Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 93 май 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Каждый сам себе заказчик
Система госзаказа в Ленинградской области

Ленинградская область пока не пошла по пути создания органа, уполномоченного на размещение государственного заказа.
Сегодня каждый заказчик в лице муниципальных образований или комитетов и управлений областного правительства самостоятельно занимается этим вопросом.

Консолидированный бюджет 2007 года предполагает закупку товаров и услуг для нужд Ленинградской области на сумму более 13 млрд рублей. Следует заметить, что система размещения госзаказа в Ленобласти имеет весьма разветвленную структуру. В результате этого получение сводной информации существенно затруднено.
Если два года назад были предприняты шаги по централизации этого процесса (официальным организатором конкурсов стало ГУ «Агентство экономического развития Ленинградской области», были расширены полномочия Конкурсной комиссии Ленобласти), то в прошлом году, в связи с делегированием части полномочий муниципальным образованиям, заказчики различных уровней вновь стали заниматься размещением госзаказа самостоятельно. Однако вопрос о создании уполномоченного органа по размещению госзаказа с повестки дня не снят. К нему предполагается вернуться после того, как выйдет решение по проведению аукционов.

Председатель Конкурсной комиссии Ленинградской области Илья ТычинскийО работе Конкурсной комиссии Ленинградской области рассказывает ее председатель Илья Тычинский.

– Согласно федеральному законодательству государственный заказ может быть размещен без проведения торгов (у единого источника или методом котировок) и на тендерной основе (путем проведения аукционов и конкурсов). Аукционы у нас пока не проводятся. Размещением госзаказа методом котировок и у единого источника заказчики занимаются самостоятельно. Замечу, что таким способом размещается значительный объем заказа.
На долю конкурсов приходится порядка 30% закупок.
Полную картину по суммам и контрактам может дать только комитет финансов. При этом надо еще понимать, что у нас есть определенное количество контрактов в виде допсоглашений к контрактам предыдущих лет. Не надо забывать, что изменилась и сама система размещения заказов.
Если раньше мы проводили конкурсы по строительству или капитальному ремонту всех школ, больниц, соцучреждений, то сейчас все обстоит иначе. Если объект является собственностью муниципального образования первого или второго уровня, то вкладывать в него деньги, выступать заказчиком работ и проводить конкурсы должно само МО.

– Какие задачи решает областная Конкурсная комиссия?
– До 1 января 2006 г. у нас была централизованная система. Тогда секретариат конкурсной комиссии готовил конкурсную документацию, объявлял конкурсы, отвечал за прием заявок. По существу заказчики делали лишь техническое задание (что купить и на каких условиях), все остальное было заботой комиссии. Сейчас в соответствии с ФЗ ситуация изменилась. На уровне субъекта Федерации (Ленинградской области) уполномоченного органа по размещению государственного заказа не создано.
Следовательно, всю работу, связанную с объявлением конкурса, выполняют заказчики. Они принимают решение о проведении конкурса, готовят ТЗ, утверждают конкурсную документацию, объявляют конкурс, принимают заявки. В назначенный срок приносят эти заявки на комиссию, мы их вскрываем, сопоставляем, оцениваем, определяем победителя.

– Насколько активно проходят конкурсы в этом году?
– В соответствии с решением областного правительства размещение госзаказа должно быть завершено до 1 июля. Отмечу, что если конкурсы необходимо проводить в начале года, то финансирование работ осуществляется согласно финансовому плану. Например, уже сейчас объявлен конкурс на закупку новогодних подарков для детей. Естественно, деньги на эти закупки предусмотрены в четвертом квартале. Это делается, во-первых, для того, чтобы стало ясно, освоят ли запрошенные деньги заказчики и будут ли заключены контракты.
Во-вторых, появляется время, чтобы перераспределить средства, например сэкономленные на конкурсе.

– Сэкономленные средства пойдут на дополнительные закупки?
– Конечно. Мы не просто экономим деньги, а закупаем больше продукции, чем планировалось первоначально из расчета начальной цены.
В строительстве такой подход не действует, там эти вопросы решаются по-другому. Если речь идет о переходящем объекте, то здесь перераспределения средств не будет. Сколько выделено на текущий год денег, столько и должно быть освоено.
Разница между начальной ценой и ценой контракта будет учтена в последующие годы строительства. Но если объект предусматривается отремонтировать в этом году, то разницу между начальной стоимостью контракта и предложенной ценой (экономию) надо будет перераспределить.

