Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 93 май 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



По закону прямого действия
Контроль расхода бюджетных средств

Для контроля за целевым и экономным расходованием бюджетных средств существовал ФЗ № 97 от 1999 г.
Он касался способов размещения заказов по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд. Но он регулировал только федеральный уровень.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Александрович СамойликКак контролируется размещение госзаказов в соответствии с ФЗ № 94? На этот и другие вопросы отвечает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области В. А. Самойлик.

– Виктор Александрович, считаете ли вы появление нового закона своевременным?
– Хотя он действует уже второй год, однозначный ответ дать непросто. Он существенно отличается от предшествовавших документов: 305-го указа и ФЗ № 97 от 1999 г. Они имели силу только на федеральном уровне, а для субъектов Федерации и муниципалитетов носили рекомендательный характер. Новый закон, являясь документом прямого действия в сочетании с рядом распоряжений Правительства РФ, должен был «расшить» все узкие места. Но, с одной стороны, правительство пока не выполнило то, что предписано законом. А с другой – в ФЗ № 94 содержится немало неточностей и противоречий. Их устранением занимаются и правительство и законодатели: Госдума и Совет Федерации.

– Как ваше Управление оценивает бюджетные расходы?
– Мы не подменяем другие контролирующие органы, проверяющие целевое и экономное расходование бюджетных средств. Предмет нашего контроля – соблюдение заказчиком и теми, кого он привлекает к процедуре размещения заказа, процедур выбора исполнителя заказа, процедур заключения контракта, прописанных в 94-м законе.

– Что является главной составляющей нового закона?
– В нем четко прослеживается усиление борьбы с коррупцией в России. Известно, сколько денег предусмотрено выделить на конкретный заказ. Размещается информация в специализированных СМИ, публикуются на сайте соответствующие данные и все протоколы по рассмотрению заявок. То есть ситуация является максимально открытой, как этого требуют интересы государства, общества и бизнеса.

– Вы сказали, что Правительство РФ не все сделало для усиления действия закона…
– Законом предусмотрены подзаконные акты, которые должны быть приняты Правительством. Но многие из них до сих пор не подготовлены. Нет, например, положения о реестре недобросовестных поставщиков. Это очень важно – часть фирм работают плохо, договорных обязанностей не выполняют. Но на этой основе отказать им в участии в других конкурсах нельзя.

– Что еще беспокоит?
– Такая важная процедура, как порядок определения победителя конкурса. Законом предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок, который должно установить Правительство РФ. Его пока нет. До установления этого порядка правительством он определяется заказчиком. Как правило, у него для этого нет достаточной квалификации. Нам часто приходится разбирать жалобы на нарушения закона при оценке конкурсных заявок. Но чаще всего эти нарушения закладываются заказчиком еще при подготовке конкурсной документации. Выбираются не разрешенные законом критерии оценки, или сам порядок оценки не устанавливается.

Вот пример из нашей практики, из которого виден уровень квалификации заказчика. Проводится конкурс на охранные услуги федерального объекта. А в качестве критерия указывается… срок поставки товара. Хотя сроки оказания этих услуг самим заказчиком четко устанавливаются. Если говорить о подрядных работах, то сроки их выполнения претенденты на заказ могут предложить разные, и по этим срокам конкурсные заявки вполне можно оценивать. Или когда речь идет о поставках оборудования и т. п. А тут?
Кстати, много жалоб поступает к нам по поводу размещения заказов на услуги по охране и уборке.

– Как поступают жалобы в ваше Управление?
– Органы власти и бюджеты в России четко поделены на три уровня: муниципалитет, субъект РФ и сама РФ. Все заказы и заказчики позиционируются соответственно. Законом предусмотрены и три уровня контролирующих органов.
Антимонопольный орган специальным постановлением правительства назначен полномочным для осуществления контроля за соблюдением закона о размещении заказов на федеральном уровне. Наше Управление представляет ФАС в двух субъектах сразу.

– А Санкт-Петербург и Ленинградская область?
– Эти субъекты РФ создают свои органы, которые уполномочивают на контроль над соблюдением ФЗ № 94 при размещении заказов. Точно так же действуют и муниципалитеты внутри города и области (там два уровня). С жалобой по поводу госзаказа можно обращаться в контролирующие органы своего уровня, но и к нам тоже.

– Виктор Александрович, а если жалоба поступает непосредственно в Федеральную антимонопольную службу России?
– Тут есть два варианта. Во-первых, жалобу ФАС может рассмотреть и без нашего участия. Во-вторых, мы можем получить поручение из центра, провести проверку и доложить туда о результате – такое было не раз.

– На что жалуются чаще всего?
– Значительное число проверок проводим по нацпроектам. Это делается по обращениям федеральных структур финансового контроля. Основной предмет их проверки – нецелевое использование бюджетных средств. Но такая проверка не будет полной без анализа соблюдения закона о размещении заказов. Поэтому привлекаются наши специалисты.

– Как быстро следует рассматривать жалобу?
– Установлен срок в 5 календарных дней с момента обращения. Уже на следующий день после поступления жалобы мы должны назначить дату и время ее рассмотрения и направить уведомления всем участникам конфликта. Рассматривают жалобу члены постоянно действующей комиссии. Заседания комиссии идут у нас практически ежедневно. Жалоб на наши решения пока нет.

– А как реагирует на ваши действия заказчик?
– В соответствии с законом он обязан исполнять наши предписания. После получения от нас уведомления о рассмотрении поступившей жалобы следует остановка заказчиком всей процедуры конкурса. И возобновить работу после конкретной жалобы он может только вслед за принятием нами решения.

– И нет никаких исключений?
– Их по закону и быть не может. Но я считаю, что какие бы нарушения ни были, рассмотрение жалобы не должно тормозить работу над госзаказом. Поскольку речь идет о государственных нуждах и они важны, надолго останавливать процесс реализации госзаказа невозможно. Если нарушение будет обнаружено, его виновников наказать можно всегда, а делу не будет нанесен существенный ущерб.

– Так поступают только в нашей стране?
– Нет. В середине февраля у нас проходил представительный форум, посвященный закону № 94. Мероприятие инициировала «Деловая Россия». Присутствовали на конференции депутаты Госдумы, наши руководители из Москвы, было много ученых и экономистов, представителей бизнеса, строителей, дорожников.
На форуме российский закон сравнивали с аналогичными законами на Западе и резко критиковали. Подчеркивали, что уровень расхода бюджетных денег как критерий его эффективности работает плохо. По мнению участников форума, чтобы средства не уходили впустую, а расходовались с толком, при выборе подрядчика важны его квалификационные характеристики, имидж. Однако закон какую-либо квалификацию конкурентов игнорирует.

– Как оценили участники конференции реализацию госзаказа через аукцион?
– Они требовали исключения аукционов из практики. Их использование считается опасной тенденцией для строительного рынка. Зато высоко оценили конкурс – он универсален при больших и малых заказах. В частности, по утверждению выступавших ученых, на Западе аукцион при госзаказе подрядных работ вовсе не применяется, а конкурс используется широко и проводится в несколько этапов.
Таким образом, осуществляется максимальная защита бюджетных денег от фирм-однодневок. У нас они нередко побеждают на конкурсах и приносят заметный ущерб заказчику.

– Участвует ли ваше Управление в контроле над ходом выполнения подряда тем или иным победителем конкурса?
– Для контроля над этим процессом закон нам полномочий не дал. Но заказчик в рабочем порядке нам на это периодически жалуется. И особенно – на отсутствие реестра. Функция у нас прописана, но вести контроль пока может только заказчик. При данной редакции закона он вынужден ждать решения правительства.

– О каких суммах говорится в обращениях ваших жалобщиков?
– Расскажу о госзаказе на приобретение дорогостоящего музыкального инструмента для одного из культурных заведений города. Это контракт на несколько сотен миллионов рублей. Заказчик, получив наше решение и предписание об устранении нарушений, работу по заключению контракта приостановил и заключать его не стал.

– Есть ли разница в практике распределения госзаказа в Петербурге и Ленинградской области?
– Отмечу значительные наработки, которые накопил КЭРППиТ Северной столицы. Этот комитет приучил всех выполнять жесткие правила, установленные законом. Здесь чувствуется в основном отчетливое понимание ФЗ № 94. Другой такой профессиональной методической проработки документации в регионах мы не знаем.

– Виктор Александрович, буквально только что пришло сообщение о том, что с начала 2008 г. госзакупки на цели капитального строительства, ремонта и реконструкции могут идти только через аукцион. Как вы прокомментируете эту новость?
– Без комментариев.

Беседовал Валентин Воронов

Тел. (812) 315-3875


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна