Стеречь сундук с деньгами или строить?
Будущее госзаказа в строительстве – поворот в сторону аукционов
В последние годы Комитет по строительству превратился в крупнейшего
заказчика.
Объем городского заказа в Санкт-Петерубрге будет значительно увеличиваться
и в дальнейшем.
О
практике этой работы и проблемах, связанных с госзаказом, рассказывает
председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Р. Е. Филимонов.
– Роман Евгеньевич, в чем состоит осуществление вашим комитетом
функций государственного заказчика на строительство и реконструкцию
объектов жилищного и общегражданского назначения?
– В связи с принятием в 2005 г. Федерального закона
№ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд» полномочия Комитета
по строительству в сфере госзаказа существенно изменились. Наша роль
при размещении крупных заказов стала более ограниченной.
Работа нашего комитета по организации конкурсных и внеконкурсных процедур
начинается с формирования адресных инвестиционных программ, финансируемых
за счет городского и федерального бюджетов.
Под каждую адресную инвестиционную программу, которая формируется ежегодно,
мы планируем закупки по способам размещения. Определяется и то, каким
образом делать этот выбор – через конкурсную или внеконкурсную процедуру.
На основе выделенных бюджетом средств на реконструкцию или строительство
объектов мы и намечаем тот или иной способ размещения закупки.
– Ваш комитет может и сам проводить конкурсы?
– Мы имеем право проводить конкурс в соответствии с
действующим законом, когда объем закупки не превышает 15 млн рублей.
Можем обращаться и к котировке – но на сумму, не превышающую 250 тысяч
рублей. Нам разрешено размещать заказ и у единственного поставщика на
сумму свыше 15 млн рублей, если возникают обстоятельства непреодолимой
силы или объявленный конкурс по какой-то причине не состоялся.
И следует завершающая стадия – подписание государственного контракта
с победителем. С этого момента госзаказ считается размещенным.
– Как при подготовке конкурсов ваш комитет контактирует
с КЭРППиТ?
– На стадии организации тендера Комитет экономического
развития, промышленной политики и торговли уполномочен осуществлять
функции по размещению госзаказа для комитетов, администраций районов
на сумму свыше 15 млн рублей.
При проведении таких конкурсов мы готовим тендерную документацию
и направляем в КЭРППиТ на утверждение.
– Каков сценарий дальнейших событий?
– Комитет экономического развития сам проводит тендер,
объявляет о проведении конкурса. К нему же поступают заявки от конкурсантов,
денежное обеспечение конкурсной заявки, осуществляется и вскрытие конвертов.
После оглашения заявок формируется рабочая группа, в которую входят
и представители Комитета по строительству.
Она изучает поданные заявки на соответствие требованиям законодательства
и дает заключение, которое представляется на рассмотрение Государственной
конкурсной комиссии для принятия решения о выборе генподрядчика. При
этом Комитет по строительству как заказчик выносит свое заключение по
каждому конкурсанту и направляет его в рабочую группу. Она может согласиться
с нашими выводами или нет.
Мы проверяем как формальное заполнение заявки, так и соответствие участника
тендера техническим требованиям. Последнее для нас имеет особое значение.
Мы пристально смотрим за тем, чтобы не было демпинга.
Для нас также важно, прибегнул или нет конкурсант к необоснованному
снижению цены, что можно понять на основании его предложения. В нем
он отражает, за счет чего возможно реальное снижение цены. И, как правило,
если участник тендера профессионально изучил конкурсную документацию
и взвешенно оценил свои возможности, то понижение цены будет не очень
большим.
В
2006 году экономическая эффективность от размещения государственного
заказа на конкурсной основе составила 768 978 659 рублей. В том числе
экономия лимита капитальных вложений – 239 721 151 рубль.
– Кто заключает договор с победителем торгов и контролирует
его выполнение?
– Контракт с победителем заключает только государственный
заказчик, то есть наш комитет, даже если конкурсную процедуру проводил
Комитет экономического развития. Государственный заказчик контролирует
выполнение условий контракта и дополнительного соглашения. Он же осуществляет
технический контроль и надзор.
На стадии исполнения контракта мы контролируем объемы, сроки, качество
работ, соблюдение действующих тарифов. Генподрядчик не может превысить
заявленную смету, изменить виды работ и стройматериалов, которые были
указаны в контракте. Государственный заказчик осуществляет и приемку
выполненных работ.
– Роман Евгеньевич, кроме жилых домов, что является объектами
госзаказа для Комитета по строительству?
– Большой акцент делается на реализации социальных программ.
В 2007 г. планируется построить 7 детских садов и 3 школы. А в 2008
г. будут заложены еще 6 школ и 3 детских сада.
Около 222 миллионов рублей выделено на реконструкцию художественных
школ, театров и других объектов городским бюджетом.
Огромные средства заложены на строительство жилья для государственных
нужд. В 2007 г. мы планируем построить 260 тысяч кв. метров жилья. Они
предназначены для очередников и расселения ветхого и аварийного фонда.
А на будущий год предусмотрен самый большой в практике нашего комитета
объем ввода жилья – 460 тысяч кв. метров.
Не забываем мы и про обязательства города по вопросам инженерной подготовки
территорий. Что тоже является немаловажным аспектом при жилищном строительстве.
На эти цели планируется затратить 1,8 млрд рублей. Этот показатель в
два раза больше, чем заложено в прошлом году.
Мы завершим инженерную подготовку 56 квартала Северо-Приморской части.
И на 90% подготовим 59 квартал, кварталы 15 и 18 Юго-Западной Приморской
части города. Будут начаты работы в 55 и 58 квартале СПЧ и в кварталах
20, 21 Юго-Западной Приморской части.
– Удовлетворяет ли вас одобренная недавно Советом Федерации
новая редакция ФЗ № 94?
– Нас, как крупного государственного заказчика,
настораживает введение процедуры аукциона как единственной формы выбора
генподрядчика при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции.
Такая форма вместо выбора надежного и добросовестного партнера
может привести к негативным последствиям. К откровенному демпингу со
стороны компаний ради достижения корыстных целей.
Ведь по правилам аукциона мы будем вынуждены признать победителем демпингующую
компанию, а значит, у нас могут появиться случаи невыполнения госзаказа.
Единственной страховкой от таких случаев для нас, как государственных
заказчиков, остается денежное обеспечение исполнения контракта. Оно
по новой редакции ФЗ № 94 в обязательном порядке предоставляется участниками
аукциона еще до его начала.
Однако сохранение средств в бюджете хорошо только на первый взгляд.
При этом сохранении абсолютно невозможно решить актуальные задачи. Да
еще теряется много времени и средств на проведение повторных аукционов.
Проектирование, строительство и реконструкция школ и спортивных сооружений
для обеспечения государственных нужд
Виды объектов |
Адрес |
Годы выполнения |
Общеобразовательная школа |
СПЧ, кв. 53, корп. 17 |
2005–2007 |
Общеобразовательная шк. № 619 на 33 класса СМР кв. 55, корп. 26
2006–2007 |
СМР кв. 55, корп. 26 |
2006–2007 |
Общеобразовательная школа |
кв. 9, корп. 15 южной части г. Пушкина |
1999–2008 |
Строительство учебно-оздоровительного центра с бассейном «Дворец
творчества юных» |
наб. р. Фонтанки, д. 37 |
2007–2008 |
Реконструкция здания школы 1 №
104 |
ул. Харченко, д. 27 |
2007–2008 |
Реконструкция здания ПУ-48 |
ул. Фейгина, д. 7–9 |
2007–2008 |
Реконструкция здания для размещения Санкт-Петербургского архитектурно-строительного
колледжа |
Рижский пр., д. 3, лит. В |
2007–2008 (включая ПИР) |
Строительство бассейна |
ул. Ушинского, д. 35, корп. 2, лит. А |
2007–2008 |
Строительство бассейна на территории гимназии 1
№ 271 |
пр. Кузнецова, д. 25, корп. 2 |
2005–2007 |
Пристройка к зданию детского дома 1
№ 1 для размещения бассейна |
Счастливая ул., д. 6 |
2007–2008 (включая ПИР) |
Строительство реабилитационного бассейна |
ул. Руднева, д. 8, корп. 3 |
2007 |
Нам, как Комитету по строительству и как государственному заказчику,
необходимо строить жилье, различные объекты социальных программ, а «не
стеречь сундук с деньгами».
В этом году для нас основным способом распределения госзаказов
остается конкурсная процедура. Устраивает она, как показывает практика
последнего года, и строителей. А теперь, если законодательство не будет
отредактировано до конца нынешнего года, придется переходить на иной
и единственный вариант – аукционы.
Беседовал Валентин Воронов
Тел. (812) 310-5548