Причастность к большому и важному делу вдохновляет людей
Управление механизации – филиал ОАО «Метрострой», одно из наиболее
значимых предприятий города с богатейшей трудовой историей, отмечает
свое 60-Летие. Очередной юбилей – это повод подвести итоги и наметить
планы на будущее.
О важнейших этапах становления и перспективах развития компании мы
беседуем с директором Управления механизации Валерием Дмитриевичем Кузнецовым.
– Валерий Дмитриевич, 60 лет назад с чего все начиналось?
– Дата рождения Ленметростроя – 21 января 1941 года.
До июня предприятие работало. С началом войны стволы шахт первой линии
метрополитена были законсервированы. Работники Метростроя с 1941 по
1945 годы воевали на фронтах, строили оборонительные сооружения, пирсы,
железные дороги и другие объекты. Очень много метростроевцев погибло.
После войны строительство метро продолжилось. В 1946 году был создан
проектный институт «Ленметрогипротранс», который занимался проектированием
объектов метростроения.
31 марта 1947 года в составе Ленметростроя создано новое подразделение
– «Контора электро-механомонтажных работ и проката оборудования». Наша
база уже 60 лет находится на одном и том же месте: ул. Маршала Говорова,
39 (раньше ул. Левая Тентелевка).
Первая очередь строительства метро далась очень тяжело: отсутствовал
опыт работы, не было механизмов. Работы велись практически вручную.
Лишь в 1951 году на помощь людям пришел первый механизированный щит,
изготовленный на петербургских заводах.
– На эти годы выпала и послевоенная разруха, и перестройка
90-х, как удалось сохранить предприятие?
– После войны, во время разрухи, было
сложно работать, но ленметростроители вместе со всей страной восстанавливали
хозяйство, старались сделать как можно больше для изможденного блокадой,
но не покорившегося Ленинграда. А главная наша задача заключалась в
том, чтобы строить метро – и метро строилось! И строилось хорошо! В
90-е годы, когда фактически прекратилось государственное финансирование
строительства метрополитена, перед нами стояла задача сохранить технический
потенциал и квалифицированные кадры. При отсутствии поставок нового
оборудования старались содержать в рабочем состоянии ту технику, которая
имелась, по возможности модернизировать ее. Вот так и продержались в
самые сложные годы.
Предприятием руководили талантливые люди, работавшие на перспективу.
Мне повезло трудиться с Николаем Михайловичем Филипповым, который осуществлял
руководство 28 лет, пришедший ему на смену Владимир Григорьевич Батурин
стоял «у руля» 20 лет. Я пришел на предприятие в 1971 году, в 1987-м
стал главным инженером, а в 2002 году возглавил очень хороший коллектив
– Управление механизации. В УМ никогда не было большой текучки кадров.
У очень многих в трудовых книжках указано одно место работы – Управление
механизации. У нас трудятся целые династии.
Мы всегда ощущали и ощущаем причастность к очень важному для города
делу – строительству метрополитена. Ни «легкое» метро, ни наземные автобусные,
троллейбусные маршруты не способны в глобальных масштабах решить транспортную
проблему мегаполиса. Метро – наиболее удобный транспорт и самый быстрый
при сегодняшних пробках на дорогах. От станции метро «Нарвская» до станции
«Гражданский проспект» наземным транспортом можно два часа добираться,
а в метро – полчаса.
– Что сейчас представляет собой Управление механизации?
– УМ – электромеханическое подразделение Метростроя,
его техническое ядро. Уровень сложности работ при строительстве метро,
пожалуй, даже не с чем сравнить. Работа строителей метрополитена имеет
свою специфику и очень сложна в технологическом плане. Соответственно,
и техника требуется специфическая.
Управление механизации оснащено всей необходимой техникой: горнопроходческой,
строительной, энергоустановками, стационарными и передвижными компрессорами,
автономными электростанциями мощностью от 4 до 730 кВт, парком автомашин…
С лопатой и тачкой уже давно никто не работает. Есть, конечно, и ручные
работы, но процесс механизации идет, и ему уделяется все больше внимания.
Лет через пять Метрострой практически полностью перевооружится на базе
хорошей современной техники. Сегодня внедряем свои разработки, применяем
нетрадиционные технологии, чтобы достичь еще более высоких результатов.
В Управлении механизации сейчас трудится 320 человек, в 2001 году было
около 200. У нас шесть специализированных участков. Никакие горнопроходческие
работы не обходятся без наших специалистов и техники.
– Каковы планы на будущее?
