Мы с вами где-то встречались
Генподрядчики предпочитают «знакомых» субподрядчиков
Организаторы строительства по-прежнему предпочитают видеть в числе
своих субподрядчиков «старых знакомых».
Вместе с тем они уже более смело идут на сотрудничество с новыми компаниями,
способными предложить не только «интересную» цену, но и доказать свой
профессионализм.
Все
строители говорят о тендерах, но на практике по-прежнему каждый генподрядчик
предпочитает не рисковать, а идти проторенным путем, приглашая на субподряд
хорошо знакомую фирму.
Революций не произошло, но жизнь все же не стоит на месте. Питерские
компании ринулись осваивать региональные рынки, где волей-неволей пришлось
работать с местными подрядчиками – не тащить же за собой в Сочи или
Томск сантехников и электриков с берегов Невы.
В Северную столицу пришли московские и иностранные инвесторы, оттянувшие
на себя часть опытных питерских подрядчиков. Многие компании переориентировали
свою деятельность или структурно перестроились. В результате на строительном
рынке Петербурга усилилась конкуренция, появилось много новых фирм.
Эта начинает отражаться и на взаимоотношениях генподрядчиков и субподрядчиков.
Наш собеседник – генеральный директор компании «Строй ИМПЕРА»
Ярослав Набоков.
– В классическом варианте взаимоотношения генподрядчиков и субподрядчиков
должны строиться на тендерной основе. Но фактически мы на 80% полагаемся
на тех подрядчиков, с которыми уже работали или которых нам рекомендовали
наши партнеры.
Тендеры зачастую нужны компаниям не для того, чтобы узнать плох или
хорош подрядчик, а чтобы определиться по экономике, понять, попадает
тот или иной субподрядчик в общепринятую ценовую категорию – по городским
или российским расценкам.
– Есть ли идеальные субподрядчики?
– Идеальных нет и не может быть. Мы все не идеальные.
Есть субподрядные организации, с которыми мы предпочитаем постоянно
сотрудничать, с которыми нам комфортно работать. Например, на серьезных
объектах (Мариинский театр и др.) мы часто сотрудничаем с компанией
«Панорама» – то они нас привлекают, то мы их. Но надо понимать, что
привлечение того или иного подрядчика напрямую зависит от класса, сложности
и специфики объекта. Например, на строительстве комплекса ЗАО «Племенной
завод «Краснозерное» мы выбирали субподрядчиков, имевших опыт работы
с сельскохозяйственными объектами.
– Какие требования вы предъявляете к субподрядным организациям?
– В первую очередь важны экономические показатели компании-подрядчика.
Второй немаловажный вопрос – сроки строительства, третий – качество.
Очень важно соблюдать график производства работ. Если компания не сможет
выполнять свои обязательства, я с ней расстанусь. Сейчас проблем с поиском
подрядчика нет – на строительном рынке достаточно серьезная конкуренция.
– А если компания только выходит на рынок, вы рискнете
пригласить ее?
– Почему бы и нет? Посмотрим, что компания уже сделала,
попросим рекомендации, фотографии объектов. Может быть, по каким-то
объектам сделаем объезд.
Не обязательно привлекать нового подрядчика исключительно через тендер.
Главное – чтобы предложенная им цена была достаточно интересна для нас
(чуть ниже средней по рынку) и чтобы мы были уверены, что имеем дело
с профессионалами. То есть «новичок» должен
интересно и профессионально изложить свое предложение. В конце-концов,
если генподрядчика заинтересовало это предложение, но он еще плохо знает
субподрядчика, всегда можно взять компанию на испытательный срок.
– Ваша компания вышла на рынок не так давно, в 2005 г.
Как вы нашли своих первых заказчиков?
– Через тех, кто нас знал по предыдущей работе. Новые
компании не рождаются на пустом месте. Как правило, их создают люди,
имеющие опыт работы в строительном комплексе, имеющие наработанные деловые
контакты.
