки), проблему с транспортом
и «коридорный» стиль планировки.
По мнению членов Градостроительного совета, поток автомашин, который
неизбежен возле крупного магазина, может превратить перекресток Лиговского
и Невского проспектов в вечную пробку. Первоначально предполагалось,
что для решения транспортной проблемы будет построен тоннель под Лиговским
проспектом, однако эта идея была отвергнута. Экспертиза показала, что
грунты здесь слабые и тоннель создаст опасность для окружающих зданий.
Авторов проекта обвинили также в стремлении «запихать» как можно больше
полезных площадей в ограниченный объем, в результате чего комплекс был
назван «ужасом клаустрофоба», не имеющим «открытых воздушных пространств».
В ответ на это обвинение представитель заказчика пояснил, что жесткость
позиции инвестора продиктована инвестиционным договором, требующим создать
не менее 160 тыс. кв. метров. Схема комплекса разработана компанией
Chapman Taylor и основывается на жестких экономических расчетах окупаемости.
В результате дискуссии глава КГА Александр Викторов предложил увеличить
высоту комплекса с 23 до 32–42 метров, чтобы ТРК выглядел не таким громоздким,
и усовершенствовать фасад, «чтобы он не казался глухим». Дело в том,
что жесткое ограничение по высоте действует не для всего здания, а лишь
для его частей, выходящих на Лиговку и привокзальное пространство. В
глубине квартала дом может быть поднят до отметки 42 метра.
По словам генерального директора ООО «Григорьев и партнеры»
Владимира Григорьева, после февральского заседания Градостроительного
совета в проект были внесены определенные изменения.
– Фасадная часть здания была отодвинута от красной линии.
Объем здания, находящийся в глубине квартала, увеличен до 5 этажей (там
будут находиться помещения развлекательного и оздоровительного плана).
Однако мы не пошли на увеличение высоты до 42 м, а уложились в 32 м.
Тротуар вдоль Лиговского проспекта мы превратили в пешеходную зону с
несколькими входами в торговый комплекс. Самые кардинальные доработки
касаются именно увеличения количества входов в ТЦ. Они повлияли на силуэт
здания – фасадная линия с 6 входами перестала быть монотонной.
Что касается выделения свободных пространств внутри комплекса, то мы
считаем, что внутреннее пространство у нас и так достаточно свободное.
Транспортная проблема будет решаться в ходе начавшейся реконструкции
Лиговского проспекта. Снятие трамвайных путей приведет к увеличению
ширины проезжей части. Кроме того, мы прорабатываем вариант устройства
подземных пешеходных переходов.
Как стало известно нашему журналу, в конце апреля 2007 г. проектная
разработка наконец была согласована КГА.
Наталья Соколова