– Планы у нас грандиозные. Схема развития
метрополитена в Санкт-Петербурге на перспективу утверждена. По плану
количество линий должно удвоиться. Сейчас Метрострой строит участок
от станции «Сенная» до станции «Волковская». К концу будущего года подземные
станции будут готовы. В высокой степени готовности станция «Адмиралтейская».
Нет только наклонного хода. Когда расселят дом сверху, будет построен
и наклонный ход с вестибюлем.
Метро имеет большое значение для развития города. Вот построили станции
«Комендантсткий проспект», «Парнас», и там закипела жизнь. Необходимо
и в дальнейшем строить, строить и строить метро, наверстывать упущенное.
Метрострой не только метро строит. Выиграли тендер на строительство
судопропускных сооружений на дамбе. Сейчас там активно ведутся работы.
Участвовали в строительстве тоннелей под Невой для нефтепроводов. Есть
работа - есть и перспективы развития.
За период перестройки, когда метро не строили, стали заниматься другими
видами деятельности, поэтому продолжаем развивать и эти направления.
Но самое главное сегодня, что мы вступаем в предпусковой период на Фрунзенской
линии метрополитена.
– Чем гордится Управление механизации?
– Мы гордимся своей историй, все этапы
которой нашли отражение в экспонатах музея, который у нас есть. Гордимся
своими работниками (тружениками). Люди ощущают важность своего труда
и гордость, когда едут в метро, в строительстве которого участвовали.
Благодаря руководству Метрострой сумел сохранить в трудные времена самое
важное: коллектив, инфраструктуру, направленность строительства и даже
профсоюзы. Профсоюз у нас – сила. Он очень многим занимается: у людей
возникают проблемы, и профсоюзная организация помогает их решать.
Особенно мы гордимся ветеранами, заслуженными работниками Управления
механизации, истинно, его золотым фондом. Вот некоторые из них: Федор
Семенович Арсентьев, Сергей Федорович Дубравин, Клавдия Павловна Ладыгина,
Василий Степанович Пещериков, Анатолий Иванович Васильев, Прасковья
Васильевна Гусакова, Прасковья Васильевна Комарова, Виктор Тимофеевич
Куликов, Ида Архиповна Семенова, Андрей Васильевич Старков, Иван Иванович
Субботин, Василий Иванович Фёдоров, Вера Павловна Дорожкова, Нина Павловна
Торжкова, Геннадий Владимирович Лепин,; Анатолий Михайлович Салганик,
Михаил Иванович Солуковцев, Евгений Матвеич Кузнецов, Виктор Иванович
Макаров и многие, многие другие.
К сожалению, некоторые ушли из жизни, но память об этих людях, их трудовой
доблести сохранится, пока существует наша организация.
Метрострой работает и живет сегодня, не жалея о прошлом, не боясь будущего,
и радуется настоящему!
Марина Иванова
Санкт-Петербург,
Ул. Маршала Говорова, д. 39
Т. 252-3583,ф. 252-2226
Управление Механизации – филиал ОАО «Метрострой»
60 лет!
31 марта 1947 г. в составе Ленметростроя создано
новое подразделение – КЭММР и ПО («Контора электро-механомонтажных работ
и проката оборудования»).
1947 – 1949 г.г. – освоена производственная площадка
на ул. Левая Тентелевка (пр. Маршала Говорова, 39).
1951 – 1955 г.г. – освоение первых ленинградских щитов,
созданных на заводах города, а также наклонного укладчика типа ТН-1,
применяемого при проходке эскалаторных тоннелей. Появление первых тюбингоукладчиков
типа ГПТ-6.
1955 г. – группа работников КЭММР и ПО награждена высокими
правительственными наградами за активное участие в сооружении первой
очереди ленинградского метро.
5 марта 1963 г. – Приказом Министерства Транспортного
строительства КЭММР и ПО переименована в «Контору по эксплуатации, прокату
и ремонту оборудования» (КЭПРО).
1978 г. – КЭПРО переименовано в Управление Механизации.
10 октября 1994 г. Управление Механизации Ленметростроя преобразовано
в УМ – филиал ОАО «Метрострой».
1995 г. – начало восстановительных работ по ликвидации
последствий воздействия плывуна на перегоне «Площадь Мужества» – «Лесная»
Кировско-Выборгской линии метрополитена.
2004 г. – вышел Указ Президента России о награждении
наиболее отличившихся при ликвидации Размыва между станциями «Площадь
Мужества» и «Лесная» государственными наградами Российской Федерации.