– Что, на ваш взгляд, позволит избежать таких неприятных
явлений, как увеличение сметной стоимости работы субподрядчика, подписания
дополнительных соглашений?
– С одной стороны, это зависит от порядочности подрядчика.
С другой – от подготовки и квалификации генподрядчика (у себя надо иметь
специалиста, который может адекватно оценить предложения субподрядчиков).
Кроме того, бывают случаи, когда заказчик предоставляет не полный, не
корректный проект, который переделывается уже в ходе строительства.
В итоге появляются дополнительные объемы работ. Главное – уметь четко
определять, по чьей вине это происходит: субподрядчика, генподрядчика
или заказчика.
Наталья Соколова
мнение профессионалов
Михаил Мельников, заместитель генерального директора компании
«ИМПЕРА»:
– Хороший грамотный генподрядчик должен и контролировать,
и планировать работу субподрядчиков, а для этого иметь в своем штате
специалистов, которые могут адекватно отследить работу подрядной организации
и на стадии расчета договорной цены, и на стадии исполнения договора,
и на этапе сдачи работ заказчику.
Генподрядчик обязательно должен отслеживать все эти стадии. Иначе субподрядчики
превратятся в такое неуправляемое сообщество, которое будет вертеть
генподрядчиком как захочет. Если поставить дело правильно, то сразу
четко определяется руководящая роль генподрядчика. Но для этого генподрядчику
нужны знания, воля и хорошая структура компании. Генподрядчик должен
иметь банк данных субподрядчиков, отслеживать появление на рынке новых
субподрядных фирм, изучить их возможности.
Компания «Импера» как раз и была создана для выполнения генподрядной
функции (непосредственно строительством занимается «Строй ИМПЕРА»).
Игорь Куликов, главный инженер ГК «Полистрой»:
– Наша компания предпочитает выполнять работы собственными
силами, отдавая субподрядчикам не более 20% объема работ, и иметь дело
только с проверенными и надежными поставщиками и партнерами.
Например, постоянное и взаимовыгодное сотрудничество с компанией «БИК-Вентсистемы»,
специализирующейся на производстве компонентов вентиляционных систем,
монтаже систем вентиляции и кондиционирования, переросло в крепкие деловые
отношения, проверенные временем и многими объектами. Мы полностью доверяем
друг другу и несем коллективную ответственность за выполненные работы.
Александр Заболотный, управляющий холдинга «Фирма «Петротрест»:
– По одному какому-то критерию, в том числе ценовому, выбрать
нужного подрядчика невозможно. Обычно самая низкая и самая высокая из
предложенных цен откидываются, и генподрядчик ориентируется на золотую
середину.
Во внимание принимается обеспеченность компании квалифицированными кадрами,
время и опыт работы на рынке, какие объекты она построила и какие о
ней отзывы…
Поиск субподрядчика вот уже много лет в России базируется на личных
контактах. Да, создаются и тендерные комиссии, но все же большинство
генподрядчиков предпочитают иметь дело с известными им компаниями, с
постоянными партнерами. И выбор делается между ними…
К объявлениям на сайтах надо относиться с определенной долей скептицизма.
Это хороший способ пополнения банка данных о субподрядных организациях.
Это и анализ рынка, а иногда и метод давления на «своих» подрядчиков.
Неизвестная нам компания должна предоставить в тендерную комиссию рекомендации
или банковские гарантии, только тогда мы всерьез станем рассматривать
ее коммерческое предложение (СГХ № 79).
Антон Грушев, генеральный директор ЗАО «Омега»:
– Наши генподрядчики не имеют права выбирать субподрядные
организации, их основная функция – организация строительного процесса.
Мы как заказчики проводим все конкурсы и сами выбираем всех участников
строительства…
При проведении тендеров и выборе подрядных организаций цена не всегда
должна быть основным критерием. Она может быть критерием, но при прочих
равных условиях (СГХ № 92).