– На днях на совещании в областном правительстве один из строителей пожаловался, что информация о конкурсах появляется поздно и компании не успевают подготовить конкурсную документацию…
– По закону заказчик должен разместить объявление минимум за 30 дней до конкурса. У нас срок получается, как правило, порядка 35–40 дней. Подрядчикам надо просто регулярно отслеживать информацию на сайте. Хорошему специалисту достаточно недели, чтобы подготовить на конкурс свое предложение. Тем более что сейчас единственный документ, требующий официального подтверждения, – выписка из единого государственного реестра юридических лиц. Остальные документы оформляются самой организацией.

– Были ли случаи, когда победитель не выполнял должным образом свои обязательства и с ним расторгался контракт?
– Комитет финансов у нас отвечает за ведение реестра недобросовестных поставщиков. Я слышал, что есть несколько обращений от разных комитетов о включении в этот реестр такого рода организаций. Однако замечу, что заказчик еще до объявления конкурса должен подумать, как обезопасить себя от недобросовестных поставщиков и подрядчиков. Например, незачем предусматривать авансирование. Выполнил подрядчик работу – получил деньги.
Отсечь от конкурса несолидные фирмы поможет механизм обеспечения контрактов. Подрядчик, зарезервировавший 30% от общей стоимости подряда, вряд ли захочет довести ситуацию до расторжения контракта и потерять эти деньги. Сейчас у нас идет очень серьезный конкурс на строительство Свирской психоневрологической больницы. Начальная стоимость контракта превышает 200 млн рублей, обеспечение контракта – 30 млн.
Считаю, что за бюджетным строительством должен осуществляться жесткий технадзор, в конкурсной документации и техническом задании должны быть четко прописаны этапы работ: по срокам, по объемам и видам.
Начальный же этап необходимо прописать предельно подробно. В этом случае не надо будет ждать по полгода, чтобы установить, что подрядчик срывает контракт. Достаточно одного месяца! За это время с бюджетного счета еще не будет снято ни копейки. Тогда любая организация, зная алгоритм действия заказчика, не просчитав досконально свои возможности, не пойдет на конкурс.

– ФАС рекомендует более активно размещать госзаказ с помощью аукционов. Как вы относитесь к этой идее?
– Считаю, что многие товары и услуги нецелесообразно проводить через аукцион. Уже почти решено, что все работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту должны проходить через аукцион. Но при этом мы должны понимать, что в этой ситуации критерием оценки будет только цена.
Недавно мы провели конкурс на ремонт здания действующего наркологического диспансера. На конкурс были представлены несколько предложений, два из которых оказались интересными. Разница в цене у них небольшая, но они очень серьезно различались по срокам. Один претендент предложил сделать ремонт за 5 месяцев, другой – за 48 дней. При том, что действующий диспансер не предусматривает переселение больных, важно сделать ремонт быстрее. И, учтя мнение заказчика, мы отдали предпочтение организации, запросившей чуть большую цену, но предложившей существенно меньшие сроки. Если подобная ситуация возникнет на аукционе, то победитель определится по минимальной цене.

– Действительно ли в конкурсах по строительству больше участвуют петербургские компании?
– Это и не удивительно, ведь петербургский строительный комплекс обладает большей мощностью. В среднем на одну областную компанию, участвующую в конкурсе, приходится две-три строительные организации из Петербурга.

Беседовала Наталья Соколова

Тел. 579-5245

Комментарий чиновника

Николай Пасяда, вице-губернатор Ленинградской области:
– В проведении конкурсов есть свои плюсы и минусы. Плюс – то, что мы за счет конкурсов экономим бюджетные средства: по федеральным законам основным критерием отбора является минимальная цена. Однако заказ могут получить недобросовестные компании, которые, установив минимальную цену и воспользовавшись авансами, не сумеют должным образом освоить выделенные бюджетные средства на строительство или ремонт объекта.
Такой отрицательный опыт у нас уже есть. Используются не те технологии и материалы, которые предусмотрены по проекту…
Наше терпение заканчивается, мы готовы идти на разрыв контрактов с такими подрядчиками. Есть случаи, когда вместо свай 14 м забивают сваи 9 м… Это повод, чтобы занести предприятие в черный список.

 


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна