Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 93 май 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Директор выбирает
Управление компанией не терпит стереотипа

В сознании российских менеджеров формируется устойчивое представление о том, что тот или другой набор инструментов управления является необходимым и достаточным условием создания успешной компании. Однако директора многих преуспевающих компаний главными факторами успеха считают формирование собственной стратегии и модели ведения бизнеса.

Сегодня российские компании, завершив один виток качественного роста, еще не перешли на следующий – не определились, куда двигаться дальше, и находятся в процессе поиска. Предполагается, что существует некий набор технологий правильного управления, внедрив которые, компания автоматически становится эффективной. Известно даже, где этот волшебный ключик спрятан – в опыте крупных западных компаний.
Набросаем портрет такой «правильной» компании: во главе ее стоит профессиональный менеджер с опытом работы в международных корпорациях; стратегия разрабатывается на базе регулярного SWOT-анализа. Производство сертифицировано по ISO. В ходе реструктуризации непрофильные функции переданы на аутсорсинг; проведен реинжиниринг бизнес-процессов, которые затем автоматизированы при помощи R/3. Все подразделения дружно работают на достижение своих KPI, сбалансированных в BSC. Теперь главная цель компании – IPO.
Аналитики не отрицают эффективность и полезность каждого из перечисленных инструментов. Проблема в другом. Складывается ощущение, что в сознании российских менеджеров формируется устойчивое представление о том, что тот или любой другой набор инструментов является необходимым и достаточным условием создания успешной компании. Если следовать указанной логике, получается, что не надо изобретать ничего нового, достаточно внедрить давно придуманные универсальные технологии.
Но любая технология является лишь инструментом, который помогает реализовать целостное видение целей, к которым движется компания. Видение, основанное на собственном понимании того, что она будет делать лучше других, какой конкурентный продукт предложит на рынок, как будет управляться, кто, как и почему в ней станет работать.

Предпринимательский дух

Чтобы понять, какие перспективы для развития есть у российских компаний, ИКФ «АЛЬТ» изучила опыт управления ряда успешных компаний Центральной Европы. Выяснилось, что единого фактора, как ключа к успеху, нет.

Есть предпринимательская по своей сути модель управления, в которой гармонично сочетаются пять элементов, каждый из которых является неотъемлемой составляющей успеха:
· быстрая реакция и гибкость;
· стремление идти своим путем, а не копировать чужой;
· умение выстроить «дружелюбный» по отношению к персоналу, клиентам и партнерам бизнес;
· опора на собственное видение ситуации и здравый смысл, а не на готовые решения;
· драйв созидания не менее важный, чем желание заработать деньги – движитель их развития.

Отличительной особенностью руководителей, с которыми встречались специалисты «АЛЬТа», является то, что, несмотря на рост размеров бизнеса, им удается сохранить предпринимательский дух компании.
Директора компаний одновременно зарабатывают деньги и делают то, что им нравится. Драйв заряжает команду энергией на решение все новых амбициозных задач и придает силы в кризисные периоды, которые бывают в любой компании.
Если руководитель или собственник постоянно думает о том: нет ли возможности заняться другим, более прибыльным бизнесом, то, как только перспективы роста становятся менее очевидны (или компания попадает в непростую рыночную ситуацию, либо на глаза попадается новый интересный проект), он, вместо того чтобы с удвоенной энергией бороться, ищет возможность выйти из дела и заняться чем-то другим.
Безусловно, такой подход к бизнесу имеет право на существование. Большинство инвестиционных фондов и российских финансово-промышленных групп являются ярко выраженными его представителями. Но не все могут быть инвестиционными банкирами – это особый вид бизнеса, который требует специальных навыков и компетенций.

Жена или любовница?

Как руководитель должен относиться к своей компании? Однозначного ответа нет. В своем исследовании специалисты фирмы «АЛЬТ» приводят выписку из стенограммы одного «круглого стола», в котором принимали участие уважаемые российские руководители. Там было записано: «Если ты любишь свою компанию как жену, ты – не предприниматель. Если ты любишь ее как женщину легкого поведения, с готовностью купить новую и продать эту, тогда ты – предприниматель».

По мнению аналитиков, это ошибочная трактовка предпринимательства. Причем с точностью до наоборот. Директора центральноевропейских фирм, участвовавшие в опросе, относятся к своим компаниям скорее как к любимой жене, чем как к женщине легкого поведения.

Кстати, директора исследуемых компаний ни разу не выделяли внедрение современных инструментов управления среди ключевых факторов своего успеха.

Главным для них было сформулировать свою уникальную стратегию и модель ведения бизнеса, а потом искать, опираясь на логику и здравый смысл, те технологии и инструменты, которые необходимы для решения поставленных бизнес -задач. Опора на здравый смысл лишь на первый взгляд кажется простым решением. На самом деле она требует от руководителя большого мужества.

Не останавливаться

Существует три основных варианта дальнейшего развития российских компаний: искать новые более динамичные сегменты на внутреннем рынке, делать ставку на экспорт или продавать бизнес. Авторы исследования считают, что компании предпринимательского типа имеют наибольшие шансы стать выдающимися. Присущий этому типу драйв является хорошим стимулом ставить амбициозные задачи экспансии на международные рынки и не продавать компанию, когда поступает очередное выгодное предложение или случается временный финансовый кризис.

В России уже появилось немало предпринимательских по своему духу компаний, у них есть драйв; они умеют действовать быстро и гибко; они освоили самые современные инструменты управления.
И самое главное – они уже идут своим путем, реализуя свою собственную уникальную стратегию, находя те самые «изюминки», которые позволяют им быть успешными на российском рынке.
Главное сейчас – не останавливаться на достигнутом, не успокаиваться под влиянием бизнес-идеологии, сковывающей предпринимательский дух. Необходимо сделать следующий шаг – перейти к созданию компаний, способных успешно конкурировать с мировыми лидерами не только на своей, но и на их территории.

Подготовила Наталья Соколова

По материалам исследований ИКФ «АЛЬТ»

Мнение специалистов

Каждый директор обязан быть…

Ольга Чеботкова, директор и партнер компании Top Hunt International:
– Все менеджерские технологии уже «навязли в зубах», и сейчас наблюдается повышенное внимание именно к нестандартной, неординарной личности управленца. Мало просто все знать, важно еще суметь это применить, а для этого нужно быть цельной и эмоционально зрелой личностью (Клуб директоров).

Александр Назаров, генеральный директор компании «Вилия»:
– Стройка для меня не просто работа, я получаю от нее настоящее удовольствие… Успешные компании мало похожи друг на друга: у каждой из них есть свои «ноу-хау», позволяющие им оставаться в лидерах (СГХ № 88).

Сергей Семкин, гендиректор ITM Group:
– Когда преподаватели рассказывают о мировом опыте, понимаешь, что многое уже придумано и не нужно «изобретать велосипед». В то же время я понимаю: что-то мы делаем немного по-другому. Российский рынок сейчас интегрируется в мировую экономику, и нам нужно адаптировать наш собственный опыт к системе управления, принятой во всем мире (СГХ № 84).

Игорь Тупальский, председатель Совета директоров ХК «Ассоциация по сносу зданий»:
– Хороший руководитель в чем-то похож на персонажа Данко. Чтобы повести за собой людей, он должен видеть цель и пути ее достижения… Все модные тренинги по тим-билдингу не решают реальных проблем. На деле каждый руководитель выстраивает собственную, наиболее приемлемую лично для него систему управления. Когда я читаю об успешных предприятиях, мне интересно не то, как они заработали много денег, а как им удалось построить жизнестойкую и способную к саморазвитию производственную систему (СГХ № 83).

Федор Туркин, гендиректор ЗАО «РосСтройИнвест»:
– Для меня формула успеха заключена в трех пунктах. Первое – это правильно определять цели. Второе – это одержимость, ничем несокрушимая «сила намерений»… Третье важное условие – умение ставить точки над «i». Нужно все делать по максимуму, больше чем на 100%, и тогда успех неизбежен (СГХ № 87).


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна