25-й кадр
О том, что скрыто от глаз проверяющих комиссий и жильцов, поведал
Генеральный директор ОАО «Жилкомсервис № 4 Приморского района», обслуживающей
компании в сфере ЖКХ, Владимир Владимирович Стрелец.
– Как нам известно, вы проработали более 30 лет в сфере
ЖКХ, 15 из которых в качестве грамотного руководителя. Как удается держать
марку?
– Техническая оснащенность, новые методики, большой
обслуживающий массив – это лишь результат работы. За всеми цифрами и
показателями стоят живые люди, и об этом надо помнить всегда. Рыба гниет
с головы, с нее она же и начинается. Тем более в нашей сфере сегодня
как никогда актуален кадровый вопрос.
– Все руководители жилкомсервисов говорят, что на предприятиях
не хватает квалифицированных рабочих, точнее, дворников. У вас идентичная
ситуация?
– Нет, я клонирую самых выносливых, и они работают по
две смены (смеется). Конечно, у меня те же проблемы! Последние полтора
года мы планомерно повышаем зарплату, но недостаточная механизация процесса
и общая слабая культура производства отталкивают сотрудников, тем более
в основном дворниками идут работать женщины. У нас много предложений
по оптимизации труда, например – построить централизованный пылесборник
в домах. Но решаться такие вопросы должны не нами и не тогда, когда
дом уже построен. Только совместная работа жилищных комитетов, администраций
города, архитекторов и эксплуатационных служб может изменить ситуацию
к лучшему.
– А что вы предпринимаете в своей организации для решения
кадровых проблем?
– Грамотная команда у руля и сплоченный коллектив –
это фундамент успеха. Мы стараемся предвосхитить проблемы и много внимания
уделяем комфорту трудящихся. Слоган нашей организации «живите комфортно»
распространяется не только на жильцов, но и на работников предприятия.
Например, в самой организации мы открыли столовую для служащих, которая
также служит конференц-залом для важных совещаний и местом для торжественных
встреч с председателями ТСЖ и коллегами по работе, а всем служащим верхнего
и среднего звена предоставляем сотовые телефоны и оплачиваем служебные
переговоры.
– Хорошее питание – залог здоровья? Сотрудники, наверное,
даже больничных листов не берут?
– Как раз для этого мы заключили договор с поликлиникой
на профилактику всех респираторных заболеваний и общее регулярное обследование.
У нас есть свой медкабинет, там сотрудники и проходят осмотр. К июлю
мы закончим рекреационный комплекс, который будет находиться в нашем
основном здании и включать в себя тренажерный зал, солярий, ультрафиолетовую
сауну, душевую комнату и зал для шейпинга.
– Вот это удивили так удивили! При таких условиях в вашей
организации, наверное, и кадровой текучки нет?
– Да, сегодня это уже не так актуально, как в прошлом
году. Тогда текучесть кадров составляла более 50% – это обуславливалось
тем, что мы исполняли рекомендации Жилищного комитета и без разбора
брали на работу кадры из ЖЭС № 6 и ЖЭС № 9.
На сегодняшний день ОАО «Жилкомсервис № 4 Приморского района» укомплектовано
кадрами и насчитывает около 300 сотрудников. В нашем ведении находятся
примерно сто зданий с общей площадью более миллиона квадратных метров,
на которой проживает 50 000 человек. Повторюсь, что не хватает только
дворников, но эта проблема частично решаема – мы берем на работу иногородних
сотрудников, помогаем с оформлением документов и ведем строгий контроль
над качеством выполняемых ими работ.
– А как обстоят дела с молодыми специалистами?
– Привлечение и закрепление на предприятиях соответствующих
требованиям работодателей молодых сотрудников – главный приоритет кадровой
политики страны, и здесь мы тоже не отстаем. Существует фактор «старения»
персонала предприятия, и важно то, что молодежь более динамична и восприимчива
к инновациям. Мы стараемся предоставить молодым наиболее комфортные
условия для работы: к примеру, наша организация по максимуму компьютеризирована,
кабинеты качественно обставлены, и мы стараемся, чтобы молодежь работала
не только с молодежью, но и с более опытными сотрудниками.
Наши молодые специалисты разработали уникальную и к тому же простую
методику по работе с ОСЖ (обществами собственников жилья, т. е. ТСЖ,
ЖСК и т. д.), которая позволила облегчить бюрократическую волокиту для
председателей. Ведь ими становятся люди разных профессий, у которых
неоткуда взяться опыту управления домом. И в этой методике, используя
опыт маститых жилищников, например, таких как Фридрих Матвеевич Иохведов
(начальник бывшего «ОргТехРемСтроя»), мы преследуем одну цель – кем
бы ни был председатель, какие бы «оранжевые революции» ни возникали
в совете правления, объект должен всегда обслуживаться на высоком уровне.
Еще наша молодежь хорошо разбирается в экономике, и недавно один сотрудник
задал мне вопрос, на который я не нашел ответа: «Обслуживание недвижимости
напрямую зависит от ее стоимости – 10% ежегодно должно расходоваться
на обслуживание объекта. За последний год стоимость недвижимости удвоилась,
следовательно, стоимость обслуживания и наши зарплаты должны были возрасти
пропорционально, но этого не произошло. При здоровой рыночной экономике
такая диспропорция невозможна, поэтому ситуацию необходимо менять на
уровне городских комитетов и Законодательного собрания. Когда же нам
ждать перемен?»
– На ваш взгляд, какова перспектива решения кадровых проблем
в сфере ЖКХ?
– В последние годы началось планомерное акционирование
отрасли ЖКХ, и развитие этого процесса имеет большое влияние на будущее
всей сферы услуг обслуживания и на каждого работника в отдельности.
Наши зарплаты по-прежнему остаются сравнительно невысокими (от 8–19
тыс. руб.), и это вызывает отток сотрудников в строительную сферу, где
оплата труда значительно выше ввиду постоянного роста цен на жилье.
Передача контрольного пакета акций в руки жилищников – компетентных,
неравнодушных к городу специалистов – смогла бы сделать работу в сфере
ЖКХ намного привлекательней и перспективней. В прошлом приватизация
предприятий обошла жилищника, поэтому сейчас самое время исправить ошибку
и дать возможность встать жилкомсервисам на рыночные рельсы.
На сегодняшний день – это главный путь к процветанию сферы услуг ЖКХ!
Владлена Перо
197372, Cанкт-Петербург,
ул. Авиаконструкторов, д. 11, корп. 2
Тел. (812) 349-2356