Комфортный лифт
И лифтовое хозяйство города
В этом году из бюджета города планируется дополнительно выделить 500
млн рублей для осуществления адресной программы «Реконструкция и модернизация
лифтов». За последние годы это первый серьезный положительный сдвиг
в лифтовом хозяйстве Санкт-Петербурга.
Оценивая техногенную ситуацию в Петербурге, министр по чрезвычайным ситуациям
Сергей Шойгу заявил, что серьезной проблемой для города в плане безопасности
остается лифтовое хозяйство. Сегодня на техническом обслуживании городских
жилищных организаций находятся 30 575 пассажирских и грузопассажирских
лифтов.
11 580 лифтов, а это почти 40%, эксплуатируются более 25 лет.
С каждым годом количество отслуживших положенный срок лифтов увеличивается
примерно на 1200 единиц.
С 1998 года в Санкт-Петербурге началась реализация отраслевой адресной
программы «Реконструкция и модернизация лифтов». Однако крайне скудные
средства, выделяемые бюджетом города, никак не соответствовали реальным
потребностям.
С 1998 по 2006 гг. было отремонтировано всего 2198 лифтов, что
составило 7,2% от общего количества лифтов.
Разумеется, при таких объемах выполнения программы переломить ситуацию
практически невозможно. Изношенное оборудование выходит из строя быстрее,
чем происходит его замена. Год от года накапливается недоремонт, так
что обслуживающие организации вынуждены заниматься бесконечным латанием
дыр.
Средняя стоимость модернизации одного лифта достигает 1 млн рублей,
реконструкции – 2 млн рублей. По данным Жилищного комитета, для ликвидации
недоремонта к 2013 году необходимо увеличить объемы работ с 400 до 2150
лифтов в год.
В 2006 году отремонтировано 426 лифтов, в том числе введено в эксплуатацию
после реконструкции 191 и выполнена модернизация 235 лифтов.
В 2007 году ситуация изменилась к лучшему. Из городского бюджета на
замену и ремонт лифтов выделено дополнительно 500 млн рублей. Это, однако,
может обеспечить выполнение только 30% необходимых работ.
Ежегодно Ростехнадзор ужесточает нормативы эксплуатации лифтового оборудования.
Сегодня все реконструируемые и модернизированные в Петербурге лифты,
а также лифты старых конструкций оснащаются автоматическими устройствами
безопасности, препятствующими несанкционированному проникновению в шахту
посторонних лиц.
Учитывая скромное финансирование программы «Реконструкция и
модернизация лифтов», одним из главных факторов при проведении тендеров
является цена.
При всех технических и эстетических преимуществах импортного
оборудования для бюджета его приобретение пока недоступно. Поэтому ставка
сделана на российского производителя.
Надо отдать должное отечественным лифтостроителям. Качественные лифты
поставляют в Петербург Могилевский, Щербинский, Карачаровский заводы.
С каждым годом лифтовое оборудование совершенствуется. Оно становится
более комфортабельным и надежным. Российские лифты укомплектовываются
не только отечественными, но и импортными лебедками, что делает их движение
более ровным и бесшумным. Если раньше станции управления были релейными,
то сегодня они оборудованы электроникой. А система мониторинга позволяет
эксплуатирующим службам получать информацию о состоянии лифта в реальном
времени.
Елена Рачкова
Тел. (812) 710-4018
Финансирование отраслевой программы «Реконструкция и модернизация
лифтов»:
• 2005 г. – 400 млн руб.
• 2006 г. – 532 млн руб.
• 2007 г. – 750 млн руб.
Мнение специалиста
В реализации адресной программы «Реконструкция и модернизация
лифтов» принимают участие петербургские компании. О том, с какими трудностями
им приходится сталкиваться, рассказывает генеральный директор фирмы
«ЛифтРемМонтаж» Борис Мороз.
– Сегодня на рынке лифтового оборудования активно работают как петербургские,
так и московские компании, такие как «РосЛифт», «Карачаровский завод».
В силу объективных причин мы оказываемся в неравных условиях. Оборудование
отечественных предприятий находится приблизительно на одном уровне по
техническим показателям. Все оно соответствует требованиям Ростехнадзора
и намного дешевле импортного. При проведении конкурсов, как известно,
в выигрыше оказывается тот, кто сумеет предложить наиболее привлекательную
цену. И в этом вопросе мы пока уступаем производителям. Не скажу, что
москвичи откровенно демпингуют, но возможностей снизить цену у них больше.
Было бы неплохо, если бы заводы предоставляли нам возможность получать
заказ с отсроченным платежом. Пока что мы можем купить лифт только в
рассрочку – закрыть стоимость авансовыми платежами в течение полутора-двух
месяцев, пока лифт производится. Недостаточно развита у нас и лизинговая
система. Оформление лизинговой сделки – дело долгое и хлопотное, нужны
поручители, залоги и пр. Банковские кредиты из-за высоких процентов
для многих компаний недоступны.